Статистика государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 14:20, контрольная работа

Описание

Государственный бюджет — важный инструмент государственного ре¬гулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных катего¬рий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих со¬держание и направленность фискальной политики. Более конкретно за¬дачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы опреде¬лить:
- общую величину доходов и расходов государственного бюджета, раз¬мер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над рас¬ходами (профицит);
- структуру доходов государственного бюджета;
- структуру расходов государственного бюджета;
- источники финансирования бюджетного дефицита;
- размеры государственного внутреннего долга;
- эффективность проведения государством фискальной политики;
- влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 3
II. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ 3
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 6
III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ 11
1.2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ И КРЕДИТОВАНИЯ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ. 12
1.3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ И КРЕДИТОВАНИЯ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ 13
1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 14
1.5 КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. 17
IV. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
V. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа состоит из  1 файл

Финансы.doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)
 
 

    Неналоговые поступления — это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).

    Официальные трансферты (в государственном бюджете) — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций), полученные от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц).

    Необходимо  иметь в виду, что при исчислении дефицита (или профицита) Международный  валютный фонд рекомендует объединять полученные официальные трансферты с категорией «доходы» и рассматривать их как операции, которые сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория «полученные официальные трансферты» выделяет классификации в отдельный раздел, чтобы можно было осуществлять любую необходимую перегруппировку данных.                

    Расходы — это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

    Кредитование  минус погашение (чистое кредитование) включает операции учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.  

    В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с  расходами и рассматривается как фактор, влияющий на бюджетный дефицит. Если кредитование осуществляется между различными структурами или уровнями государственного управления, то две стороны одной операции отражаются асимметрично: орган-кредитор показывает кредитование, объем которого определяет дефицит, а орган-заемщик – заимствование с целью финансирования дефицита. Следует отметить асимметричную трактовку в статистике государственного бюджета кредитования и заимствования. Кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчеты дефицита в разные годы, тогда как заимствование не включается в доходную часть бюджета, а рассматривается как источник финансирования дефицит

    Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов завычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».

    Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки  зрения финансирования дефицита он может быть определен как: 

    Дефицит = (Заимствование — Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств. 

    В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный долг — неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включаются внутри- и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, и прочие обязательства этих органов, а также необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностроннем порядке, и любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.

    Для аналитических целей наряду с  основными показателями применяются другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики. Исходной посылкой при формировании системы показателей, характеризующих динамику и структуру государственного бюджета, является то, что доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы необходимы для удовлетворения общегосударственных потребностей.

    Итог  финансовой деятельности государства  выражается, как указывалось выше, в превышении доходов над расходами (профиците). Принято считать финансовое положение страны нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета — инфляционным или неинфляционным, каково соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита. В Российской Федерации с 1995 г внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета стало обеспечиваться преимущественно неинфляционными способами, т. е. за счет внешних заимствований и операций с ценными бумагами. Во второй половине 90-х гг. финансирование бюджетного дефицита за счет внутренних и внешних источников осуществлялось примерно равными долями.

    Масштабы  перераспределительных процессов  посредством государственного вмешательства  отражает показатель, определяющий отношение  доходной части государственного бюджета  к ВВП. Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поэтому их показатели отражают разные механизмы перераспределения финансовых ресурсов вертикального и горизонтального характера (межотраслевой и межтерриториальный). Статистические данные о государственном бюджете выполняют и контрольную функцию, так как с их помощью можно определить, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от хозяйствующих субъектов и соответствует ли размер этих ресурсов объему общественных потребностей и их составляющим, ранжированным в порядке первоочередности. Формами прямого и косвенного воздействия на экономику являются: субсидирование предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование, субвенции и др.   

    Анализ  выполнения бюджета (см. табл.3) (для Российской Федерации возможны такие варианты, как консолидированный бюджет, федеральный и территориальные бюджеты) может быть осуществлен путем исчисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также по их видам и целевому использованию. 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 3. Исполнение федерального бюджета Российской Федерации в 1998 г5.

( миллиардов  рублей) 

  Утвержденный бюджет Фактическое исполнение Фактическое исполнение, в процентах
К утвержденному бюджету к ВВП
 Доходы - всего 367,5 302,4 82,3 11,3
    из них:        
  налоговые доходы 307 236 76,9 8,8
     из них:        
   налог на прибыль 48,1 34,9 72,5 1,3
   налог на добавленную стоимость 141,3 104,7 74,1 3,9
   акцизы 78,7 52,5 66,6 1,9
  неналоговые доходы 28,5 39,7 139,2 1,5
     из них от:        
   внешнеэкономической деятельности 6,9 15,4 224,2 0,6
   продажи принадлежащего государству имущества 8,1 15,2 187,6 0,6
 Расходы - всего
499,9 388,9 77,8 14,5
 Дефицит 132,4 86,5 65,4 3,2
 
 

      На основе статистических данных  можно определить влияние факторов, обусловивших отклонение от плана. Например, исходными для налоговых доходов могут два фактора: изменение налоговой базы и налоговой ставки.     

    Влияние первого фактора на абсолютный прирост  налога можно считать по формуле:                                  

    Прирост Нб= (Б1 – Б0)/С0, 

    а абсолютный прирост налога, обусловленный  изменением налоговой ставки, рассчитывается по формуле:                      

    Прирост Нс = (С1 – С0)/Б1, 

    где Б1 и Б0 — размер налоговой базы соответственно в отчетном и базисном (плановом) периоде;     

          С1 и С0 — уровень налоговой ставки соответственно в отчетном и базисном (плановом) периоде.            

      Алгебраическая сумма прироста  налогов в результате этих  двух  факторов равна общему  приросту суммы налоговых доходов по анализируемому виду налогов.

  1. Международные бюджетные классификации
 

      Упорядочение информации об операциях  учреждений государственного управления, осуществляемое с помощью классификаций,  позволяет проанализировать, в какой  степени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счет имеющихся в наличии ресурсов, без привлечения заемных средств или средств, накопленных за прошлые периоды. Этот принцип положен в основу классификаций государственного бюджета.

    В результате классификации устанавливается  сходство между операциями государственного управления, и группируются сотни  и тысяч дельных операций и  программ, входящих в состав основных компонентов, в относительно однородные категории, которые помогают выявить характер, структуру и экономическое воздействие таких показателей, как доходы, полученные официальные трансферты, расходы, кредитование минус погашение, финансирование и долг.

    Операции, входящие в состав основных компонентов, классифицируются в соответствии с видом деятельности либо сегментом рынка, функционирующего вне сектора государственного управления, на которые они оказывают воздействие. Механизм такого воздействия состоит в изменении соотношения спроса и предложения путем изменения уровня налогов или объема субсидий, рыночной конкуренции на товары и услуги либо увеличения или уменьшения объема финансовых требований и обязательств на финансовых рынках.

    Предлагаемая  Международным валютным фондом система  классификаций, определяющая структуру системы показателей государственного бюджета, включает следующие разделы:

      А. Классификация доходов и  полученных официальных трансфертов

      Б. Классификация расходов и  кредитования за вычетом погашения

      В. Классификация операций финансирования бюджетного дефицита

    Г. Классификация государственного долга. Рассмотрим более подробно эти основные классификации государственного бюджета.

    Классификация доходов и полученных официальных  трансфертов

    I. Общие доходы и полученные  официальные трансферты (II + VII)

    II. Общие доходы (III + VI)

    III. Текущие доходы (IV + V)

    IV. Налоговые поступления

    1. Подоходные налоги, налоги на  прибыль, налоги на увеличение  рыночной стоимости капитала

    2. Отчисления на социальное страхование

    3. Налоги на фонд заработной  платы и рабочую силу

    4. Налоги на собственность

    5. Внутренние налоги на товары  и услуги

    6. Налоги на международную торговлю  и внешние операции

    7. Прочие налоги

    V. Неналоговые поступления

    VI. Доходы от операций с капиталом

    VII. Полученные официальные трансферты

    В классификации доходов прежде всего выделяются налоги (или наложные поступления), представляющие собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи учреждениям государственного управления, и неналоговые поступления. Налоги классифицируются по характеру базы, с которой взимается налог, либо по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обязательство, например, импортирование продукции, продажа товаров и услуг, получение доходов.

    Текущие неналоговые поступления группируются по их характеру (доходы от собственности, выручка от реализации и комиссионные сборы, Штрафы или частные пожертвования).

Информация о работе Статистика государственного бюджета