Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 06:31, лекция
Методологической основой изучения данного курса являются теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области финансов, нормативные правовые акты органов государственного управления в сфере финансовых отношений в Российской Федерации. Следует отметить, что достаточно обширная учебно-методическая литература, изданная в последние годы по финансовым дисциплинам, нуждается в корректировке в связи с выходом в свет 1 января 2008 г. новых редакций Бюджетного и Налогового кодексов РФ, а также иных законодательных актов.
Введение 3
1. Социально-экономическая сущность финансов. Признаки
финансов как экономической категории 6
2. Функции финансов 17
3. Роль финансов в расширении производства и решении
социальных проблем общества 22
4. Финансовые ресурсы и источники их формирования 29
Заключение
Библиография
В распределении
стоимости общественного
4. Финансовые
ресурсы и источники их
Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений находятся в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и предназначены для удовлетворения различных общественных потребностей. На микроуровне финансовым источником для выплаты заработной платы служит денежная выручка от продажи товаров (работ, услуг), поступающая на расчетные счета субъектов хозяйствования. Однако выплату заработной платы персоналу предприятий не относят к финансовым отношениям.
Взаимосвязь финансов и прибыли проявляется в том, что в последней материализованы финансовые отношения субъектов хозяйствования с государством и контрагентами, например, по выплате налога на прибыль в бюджетный фонд, дивидендов акционерам и др. Кроме того, прибыль — один из основных источников образования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов и государства. Взаимосвязь финансов и капитала заключается в том, что последний служит источником образования финансовых ресурсов (собственных и привлеченных средств). В свою очередь финансовые ресурсы выступают вещественным носителем финансовых отношений, возникающих в процессе формирования и использования капитала, представленного в пассиве бухгалтерского баланса субъекта хозяйствования. Собственный капитал состоит из уставного, добавочного и резервного капитала, а также нераспределенной прибыли. Привлеченный капитал включает краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы, а также кредиторскую задолженность по товарным и финансовым операциям. Капитал служит источником финансирования внеоборотных и оборотных активов.
Финансы как инструмент регулирования экономики
Экономика России представляет собой сложный комплекс отраслей, нидов производств и территорий, которые развиваются неравномерно. Потребности общества в материальных благах изменчивы, а производство стремится к ним приспособиться. Между тем динамичное развитие национального хозяйства возможно лишь при условии взаимосвязи между деятельностью субъектов хозяйствования. Согласование функционирования отдельных звеньев экономики достигается посредством ее регулирования. В рыночных условиях такое регулирование обеспечивают с помощью перераспределения финансовых ресурсов.
На микроуровне
регулирование экономики
На практике часто возникает необходимость в использовании дополнительных методов регулирования экономики посредством государственного вмешательства в экономические процессы. Необходимость такого вмешательства обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества (поддержка из федерального бюджета приоритетных отраслей национального хозяйства, реализация крупномасштабных инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства, социальных программ и т. д.). Вмешательство государства в экономику страны базируется на применении законодательными и исполнительными органами государственной власти стоимостных методов воздействия на процессы общественного развития. Используя бюджетную, налоговую, таможенную, инвестиционную и денежно-кредитную политику, государство формирует контрольный механизм влияния на экономику, который обеспечивает ее переход в новое качество. Например, с помощью механизма налогообложения, бюджетных инвестиций, амортизационной политики государство побуждает хозяйствующих субъектов осуществлять такие варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют общественные потребности в товарах и услугах. Однако вмешательство государства в экономику имеет объективно обусловленные границы, за пределами которых может произойти ослабление экономических стимулов и снижение эффективности функционирования всего хозяйственного механизма.
В регулировании экономики принимают участие различные звенья финансов: федеральный, региональные и местные бюджеты, государственный кредит, страхование, финансовый рынок, финансы субъектов хозяйствования. Специфика данных звеньев обусловливает неодинаковый характер их воздействия на стоимостные пропорции в национальном хозяйстве. Так, регулирующие возможности федерального и региональных бюджетов используют для балансирования отраслевых и территориальных пропорций; рейдирующие возможности финансов организаций (предприятий) — для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов.
Таким образом, широкое использование финансов создает потенциальные возможности для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуры общественного производства в необходимом государству направлении.
На период экономической нестабильности Правительство РФ разработало «план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики». Этот документ опубликован на сайте Правительства РФ 7 ноября 2008 г.
Заключение
1. В процессе производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта образуются и расходуются фонды денежных средств субъектов хозяйствования. Эти денежные средства, рассматриваемые в процессе их образования и движения, образуют финансы субъектов экономической деятельности. Финансы обеспечивают мобилизацию средств хозяйствующими субъектами всех секторов экономики для осуществления экономической деятельности и органами государственной и муниципальной власти для реализации своих функций. С помощью целого комплекса операций финансы аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.
Фонды аккумулируемых денежных средств в процессе их образования и расходования являются носителями финансовых отношений. Субъектами финансовых отношений являются юридические и физические лица и органы государственного и муниципального управления.
2. Финансовая система страны представляет собой совокупность финансов всех институциональных единиц и секторов экономики в их взаимодействии между собой и институциональными единицами других стран. Составными частями финансовой системы являются финансы не финансовых предприятий, финансовых учреждений, органов государств венного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, и домашних хозяйств.
3. Финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Распределительная функция финансов обеспечивает процесс формирования у экономических единиц доходов, образующихся в процессе производства, и их перераспределения на разных стадиях воспроизводственного процесса. На ее основе реализуется основное назначение финансов — обеспечение субъектов экономической деятельности (предприятий, органов государственного и муниципального управления, домашних хозяйств и др.) финансовыми ресурсами в виде фондов денежных средств, необходимых для их деятельности. Реализация этой функции означает определение источников получения средств и осуществление мер по их фактическому поступлению в денежные фонды. В итоге всех перераспределительных процессов институциональные единицы всех секторов экономики образуют фонды денежных средств, которыми они располагают для использования на нужды потребления и накопления без расходования ранее имевшихся денежных средств, реализации финансовых и нефинансовых активов или привлечения средств на основе принятия долговых обязательств.
Финансовый контроль — это контроль за образованием и расходованием финансовых ресурсов всех субъектов экономической деятельности. Иго задачей является обеспечение интересов и законных прав экономических субъектов в процессе формирования и расходования фондов денежных средств. Он осуществляется во всех секторах экономики, включая предприятия, финансовые учреждения, органы государственной власти и некоммерческие организации, причем на всех стадиях воспроизводства. Важными элементами финансового контроля являются оценка финансового состояния экономических субъектов, их платежеспособности, выработка рекомендаций, направленных на улучшение финансового состояния.
4. При всем
многообразии роли финансов в
развитии экономики ее обычно
сводят к двум основным
Сбалансированное пропорциональное развитие производства достигается в процессе его экономического, в том числе финансового, регулирования. Основой регулирования являются объективные законы рынка, рыночная конкуренция. Согласование интересов и настройка субъектов рыночной экономики осуществляются, прежде всего, на основе саморегулирования рынка и использования финансовых отношений для перераспределения денежных ресурсов между различными субъектами хозяйствования. Регулирующие механизмы предприятий сами по себе не обеспечивают оптимального распределения и использования финансовых ресурсов. В связи с этим и по ряду других обстоятельств в рыночном хозяйстве существенную роль играет государственное регулирование экономики, в том числе регулирование финансовых ресурсов. Государственное регулирование позволяет согласовывать интересы частного предпринимательства с интересами общества в целом. Государственное регулирование в области финансов, так же как и в других сферах экономики является не только необходимым, но и неизбежным. Вместе с тем следуй учитывать, что его направления и масштабы имеют объективно обусловленные границы. Чрезмерное вмешательство государства чревато ослаблением экономических стимулов, утратой обоснованных критериев оценки ситуации, снижением эффективности экономики.
Библиография
Информация о работе Сущность, функции и роль финансов в экономике