Страховой рынок РФ проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства.
Выбранную Россией рыночную модель трудно представить себе без разветвленной финансово-устойчивой системы страхования.

Содержание

Введение
Глава 1. Исторические аспекты развития страхового рынка
Глава 2. Общая характеристика страхового рынка
2.1. Понятие, место и функция страхового рынка.
2.2. Классификация в страховании.
2.3. Государственное регулирование страховой деятельности.
Глава 3. Современное состояние страхового рынка России
Глава 4. Проблемы и перспективы развития страхового рынка России.
Заключение
Список использованых источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансам.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

Государственный надзор за страховой деятельностью по содер­жанию разграничивается на предварительный и текущий. К предварительному надзору относится проверка соответствия страховых организаций установленным требованиям и выдача лицензий на право осуществления определенных видов страховой дея­тельности, а также регистрация объединений страховщиков и вне­сение в реестр страховых брокеров. К текущему надзору относится проверка соблюдения требова­ний законодательства профессиональными участниками страховой деятельности: обзор и анализ отчетности, приостановление и отзыв лицензий, исключение страховых брокеров из реестра и т.п.

Государственное воздействие на страховую деятельность осуще­ствляется через представляемую отчетность о деятельности стра­ховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регу­лирование страховой деятельности (рис.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное страхование

 

Лицензирование

Обязательное страхование

Соблюдение страхового законодательства

Антимонопольное регулирование

Тарифы

Уставный капитал

Перестрахование

Налогообложение

Формированием размещение резервов

Аудит

Платежеспособность

 

Обеспечение гласности

 

Рис. 2 Государственное регулирование страхового рынка

 

Основным источником правового регулирования страховой дея­тельности и страхового надзора в Российской Федерации является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федера­ции» и принятые Росстрахнадзором: Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19 мая 1994г., Положение о порядке дачи предписания, ограничения, при­остановления и отзыва лицензии на осуществление страховой дея­тельности, от 19 июня 1995 г., Положение о страховом пуле от 18 мая 1995 г., Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на терри­тории Российской Федерации от 19 февраля 1995 г., Правила раз­мещения страховых резервов от 14 марта 1995 г., Правила форми­рования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни от 18 марта 1994 г., Положение о порядке про­ведения валютных операций по страхованию и перестрахованию, ут­вержденное ЦБ РФ 15 декабря 1995 г. и пр.[12]

Страховой надзор в настоящее время осуществляет департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Основные функ­ции надзора определены в ст. 30 Закона РФ «Об организации стра­хового дела в РФ»: а) выдача страховщиками лицензий на осущест­вление страховой деятельности; б) ведение единого Государствен­ного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров; в) контроль за обоснованностью стра­ховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; г) установление правил формирования и размещения страховых ре­зервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности; д)разработка нормативных и методичес­ких документов по вопросам страховой деятельности; е) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в ус­тановленном порядке предложений по развитию и совершенство­ванию законодательства Российской Федерации о страховании.

Для исполнения возложенных обязанностей федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью впра­ве: а) получать от страховщиков установленную отчетность о страхо­вой деятельности, информацию об их финансовом положении. Мно­гие сведения поступают от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан; б) производить проверки со­блюдения страховщиками законодательства о страховании и досто­верности представляемой ими отчетности; в) при выявлении наруше­ний страховщиками требований закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об от­зыве лицензий; г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвида­ции страховщика в случае неоднократного нарушения последним за­конодательства РФ, а также о ликвидации предприятий и организа­ций, осуществляющих страхование без лицензий.

Для осуществления текущего надзора за деятельностью страхо­вых организаций постановлением Правительства РФ от 26 июня 1993 г. «О территориальных органах страхового надзора», предусмот­рено создание территориальных органов страхового надзора, кото­рые вправе проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового за­конодательства, получать от страховщиков установленную отчет­ность о страховой деятельности, информацию об их финансовом по­ложении, получать необходимую информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также граждан.[3 стр. 245]

 

 

 

 


Глава 3. Современное состояние страхового рынка России

Страхование в нашей стране прошло несколько этапов в дореволюционный и послереволюционный периоды. Основной формой страхования в дореволюционном периоде было добровольное страхование, которое осуществлялось акционерными обществами, обществами взаимного страхования и земскими обществами. В послереволюционном периоде страхование прошло два этапа: в условиях социализма (при государственной монополии на этот вид деятельности) и в условиях  становления рыночной экономики.

При государственной страховой монополии  страхование представляло населению чрезвычайно узкий спектр услуг, дополняющих систему государственного социального обеспечения  (соцстрах).

Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, резкое снижение сферы государственного воздействия на развитие производственных отношений и распределение материальных благ, в корне изменили процесс формирования отечественного страхового рынка, его содержание, виды страховых услуг, предлагаемых физическим и юридическим лицам.

Началом создания отечественного добровольного страхования  следует считать факт реальной демонополизации страховой деятельности и, как следствие  этого - быстрый рост числа альтернативных страховых организаций. Предпосылками развития страхового дела в нашей стране явились: 1) укрепление негосударственного сектора экономики;  2) рост объемов  и  разнообразия частной собственности физических и юридических лиц, как  источника  спроса на страховые услуги.   При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного  кредитования, а также приватизация государственного жилого фонда; 3) сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного социального страхования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий  должно восполняться  различными формами личного страхования.

Общественное развитие России обусловило необходимость перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и  предложения.

В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31 марта 2011 зарегистрированы 614 страховщиков, из них 607 страховых организаций и 7 обществ взаимного страхования.

Общая сумма страховых премий и выплат  по всем видам страхования за 1 квартал 2011 составила соответственно 303,76 и 193,06 млрд. руб. (118,1% и 111,3% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года). В таблице 1 представлены выплаты по добровольному личному страхованию, где видно что основная масса страховых выплат производится по медицинскому страхованию.

Таблица 1

Страховые премии и выплаты по добровольному личному страхованию.

 

 

Виды страхования

Страховые премии

Выплаты

 

 

Млрд.

руб

 

% к

Общей

сумме

% к соответствующему периоду предыдущего года

 

 

Млрд. руб

 

% к

Общей

сумме

% к Соответст-

вующему периоду предыдущего года

Страхование от несчастных случаев и болезни

10,09

16,7

128,5

1,74

9,1

152,6

Медицинское страхование

43,79

72,4

114,3

15,67

82,3

120,9

Итого по личному страхованию (кроме страхования жизни)

 

53,88

 

89,1

 

116,7

 

17,41

 

91,4

 

123,5

 

 

Общие сведения о страховых премия и выплатах за 1 квартал 2011 года предоставлены в таблице 2

Таблица 2

Общие сведения о страховых премия и выплатах

за 1 квартал 2011 г.

 

 

Виды страхования

Страховые премии

Выплаты

 

 

Млрд.

руб

 

% к

Общей

сумме

% к соответствующему периоду предыдущего года

 

 

Млрд. руб

 

% к

Общей

сумме

% к Соответст-

вующему периоду предыдущего года

Наземного транспорта, кроме средств железнодорожного транспорта.

32,76

44,4

118,2

23,43

,72,9

93,3

Железнодорожного транспорта

0,43

0,6

393,3

0,02

0,06

90,5

Воздушного транспорта

1,13

1,5

106,6

,011

0,3

57,1

Водного транспорта

1,39

1,9

106,1

0,45

1,4

105,9

грузов

4,6

6,2

131,4

0,53

1,7

158,3

Сельскохозяйственное страхование

0,94

1,3

214,7

2,48

7,7

200,0

Имущества юр лиц и граждан

32,57

44,1

118,0

5,14

16,0

81,2

Итого по добровольному страхованию имущества

73,82

100,0

119,6

32,16

100,0

95,5

Информация о работе Страховой рынок РФ проблемы и перспективы развития