Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:26, курсовая работа
Цель проводимой работы – раскрыть социально-экономическую сущность финансов, провести анализ финансов различных отраслей хозяйствования.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. рассмотреть социально-экономическую сущность финансов;
2. изучить функции и роль финансов в расширенном воспроизводстве;
3. провести анализ финансов предприятий строительства, сельского хозяйства и транспорта.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ МЕСТО В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ 5
1.1 Социально-экономическая сущность финансов 5
1.2 Функции и роль финансов в расширенном воспроизводстве 10
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 17
2.1 Финансы предприятий строительства 17
2.2 Финансы предприятий сельского хозяйства 22
2.3 Финансы предприятий транспорта 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
I. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ
МЕСТО В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ
1.1
Социально-экономическая сущность финансов
1.2 Функции и роль финансов в расширенном воспроизводстве 10
ГЛАВА
II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
2.1
Финансы предприятий строительства
2.2
Финансы предприятий сельского хозяйства
2.3
Финансы предприятий транспорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Основу любой экономики составляет производство, способствующее созданию экономического продукта. Без производства не может быть и потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства. Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперативной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством.
Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стане в виде пирамиды, то её основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления. Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.
Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка.
Предприятие основная единица производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, самостоятельно хозяйствующий субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. От эффективности работы предприятия, его финансовой устойчивости и экономической активности зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Экономическая активность это целесообразная деятельность, направленная на получение прибыли.
Предпринимательство особый вид экономической активности, основанный на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее, предполагает осуществление непосредственных производственных функций, таких как производство товара (продукта) или оказание услуг, посредничество и деятельность, связанную с продвижением товара на рынок.
Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, который бы вызвал на рынке интерес и принес предпринимательскую прибыль или доход.
В этом нам видится актуальность выбранной темы.
Цель проводимой работы – раскрыть социально-экономическую сущность финансов, провести анализ финансов различных отраслей хозяйствования.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. рассмотреть социально-экономическую сущность финансов;
2. изучить функции и роль финансов в расширенном воспроизводстве;
3. провести анализ финансов предприятий строительства, сельского хозяйства и транспорта.
Предмет курсовой работы – теория и практика финансов предприятий.
Объект курсовой работы – отрасли хозяйствования.
В первой главе были рассмотрены основные понятия, теоретические основы финансов. Второй раздел – анализ финансов предприятий строительства, сельского хозяйства и транспорта.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики.
Информационной
базой исследования послужили данные,
опубликованные в периодической печати.
ГЛАВА
I. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ МЕСТО
В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ
1.1
Социально-экономическая
сущность финансов
Финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов, Финансовая система состоит из трех подсистем:
- государственных и муниципальных финансов;
- финансов хозяйствующих субъектов;
- финансов граждан.
Наличие звеньев финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни.
Экономический субъект — это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта:
- государство;
- регион;
- хозяйствующий субъект — коммерческое предприятие, некоммерческая организация, финансовый посредник;
- гражданин (физическое лицо) — производитель, предприниматель, инвестор, посредник, продавец, покупатель, спекулянт, игрок.
Государственные
и муниципальные финансы
Современная бюджетная система России максимально приближается к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство, хотя для нее все еще характерны некоторые противоречия, вызывающие необходимость совершенствования механизма бюджетного регулирования.
Специфика
бюджета обусловлена его
Целевые внебюджетные фонды представляют средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Государственному кредиту в финансовой системе присущи специфические формы финансово-кредитных отношении по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, при этом государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей. Он отличается от банковского и коммерческого кредитов. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности. На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Заимствования средств на более низких уровнях бюджетной структуры имеют, как правило, четко выраженную целевую направленность.
Вторая подсистема - финансы хозяйствующих субъектов, в которой выделяются финансы коммерческих предприятий и организаций, некоммерческих организаций и финансовых посредников (кредитных, страховых организаций, частных пенсионных фондов). Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Именно в данном звене финансовой системы формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. Однако существенная часть бюджетных средств в форме бюджетных ссуд, прямого бюджетного финансирования, гарантий государства направляется на финансирование текущей и инвестиционной деятельности предприятий.
Каждое звено финансовой системы выполняет свои задачи и ему соответствует особый аппарат управления движением денег. Вместе они образуют единую финансовую систему государства.
Финансы граждан тесно взаимосвязаны с государственными и муниципальными финансами через систему налогообложения и социальную политику государства, с финансами хозяйствующих субъектов - через систему финансово-кредитных отношений.
Финансы зародились с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их развития, роль и сфера действия финансовых отношений определяются общественным экономическим строем, природой и функциями государства.
Задолго до возникновения финансов человечество имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство, но сам термин «финансы» и объясняемые им отношения возникли только в средние века.
Термин -«finansia» возник в ХШ -XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством, возникающих в процессе образования государственных фондов денежных средств [6, с. 14].
Изначально финансы обеспечивали потребности государства за счет установления повинностей и сборов. Первыми государственными доходами были поступления от военной добычи и дани с покоренных народов; доходы от имущества, находящегося в собственности государства; регалии (монопольное право монархов на отдельные виды промыслов и торговлю определенными товарами); займы, прочие сборы и повинности.
Характерными чертами ранних финансов были неразделение ресурсов монарха и государства и преобладание неденежных источников государственных доходов. В дальнейшем, со становлением капитализма, доля неденежных доходов и повинностей резко сократилась и возросла роль денежных доходов. В XVI в. с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха возникли понятия государственных финансов {как совокупности законодательно закрепленных доходов и расходов государства), государственного бюджета, государственного кредита и товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер. Средства государства стали системно аккумулироваться в государственном бюджете, а важнейшим источником доходов государственного бюджета и основным инструментом перераспределения национального дохода стали налоги. На этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения — это часть экономических отношений в обществе, и финансы выражают эту объективно существующую сферу экономических отношений. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение — формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы — историческая категория, так как имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.
Неразвитая форма финансов характеризуется непроизводительным использованием бюджета (2/3 расходовалось на военные цели и практически не оказывало воздействия на экономику). Характерной чертой второго этапа этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного- и количество финансовых отношений было ограничено.
Информация о работе Сущность финансов и х место в финансовой системе