Сущность финансов и х место в финансовой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание

Цель проводимой работы – раскрыть социально-экономическую сущность финансов, провести анализ финансов различных отраслей хозяйствования.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. рассмотреть социально-экономическую сущность финансов;
2. изучить функции и роль финансов в расширенном воспроизводстве;
3. провести анализ финансов предприятий строительства, сельского хозяйства и транспорта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ МЕСТО В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ 5
1.1 Социально-экономическая сущность финансов 5
1.2 Функции и роль финансов в расширенном воспроизводстве 10
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 17
2.1 Финансы предприятий строительства 17
2.2 Финансы предприятий сельского хозяйства 22
2.3 Финансы предприятий транспорта 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

курс. финансы.doc

— 262.00 Кб (Скачать документ)
Источник               капитала 2006 г. 2007 г. 20068г. Изменения (+,-) 2008 г. к 2006 г., %
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Собственный капитал 18643 68,4 16963 65,2 18146 70,5 - 497 97,3
Заемный               капитал 8626 31,6 9062 34,8 7600 29,5 -1026 88,1
Итого 27269 100 26025 100 25746 100 -1523 94,4
 

      Из  данных таблицы 11 видно, что в структуре пассивов СПК наибольший удельный вес занимает собственный капитал, величина которого в 2008 г. по сравнению с 2006 г. увеличилась. Так, если в 2006 г. он составил 68,4 %, а в 2008 г. на его долю приходилось 70,5 %. Рассматривая динамику собственного капитала нужно отметить, что его размеры снизились на 2,7% или на 497 тыс.руб. Сумма заемного капитала в 2008 г. по сравнению с 2006 г. уменьшилась на 1026 тыс. руб. или на 11,9 %. Таким образом, все эти изменения повлияли на уменьшение источников капитала предприятия на 1523 тыс. руб. или на 14,6 %. 

2.3 Финансы предприятий транспорта 

      Экономические и организационные особенности  функционирования данной отрасли оказывают влияние и на содержание финансов. Так можно выделить следующие специфические особенности:

  1. продукция транспорта не имеет вещественной формы, здесь ничего не добавляется к перевозимому товару.  На транспорте продается сам производственный процесс, т. е. перевозка, перемещение товаров, продукции, созданных в других отраслях экономики;
  2. особенность производственного процесса на транспорте предполагает, что средства производства здесь не имеют в своем составе сырья;
  3. единицей измерения транспортной продукции служат тонно-километры, пассажиро-километры, тонны грузооборота и количество отправленных пассажиров;
  4. поскольку продукцию здесь нельзя накопить, отложить в запас, то транспорт не может работать без определенного резерва (например, локомотивов и вагонов);

     4) особенности функционирования экономики,  ее отраслей (сезонность, цикличность)  предопределяют неравномерность  использования транспортных средств в течение года.

      Поскольку, транспорт используется для осуществления  не только внешних перевозок, но и для перевозок внутри предприятия, то внутрипроизводственный транспорт является неотъемлемой частью технологического процесса данного производства. Однако, внутрипроизводственный транспорт не представляет собой самостоятельную отрасль транспортного производства, а является составной частью той отрасли, в которой он функционирует. К тому же транспорт является составной частью стадий производства продукции предприятий. Это крупная многоотраслевая сфера, имеющая в своем составе все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, речного, морского, нефтепроводного, воздушного [12, с. 63].

      При определении той или иной сферы использования видов транспорта необходимо руководствоваться следующими характерными технико-экономическими особенностями.

      Железнодорожный транспорт:

      - предполагает регулярность перевозок  независимо от сезонных особенностей;

     - обеспечивает довольно высокую  пропускную в выбранном направлении;

     - относительно короткий (по сравнению  с речным и морским транспортом) путь движения при невысокой себестоимости перевозок;

     - характеризуется высокой маневренностью  в использовании подвижного состава;

     - обеспечивает эффективность (особенно при перевозке маршрутами) доставки массовых грузов на протяженные расстояния.

      Автомобильный транспорт:

     - обеспечивает повышенную (по сравнению  с железнодорожным, водным транспортом) скорость, регулярность и маневренность доставки грузов;

     - делает возможной без перегрузочную доставку грузов (в т.ч. мелкими партиями) от склада отправителя до склада получателя;

     - предполагает повышенную себестоимость  перевозок по сравнению с другими  видами транспорта.

      Речной  транспорт:

     - обеспечивает высокую пропускную способность;

     - предполагает низкую себестоимость  осуществляемых перевозок (особенно леса в плотах, нефти в судах);

     - предполагает, зачастую, более длительный  путь движения;

     - обеспечивает невысокую скорость  движения;

     - маршрут движения может не  совпадать с конечным пунктом доставки груза (поэтому речной транспорт часто используется с другими видами);

     - пропускная способность может  быть ограниченна природно-климатическими  факторами.

      Морской транспорт:

     - обеспечивает доставку грузов  на большие расстояния;

     - предполагает относительно низкую  себестоимость осуществляемых перевозок.

      Воздушный транспорт:

     - обеспечивает наиболее быструю  доставку (зачастую в труднодоступные места) грузов и пассажиров на большие расстояния.

      Вышеотмеченные  особенности функционирования транспорта предполагают выбор, на основе технико-экономических расчетов, наиболее эффективного вида доставки пассажиров, груза.

      Выручка предприятий включает доходы, полученные от перевозок (пассажиров и грузов), от погрузочно-разгрузочных операций, экспедирования, прочих работ и услуг. Отметим, что доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа и договорных цен. В основу тарифа положены вид транспорта, класс перевозимого груза, расстояние. В зависимости от степени регулирования тарифов их классифицируют на фиксированные (являются обязательными к применению для всех участников транспортного процесса на территории России, региона, города), регулируемые (их предприятия устанавливают сами, могут вводиться на период стабилизации цен), договорные (устанавливаются по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на перевозки) и свободные (решение об их введение принимают государственные органы, устанавливаются предприятием самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг).

      В себестоимости перевозок высокий   удельный вес могут занимать затраты на топливо, электрическую энергию, ремонт, амортизация, что обусловлено спецификой отрасли, где основные фонды активно функционируют.

      Прибыль предприятия определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами.

      Особенности функционирования отраслей транспорта предполагают и особенности финансового  планирования, так в финансовый план железнодорожного транспорта могут включаться сметы бюджетных учреждений, больниц обслуживающих работников железных дорог, а в плане предприятий водного транспорта могут отражаться ассигнования из бюджета на капитальные вложения, затраты по путевому хозяйству, на содержание судоходных инспекций и охраны. В воздушном транспорте составляется план инвалютных поступлений и платежей.

     Характеристика  и структура основных фондов ООО «Авто-Лига» представлена в таблице 12.

Таблица №12

Наименование  основных фондов Балансовая  стоимость ОФ за 2007г., т.р. Остаточная  стоимость ОФ за 2007г., т. р. Структура ОФ по балансовой стоимости, %
1. Основные  производственные  фонды, из них 278 443 99 799 96,22
- здания  и сооружения 56 079 32 834 19,36
-  передаточные  устройства 2 534 253 0,88
- машины  и оборудования 19 643 4 695 6,79
- транспортные  средства 199 006 61 448 68,76
- производственный  инвентарь 1 181 569 0,41
2. Непроизводственные  фонды 10 950 10781 3,78
Всего 289 393 110 580 100
 

     Судя  по данным из таблицы 12, следует, что основной удельный вес среди основных  фондов  приходится  на  транспортные  средства  (68,76   %),   что объясняется спецификой предприятия. Однако, видно, что процент  изношенности транспортных средств в среднем по предприятию составляет  около  70%,   что говорит о необходимости обновления подвижного состава.

     Результаты  финансовой деятельности предприятия  в 1998  году  следующие (в тыс. руб.)

     1. Доходы от реализации работ, услуг - 204 386.

     2. Налоги, исключаемые из доходов  - 16 387.

     3. Затраты на производство и сбыт реализованной продукции - 193 872.

     4. Прибыль от реализации работ, услуг - -5 873.

     5. Прибыль от прочей реализационной и внереализационной деятельности - 14 015.

     6. Балансовая прибыль - 8 142.

     7. Рентабельность - 4,2 %.

     Финансовое   состояние   предприятия   характеризуется   совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его  финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути  дела отражает  конечные  результаты   его   деятельности.  Рассмотрим основные показатели хозяйственной деятельности ООО «Авто-лига».

Таблица №13

Показатели  хозяйственной деятельности ООО «Авто-лига», тыс. руб.

Показатели 2006 г. 2007 г.  2008 г.
Прибыль балансовая 7199 8142 60087 
Себестоимость 114946 193872 864500
Основные  фонды, с учетом переоценки 42 046 113 590 974 717
Фонд  оплаты труда 24 218 37 997 164 166
 

     Как видно из таблицы 13, по всем показателям  произошло увеличение в 2008 году по сравнению  с 2006 годом.

Рис. 1 Динамика показателей  хозяйственной деятельности                        ООО «Авто-Лига» за 2006-2008 гг., тыс. руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, финансы предприятий – это исходное звено финансовой системы государства. Основу сферы финансов предприятий составляют финансы отдельных хозяйствующих субъектов – юридических лиц. Главная цель финансов предприятий – формирование необходимого объема финансовых ресурсов с целью использования их в процессе текущей производственной деятельности и обеспечения развития в предстоящем периоде. Приоритет финансов предприятий в общей системе финансов определяется наибольшим объемом генерируемых финансовых ресурсов за счет собственных внутренних источников, а также обеспечением преимущественной доли формирования доходной части государственных бюджетов (внебюджетных фондов) разных уровней и бюджетов домашних хозяйств (граждан).

Информация о работе Сущность финансов и х место в финансовой системе