Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:52, реферат
Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
ведение 3
Бюджет государства, его содержание и роль в макроэкономическом
регулировании 4
Принципы построения и структура бюджетной системы Российской
Федерации 6
Доходы и расходы федерального бюджета 12
Система межбюджетных отношений 16
3. Доходы и расходы федерального бюджета
Федеральный бюджет
- центральное, стратегическое звено
бюджетной системы Российской Федерации.
Формирование эффективной бюджетной
системы является неотъемлемой частью
процесса развития государства, рыночной
экономики и открытого
Виды доходов федерального бюджета регламентируются ст. 49 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК). Они включают налоговые доходы (ст. 50 БК); неналоговые доходы (ст. 51 БК); доходы федеральных целевых бюджетных фондов (ст. 54 БК).
Рассмотрим состав, структуру и динамику доходов федерального бюджета в 2006-2008 гг. Прежде всего обращает на себя внимание высокий удельный вес налоговых доходов в общей сумме доходов: 84,34% в 2006 г. и 93,45% в 2008 г., т.е. на 8,75% выше. Доли основных налогов: акцизы - соответственно 18,40 и 15,76%; таможенные пошлины -- 19,26 и 15,97%; налог на прибыль (доход) предприятий и организаций - 7,61 и 14,47% и т.д. Таким образом, от научного обоснования налоговой политики государства, структуры налогов, порядка их исчисления и взимания, организации контроля за полной и своевременной мобилизацией налоговых поступлений, по сути дела, зависит практически более 90% государственной казны.
Неналоговые доходы составляли 6,97% в 1999 г. и 5,38% общих доходов федерального бюджета в 2001 г. Преимущественный удельный вес в неналоговых доходах приходится на доходы от внешнеэкономической деятельности.
Доходы целевых бюджетных фондов составляли 8,77% в 2006 г. и 1,17% общего объема доходов федерального бюджета в 2008 г.
Важной характеристикой доходов является их распределение между бюджетами. Объективной основой распределения доходов по уровням бюджетной системы является структура государственной и муниципальной собственности, а также разграничение собственности и предметов ведения -- полномочий и ответственности - между федеральными и субъектов РФ органами государственной власти и Органами местного самоуправления. Познакомимся с пропорциями распределения доходов между федеральным бюджетом и сводом бюджетов субъектов РФ.
Поскольку, как
уже отмечалось, федеральный бюджет
имеет определяющее значение в обеспечении
стабильности финансовой системы РФ
в целом и бюджетной системы
в частности, меры по его устойчивости
ежегодно регламентируются Законом
о федеральном бюджете. Так, например,
ст. 53 Федерального закона от 31 декабря
1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на
2000 год» предусматривала, что в целях обеспечения
защиты интересов федерального бюджета
и полноты мобилизации в нем финансовых
ресурсов Правительство РФ в случаях нарушения
отдельными субъектами РФ и закрытыми
административно-
приостанавливать
финансирование из федерального бюджета
федеральных программ и мероприятий,
осуществляемых на территориях соответствующих
субъектов РФ, перечисление средств,
предусмотренных разделом «Финансовая
помощь бюджетам других уровней» функциональной
классификации расходов бюджетов РФ,
и иных средств федерального бюджета,
установленных федеральным
прекращать выдачу лицензий и квот на экспорт;
приостанавливать поставку продукции, поступающей централизованно из государственных ресурсов.
Определяющая характеристика параметров любого бюджета -- структура его расходов. Предоставление бюджетных средств может осуществляться в следующих формах:
ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
средств на оплату
товаров, работ и услуг, выполняемых
физическими и юридическими лицами
по государственным или
трансфертов населению;
ассигнований
на осуществление отдельных
ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
кредитов и
заимствований внутри страны за счет
государственных внешних
кредитов иностранным государствам;
средств на обслуживание
долговых обязательств, в том числе
государственных или
Расходы бюджетов определяются направлениями и пределами, установленными федеральным законом, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований о бюджете на очередной финансовый год. Расходы бюджета классифицируются, как уже указывалось ранее, по ряду признаков, важнейшим из которых является характер выполняемых государством функций -- экономической, социальной, оборонной и др. Состав расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета, регламентирован ст. 84 БК.
Наибольший удельный вес приходится на расходы по обслуживанию государственного долга (24,8% в 2006 г., 20,09% в 2008 г.); национальную оборону (16,40% в 2006 г., 17,99% в 2008 г.); правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства (8,3% в 2006 г., 11,03% в 2008 г.); финансовую помощь бюджетам других уровней (10,4% в 2006 г., 15,64% в 2008 г.). Первоочередными задачами бюджетной политики на среднесрочную перспективу в области расходов (большинство из которых прямо относится к федеральному бюджету), должны стать следующие.
Установление
жестких смет расходов для всех государственных
органов и бюджетных
Следует завершить
формирование механизма, препятствующего
принятию законов без учета их
последствий для бюджетной
Расходная часть федерального бюджета должна стать инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей. Для этого необходимо овладеть современными методами оценки рациональности бюджетных расходов, внедрять индикаторы результативности затрат государственных средств.
Предстоит продолжить
оптимизацию сети высших и профессиональных
ученых заведений в соответствии
с потребностями страны. Нуждаются
в уточнении источники
В будущем 2012г. Правительству РФ предстоит разработать Концепцию реформирования системы социальных льгот и выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения и ликвидацию ведомственных льгот. Особые условия труда отдельных категорий работников должны отражаться в форме денежных выплат.
Осуществление государственных закупок (заказов) должно происходить прозрачно, на конкурсной основе.
Осуществление расходов на оплату бюджетными организациями потребляемых топливно-энергетических ресурсов должно быть жестко увязано с тарифной политикой государства в этой сфере.
Повышение оплаты
труда государственных служащих
в размерах, необходимых для обеспечения
конкурентоспособности
Хотя перечень
осуществляемых федеральных целевых
программ был существенно сокращен,
это сокращение произошло в основном
за счет объединения ранее
Обратимся далее
к одной из серьезных проблем
функционирования бюджетной системы
РФ. Наиболее острой бюджетной проблемой,
во многом определяющей характер социально-экономических
отношений между государством и
обществом, является несбалансированность
ресурсов и обязательств. Она присуща
всем уровням бюджетной системы,
и ответственность за сложившуюся
ситуацию в значительной мере лежит
именно на федеральных органах
Сложившаяся система межбюджетных отношений требует более глубокого и энергичного реформирования. В 2012 г. Правительство РФ должно утвердить программу развития бюджетного федерализма на период до 2015 г. Ее основной целью является установление четкого разграничения расходных и доходных полномочий, позволяющего обеспечить финансовую самостоятельность и ответственность региональных и местных органов власти, повышение их заинтересованности в эффективном управлении общественными финансами, поддержку экономического развития территорий, проведение структурных реформ. Федеральный бюджет на 2011 г. стал первым шагом на пути реализации этой программы.
Завершая анализ структуры доходов и расходов федерального бюджета, следует подчеркнуть еще одну задачу федерального бюджета, тесно связанную с предыдущей, успешное решение которой имеет стратегическое значение и во многом зависит от его параметров, - обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней. Правительство РФ должно реализовать меры, направленные на достижение сбалансированности бюджетов всех уровней и повышение эффективности функционирования бюджетной системы, включающие:
приведение обязательств
государства в соответствие с
его ресурсами путем отмены или
приостановления
оценку эффективности бюджетных расходов, концентрацию ресурсов федерального бюджета на решении ключевых социально-экономических задач;
внесение изменений в порядок финансирования расходов за счет средств федерального бюджета, устанавливающих необходимость регистрации операций в процессе исполнения бюджета в главной книге казначейства;
обеспечение без дифицитности бюджета;
урегулирование кредиторской задолженности государства;
постепенный отказ от практики предоставления государственных гарантий по связанным иностранным кредитам;
четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами, завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов;
максимальную консолидацию внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней, а также ликвидацию целевых бюджетных фондов федерального бюджета;
установление контроля за обязательствами бюджетных учреждений, финансируемых по смете, по которым государство как собственник несет субсидиарную ответственность;
обеспечение прозрачности
бюджетов всех уровней и внебюджетных
фондов, а также процедур закупки
товаров и услуг для
завершение перевода
всех получателей средств
Итак, сбалансированная
бюджетная политика, реализуемая
в параметрах федерального бюджета,
является основой новых финансовых
взаимоотношений государства и
общества на базе неукоснительного выполнения
взаимных обязательств. В свою очередь,
реальное исполнение федерального бюджета
во многом определяют финансовый и
бюджетный «климат» страны, эффективность
проводимых реформ, темпы развития
экономики и социальной сферы.
4. Система межбюджетных отношений
Межбюджетные
отношения - это отношения между органами
государственной власти РФ, органами государственной
власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления по осуществлению бюджетного
процесса. Межбюджетные отношения существуют
в любом государстве, имеющем административно-