Сущность, функции и роль финансов в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 06:31, лекция

Описание

Методологической основой изучения данного курса являются теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области финансов, нормативные правовые акты органов государственного управления в сфере финансовых отношений в Российской Федерации. Следует отметить, что достаточно обширная учебно-методическая литература, изданная в последние годы по финансовым дисциплинам, нуждается в корректировке в связи с выходом в свет 1 января 2008 г. новых редакций Бюджетного и Налогового кодексов РФ, а также иных законодательных актов.

Содержание

Введение 3
1. Социально-экономическая сущность финансов. Признаки
финансов как экономической категории 6
2. Функции финансов 17
3. Роль финансов в расширении производства и решении
социальных проблем общества 22
4. Финансовые ресурсы и источники их формирования 29
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

«Сущность, функции и роль финансов в экономике».doc

— 370.50 Кб (Скачать документ)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССМОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

Институт финансово-экономический

Кафедра финансов, инвестиций и банковского  дела

Специальность 080105.65 Финансы и кредит

ЛЕКЦИЯ

Тема «Сущность, функции и роль финансов в экономике»

Автор: д.э.н., профессор, академик РАЕН

Г.Н. Карандаев

 

Москва 2010

 

Содержание

        Заключение

Библиография

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Курс «Финансы»  считается базовым. Его изучают  во всех экономических вузах России. Данный курс относят к области фундаментальных знаний, затрагивающей все сферы экономических отношений. Этим объясняется исключительная широта и разнообразие тематики, форм и методов, используемых при структурировании и изложении материала курса «Финансы».

Постоянные  обновления данного курса обусловлены  динамичным изменением бюджетного, налогового, таможенного, страхового и корпоративного законодательства в связи с продолжающимся процессом реформирования экономики России.

Цель  курса — изучение действующей в России системы государственных, муниципальных и корпоративных финансов, государственного кредита и страхования.

Предмет курса — финансовые отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами, населением и государством по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и личных доходов граждан.

Задачи  курса: раскрыть экономическое содержание и общественное назначение финансов и их роль в воспроизводственном процессе;

осветить финансовую политику государства и субъектов  хозяйствования;

изучить формирование и использование общегосударственных  доходов и расходов в процессе составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

проанализировать  действующую в России систему  налогов, сборов и таможенных пошлин и определить их воздействие на экономический рост;

рассмотреть место  и роль страхования в системе  финансовых отношений;

изучить сегодняшнее  состояние финансового рынка РФ и оценить его потенциальные возможности для финансового обеспечения долгосрочных инвестиций в основной капитал;

определить  роль корпоративных финансов в формировании и использовании капитала, доходов и прибыли акционерных компаний (корпораций) и др.

Методологической  основой изучения данного курса  являются теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области финансов, нормативные правовые акты органов государственного управления в сфере финансовых отношений в Российской Федерации. Следует отметить, что достаточно обширная учебно-методическая литература, изданная в последние годы по финансовым дисциплинам, нуждается в корректировке в связи с выходом в свет 1 января 2008 г. новых редакций Бюджетного и Налогового кодексов РФ, а также иных законодательных актов. Кроме того, переход российских вузов на двухуровневую систему обучения (бакалавриат — магистратура) требует новых подходов к изучению как государственных и муниципальных финансов, так и финансов хозяйствующих субъектов, т. е. разработки принципиально новых курсов «Корпоративные финансы» и «Финансовый менеджмент».

Курс «Финансы»  тесно связан с другими учебными дисциплинами: «Экономическая теория», «Инвестиции», «Налоги и налогообложение», «Деньги, кредиты и банки», «Ценные бумаги», «Бухгалтерский учет и экономический анализ» и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социально-экономическая сущность финансов. Признаки финансов как экономической категории

1.1. Экономическая  природа финансов

Рыночное (товарное) хозяйство при всем многообразии его моделей, известных мировой практике, характеризуется государственным регулированием экономических процессов. Важная роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в системе их регулирования принадлежит финансам. Они составляют неотъемлемую часть рыночных отношений и одновременно выполняют роль инструментария, с помощью которого реализуется экономическая политика государства.

Финансы — объект изучения финансовой науки, исследующей закономерности развития общественных отношений, представленных в данной стоимостной (экономической) категории. Объектом изучения финансовой науки являются как государственные и муниципальные финансы, так и финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и корпораций).

Публичные финансы — более емкое понятие, в их состав включают государственные и муниципальные финансы, а также финансы общественных и религиозных организаций (объединений). С помощью государственных финансов изучают процесс формирования и использования доходов и расходов конкретной страны. Объектом изучения финансов экономических субъектов выступает образование и использование их капитала, доходов и денежных фондов (потребления, накопления и резервных).

Государство выступает  не только как собственник определенной части имущества, но и как агент производства (финансовая поддержка из федерального бюджета приоритетных отраслей национального хозяйства, науки, экспорта

товаров, закупок  сельскохозяйственной продукции, подготовки кадров, создание государственного резерва и др.)

Развитие денежных отношений, выраженных финансами, происходит по относительно частным закономерностям. Вот основные из них.

Во-первых, финансовые отношения непосредственно порождает государство, в то время как другие стоимостные категории (деньги, цена, амортизация, прибыль, капитал) обусловлены ведением товарного хозяйства. Поясним данную закономерность.

Развитие финансовых отношений — объективная закономерность, возникающая на определенных этапах развития общества в связи с появлением государства.

Объем денежных ресурсов, которыми располагает государство, в конечном счете зависит от экономических  условий, сложившихся на внутреннем и внешнем товарном и финансовом рынках.

Государство не может произвольно строить систему  финансов, поскольку даже формы финансовых отношений определяются экономическими условиями, что непосредственно влияет на состав и структуру государственных доходов и расходов (фонд бюджетных средств).

Государство вправе устанавливать только такие налоги и сборы, которые соответствуют действию объективных экономических законов и потребностям развития производительных сил. Например, Налоговым кодексом РФ с 1 января 2005 г. установлено 15 федеральных, региональных и местных налогов и сборов вместо 43 прежних. Снижены ставки налога на прибыль, НДС и тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды.

Государство, учитывая большое влияние финансов на экономику, часто использует их для усиления воздействия на экономический рост (увеличение темпов роста валового внутреннего продукта и занятости населения, снижение темпов инфляции).

Во-вторых, важным условием возникновения и развития финансов является сфера распространения товарно-денежных отношений и общей совокупности экономических связей. Чем шире представлена эта сфера, тем большее значение в хозяйственной системе имеют финансы.

В-третьих, финансы выражают денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов (фонда бюджетных средств, государственных внебюджетных фондов и денежных фондов хозяйствующих субъектов).

В-четвертых, регулирующая деятельность конкретной страны, связанная с практическим использованием финансов, обособляется в финансовую систему государства. Ее осуществляют специальные уполномоченные на это органы государственной власти (Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития, Центральный банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам и др.).

В-пятых, финансы в своей развитой форме включают не только общегосударственные финансы, но и государственный кредит, страхование, финансы предприятий и корпораций.

Перечисленные закономерности позволяют интерпретировать финансовые отношения как относительно самостоятельную экономическую науку, которая описывает практическое использование финансов в общественном воспроизводстве. Данная наука изучает также содержание, формы проявления, закономерности и роль финансов в хозяйственной системе. Базой для построения финансовой науки служит экономическая теория.

1.2. Основные  признаки финансов

История становления и развития финансов свидетельствует, что им свойственны следующие признаки:

финансовые  отношения носят денежный (стоимостный) характер;

денежные отношения, выражающие категорию «финансы», имеют фондовый характер;

финансовые  отношения всегда связаны с образованием денежных доходов и поступлений средств, принимающих форму финансовых ресурсов;

финансовые  отношения, будучи объективными, тем  не менее регулируются государством.

Дадим краткую  характеристику каждого признака.

Финансовые  отношения между экономическими субъектами и государством носят денежный характер, что позволяет отделить финансы от натуральных сборов, доминирующих в эпоху рабства и феодализма. Появление финансовых отношений всегда сопровождается реальным движением денежных средств, что характерно для развитого рыночного (капиталистического) хозяйства.

Финансы опосредуют распределение (перераспределение) стоимости валового внутреннего продукта (ВВП). Такие процессы характерны для второй стадии воспроизводства — распределения стоимости ВВП в денежной форме (рис. 1.1).

На данной стадии движение стоимости в денежной форме  происходит обособленно от движения товаров, что вызвано ее отчуждением (переходом от одного владельца к  другому — государству — в  форме косвенных налогов) или  целевым разделением каждой части стоимости в рамках одного владельца: на фонды возмещения, потребления и прибыль. Следовательно, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение стоимости в денежной форме без встречного эквивалента — товара.

Следует отметить, что на третьей стадии (обмен) распределенную стоимость в денежной форме обменивают на товарную, т. е. происходит акт купли-продажи товара по рыночным ценам (Т-Д; Д-Т). То - парообменные операции обслуживают две категории:

деньги как всеобщий эквивалент, в результате чего общественный продукт распределяют между субъектами воспроизводства;

цена, на основе которой происходит количественное соизмерение

стоимости в  денежной и товарной формах.

Других стоимостных  инструментов для процесса обмена не требуется.

Сфера возникновения  и функционирования финансов — вторая стадия общественного воспроизводства, где происходит распределение стоимости ВВП по целевому назначению (на фонды возмещения, потребления, накопления и резервный) и субъектам хозяйство- пиния. Благодаря финансам осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех звеньях национального хозяйства и в социальной сфере.

                          Рис. 1.1. Движение ВВП по стадиям воспроизводственного процесса

Распределение (перераспределение) стоимости ВВП  с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Они составляют материальную основу финансов. Финансовые ресурсы образуются у хозяйствующих субъектов за счет доходов от реализации продукции (товаров, работ и услуг) и прочих поступлений. Часть их передают государству в форме налогов и сборов и концентрируют в составе бюджетного и государственных внебюджетных фондов. Поэтому финансовые ресурсы выступают материальным носителем финансовых отношений в национальном хозяйстве.

Использование финансовых ресурсов осуществляют через  денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их расходования (например, сметная форма финансирования в бюджетных учреждениях).

Фондовая форма  функционирования финансовых ресурсов позволяет:

теснее увязать  удовлетворение любой потребности  в ресурсах с экономическими возможностями государства;

сконцентрировать  финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития общественного воспроизводства;

теснее увязать  общественные и личные интересы в  целях развития и повышения эффективности производства.

Финансовые  отношения всегда связаны с формированием  и использованием денежных доходов, принимающих форму финансовых ресурсов на макро- и микро уровнях. Ни одна из стоимостных категорий, кроме финансов, не обладает таким материальным носителем.

Финансовые  отношения, будучи объективными, тем  не менее регулируются государством посредством:

налогов и налоговых льгот;

финансовых  санкций за несоблюдение налогового и бюджетного законодательства;

порядка начисления амортизации по основным средствам  и нематериальным активам;

процентов по государственным  ценным бумагам;

учетной ставки Центрального банка России;

тарифов взносов  в государственные внебюджетные фонды;

минимальной величины уставного капитала акционерных  обществ открытого и закрытого  типа и т. д.

Денежные отношения, выражаемые финансами, государство  сводит в единую систему формирования и использования фондов финансовых ресурсов.

Выделение существенных признаков финансов позволяет дать им следующее определение: финансы  выражают систему денежных отношений, регулируемых государством, в целях формирования и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения различных общественных потребностей. Данное определение является

Информация о работе Сущность, функции и роль финансов в экономике