Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:52, реферат
Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
ведение 3
Бюджет государства, его содержание и роль в макроэкономическом
регулировании 4
Принципы построения и структура бюджетной системы Российской
Федерации 6
Доходы и расходы федерального бюджета 12
Система межбюджетных отношений 16
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Как следует из Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система РФ основывается на следующих принципах:
единства;
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельности бюджетов;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
гласности;
достоверности бюджета;
адресности и
целевого характера бюджетных средств.
Принципы организации бюджетной системы.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов организации бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации. Этот документ до 1996 г. ежегодно утверждался приказами Министерства финансов РФ, а Федеральный закон № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» был принят лишь 15 августа 1996 г. В этот документ неоднократно вносились поправки, и в августе 2000 г. была принята новая редакция бюджетной классификации.
Бюджетная классификация РФ - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация, обеспечивая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, включает в себя:
классификацию доходов бюджетов РФ;
функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
классификацию
видов государственных
классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Разграничение доходов осуществляется при помощи подразделения их на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов -- виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К собственным доходам бюджетов относятся:
налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов;
неналоговые доходы в соответствии с бюджетным законодательством;
безвозмездные перечисления.
Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
В прежнем бюджетном законодательстве и бюджетной практике не было четкого различия между понятиями собственных и регулирующих доходов бюджетов. Действительно, различить их было трудно, поскольку речь в любом случае шла о частях (долях) доходов. Бюджетный кодекс РФ разделяет собственные и регулирующие доходы по периоду их установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие устанавливаются на год или на долговременной основе (не менее чем на три года). Отличие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется также видом нормативного документа, который их устанавливает. Иначе говоря, собственные доходы регламентируются законодательством в целом, а регулирующие -- законодательством РФ и субъектов РФ о соответствующем бюджете на очередной год.
Бюджетный кодекс РФ разграничил расходы по уровням бюджетной системы РФ. При этом различают:
расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;
расходы, совместно финансируемые из бюджетов всех уровней;
расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ;
расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.
Принцип самостоятельности бюджетов провозглашает:
право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
законодательное
закрепление регулирующих доходов
бюджетов, полномочий по формированию
доходов бюджетов каждого уровня
в соответствии с бюджетным и
налоговым законодательством
право органов
государственной власти и органов
местного самоуправления самостоятельно
определять направления расходования
средств и источники
недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
недопустимость
компенсации за счет бюджетов других
уровней бюджетной системы
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все эти доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
В Бюджетном кодексе РФ установлены нормы, регулирующие дефицит бюджета:
в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом в законе (решении) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета;
текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, местного бюджета;
размер дефицита
федерального бюджета не может превышать
суммарный объем бюджетных
размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета (в первоначальной редакции предел составлял 5%);
размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ (в первоначальной редакции предел составлял 3%);
в случае утверждения
законом субъекта РФ, нормативным
актом представительного органа
местного самоуправления о бюджете
на соответствующий год размера
поступлений от продажи имущества,
предельный размер дефицита бюджета
субъекта РФ, местного бюджета может
превышать установленные
Бюджетный
кодекс РФ установил «золотое»
правило: текущие расходы
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.
Принцип гласности означает:
обязательное
опубликование в открытой печати
утвержденных бюджетов и отчетов
об их исполнении, полноту представления
информации о ходе исполнения бюджетов,
а также доступность иных сведений
по решению законодательных (представительных)
органов государственной
обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.
В зарубежных публикациях
большое внимание уделяется принципу
прозрачности бюджета (transparensy), который
означает открытость и гласность в отношении
структуры и функций государственного
аппарата, целей фискальной политики,
государственных счетов и бюджетных прогнозов.
Реализация этого принципа предполагает
беспрепятственный доступ к достоверной,
полной, актуальной, отвечающей международным
стандартам информации о государственных
операциях. Соблюдение принципа прозрачности
в бюджетной сфере позволяет реально оценивать
текущее и перспективное финансовое положение
государства, принимать обоснованную
экономическую политику, обеспечивать
контроль за действиями правительства,
сравнивать финансовые операции, предусмотренные
бюджетами, с фактическими. Временный
комитет МВФ в 1998 г. принял Кодекс рекомендуемой
практики по обеспечению фискальной прозрачности
- декларация принципов. Этот документ
задуман как пособие странам - членам МВФ
в их стремлении добиться большей прозрачности
в бюджетной сфере, тем самым усилить контроль
за фискальной политикой и повысить доверие
к ней, что является непременным условием
эффективного государственного управления.
Комитет призвал страны - члены МВФ придерживаться
изложенных в Кодексе принципов и рекомендуемой
практики, признавая при этом, что на их
реализацию существенно повлияют различия
в системе бюджетных институтов, в правовой
системе, административном потенциале
разных стран и что этот процесс, безусловно,
потребует времени.