Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа
Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства.
Выбранную Россией рыночную модель трудно представить себе без разветвленной финансово-устойчивой системы страхования.
Введение
Глава 1. Исторические аспекты развития страхового рынка
Глава 2. Общая характеристика страхового рынка
2.1. Понятие, место и функция страхового рынка.
2.2. Классификация в страховании.
2.3. Государственное регулирование страховой деятельности.
Глава 3. Современное состояние страхового рынка России
Глава 4. Проблемы и перспективы развития страхового рынка России.
Заключение
Список использованых источников и литературы
Государственный надзор за страховой деятельностью по содержанию разграничивается на предварительный и текущий. К предварительному надзору относится проверка соответствия страховых организаций установленным требованиям и выдача лицензий на право осуществления определенных видов страховой деятельности, а также регистрация объединений страховщиков и внесение в реестр страховых брокеров. К текущему надзору относится проверка соблюдения требований законодательства профессиональными участниками страховой деятельности: обзор и анализ отчетности, приостановление и отзыв лицензий, исключение страховых брокеров из реестра и т.п.
Государственное воздействие на страховую деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование страховой деятельности (рис.2).
Государственное страхование |
| Лицензирование |
Обязательное страхование | Соблюдение страхового законодательства | |
Антимонопольное регулирование | Тарифы | |
Уставный капитал | Перестрахование | |
Налогообложение | Формированием размещение резервов | |
Аудит | Платежеспособность | |
| Обеспечение гласности |
Рис. 2 Государственное регулирование страхового рынка
Основным источником правового регулирования страховой деятельности и страхового надзора в Российской Федерации является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и принятые Росстрахнадзором: Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19 мая 1994г., Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, от 19 июня 1995 г., Положение о страховом пуле от 18 мая 1995 г., Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации от 19 февраля 1995 г., Правила размещения страховых резервов от 14 марта 1995 г., Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни от 18 марта 1994 г., Положение о порядке проведения валютных операций по страхованию и перестрахованию, утвержденное ЦБ РФ 15 декабря 1995 г. и пр.[12]
Страховой надзор в настоящее время осуществляет департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Основные функции надзора определены в ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»: а) выдача страховщиками лицензий на осуществление страховой деятельности; б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров; в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности; д)разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности; е) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.
Для исполнения возложенных обязанностей федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе: а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении. Многие сведения поступают от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан; б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности представляемой ими отчетности; в) при выявлении нарушений страховщиками требований закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий; г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.
Для осуществления текущего надзора за деятельностью страховых организаций постановлением Правительства РФ от 26 июня 1993 г. «О территориальных органах страхового надзора», предусмотрено создание территориальных органов страхового надзора, которые вправе проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также граждан.[3 стр. 245]
Страхование в нашей стране прошло несколько этапов в дореволюционный и послереволюционный периоды. Основной формой страхования в дореволюционном периоде было добровольное страхование, которое осуществлялось акционерными обществами, обществами взаимного страхования и земскими обществами. В послереволюционном периоде страхование прошло два этапа: в условиях социализма (при государственной монополии на этот вид деятельности) и в условиях становления рыночной экономики.
При государственной страховой монополии страхование представляло населению чрезвычайно узкий спектр услуг, дополняющих систему государственного социального обеспечения (соцстрах).
Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, резкое снижение сферы государственного воздействия на развитие производственных отношений и распределение материальных благ, в корне изменили процесс формирования отечественного страхового рынка, его содержание, виды страховых услуг, предлагаемых физическим и юридическим лицам.
Началом создания отечественного добровольного страхования следует считать факт реальной демонополизации страховой деятельности и, как следствие этого - быстрый рост числа альтернативных страховых организаций. Предпосылками развития страхового дела в нашей стране явились: 1) укрепление негосударственного сектора экономики; 2) рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц, как источника спроса на страховые услуги. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования, а также приватизация государственного жилого фонда; 3) сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного социального страхования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий должно восполняться различными формами личного страхования.
Общественное развитие России обусловило необходимость перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и предложения.
В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31 марта 2011 зарегистрированы 614 страховщиков, из них 607 страховых организаций и 7 обществ взаимного страхования.
Общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 1 квартал 2011 составила соответственно 303,76 и 193,06 млрд. руб. (118,1% и 111,3% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года). В таблице 1 представлены выплаты по добровольному личному страхованию, где видно что основная масса страховых выплат производится по медицинскому страхованию.
Таблица 1
Страховые премии и выплаты по добровольному личному страхованию.
Виды страхования | Страховые премии | Выплаты | ||||
Млрд. руб |
% к Общей сумме | % к соответствующему периоду предыдущего года |
Млрд. руб |
% к Общей сумме | % к Соответст- вующему периоду предыдущего года | |
Страхование от несчастных случаев и болезни | 10,09 | 16,7 | 128,5 | 1,74 | 9,1 | 152,6 |
Медицинское страхование | 43,79 | 72,4 | 114,3 | 15,67 | 82,3 | 120,9 |
Итого по личному страхованию (кроме страхования жизни) |
53,88 |
89,1 |
116,7 |
17,41 |
91,4 |
123,5 |
Общие сведения о страховых премия и выплатах за 1 квартал 2011 года предоставлены в таблице 2
Таблица 2
Общие сведения о страховых премия и выплатах
за 1 квартал 2011 г.
Виды страхования | Страховые премии | Выплаты | ||||
Млрд. руб |
% к Общей сумме | % к соответствующему периоду предыдущего года |
Млрд. руб |
% к Общей сумме | % к Соответст- вующему периоду предыдущего года | |
Наземного транспорта, кроме средств железнодорожного транспорта. | 32,76 | 44,4 | 118,2 | 23,43 | ,72,9 | 93,3 |
Железнодорожного транспорта | 0,43 | 0,6 | 393,3 | 0,02 | 0,06 | 90,5 |
Воздушного транспорта | 1,13 | 1,5 | 106,6 | ,011 | 0,3 | 57,1 |
Водного транспорта | 1,39 | 1,9 | 106,1 | 0,45 | 1,4 | 105,9 |
грузов | 4,6 | 6,2 | 131,4 | 0,53 | 1,7 | 158,3 |
Сельскохозяйственное страхование | 0,94 | 1,3 | 214,7 | 2,48 | 7,7 | 200,0 |
Имущества юр лиц и граждан | 32,57 | 44,1 | 118,0 | 5,14 | 16,0 | 81,2 |
Итого по добровольному страхованию имущества | 73,82 | 100,0 | 119,6 | 32,16 | 100,0 | 95,5 |
Информация о работе Страховой рынок РФ проблемы и перспективы развития