Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 06:31, лекция
Методологической основой изучения данного курса являются теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области финансов, нормативные правовые акты органов государственного управления в сфере финансовых отношений в Российской Федерации. Следует отметить, что достаточно обширная учебно-методическая литература, изданная в последние годы по финансовым дисциплинам, нуждается в корректировке в связи с выходом в свет 1 января 2008 г. новых редакций Бюджетного и Налогового кодексов РФ, а также иных законодательных актов.
Введение 3
1. Социально-экономическая сущность финансов. Признаки
финансов как экономической категории 6
2. Функции финансов 17
3. Роль финансов в расширении производства и решении
социальных проблем общества 22
4. Финансовые ресурсы и источники их формирования 29
Заключение
Библиография
наиболее общим и характеризует финансы как стоимостную (экономическую) категорию.
Наряду с общегосударственными важное звено системы финансов России составляют финансы организаций (предприятий) различных форм собственности (хозяйственных товариществ и обществ, государственных унитарных предприятий, производственных кооперативов и других коммерческих организаций). Финансы предприятий и корпораций выражают систему денежных отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и необходимых для формирования и использования капитала, доходов и денежных фондов.
К основным видам денежных (финансовых) отношений относят: связи с внутренними и внешними контрагентами, с банковской системой, с бюджетной системой и государственными внебюджетными фондами.
2. Функции финансов
Конкретное содержание и общественное назначение финансов проявляется в их функциях. Следует помнить, что функция должна быть специфичной, свойственной данной стоимостной категории. Нельзя смешивать функцию экономической категории как форму проявления ее общественного назначения с ролью категории как результата ее практического использования в воспроизводстве.
Некоторые исследователи отводят финансам две функции: распределительную и контрольную. При этом сторонники распределительной концепции считают, что финансы воздействуют на производство опосредованно (косвенно) через отношения распределения ВВП и оказывают существенное влияние на экономическую сторону производства при распределении денежной формы стоимости общественного продукта и национального богатства.
Сторонники
перераспределительной
Наконец, сторонники воспроизводственной концепции добавляют к распределительной и контрольной третью функцию — обслуживание индивидуального кругооборота средств субъектов хозяйствования. Последний совершается по формуле:
Д — Т ... П ... Т' — Д',
где Д — первоначально авансированные в процесс производства денежные средства; Т — товарная форма стоимости (стоимость товарных запасов на складе); П — производительная форма стоимости (процесс производства товаров); Т' — товарная форма стоимости, полученная в результате процесса производства (стоимость готовой продукции на складе и в отгрузке); Д' — денежная форма стоимости в виде выручки (нетто) от продажи товаров, включая прибыль.
Полагаем, что денежные отношения, возникающие в процессе индивидуального кругооборота средств хозяйствующих субъектов, выражают ключевую роль, выполняемую финансами предприятий и корпораций.
Перечисленные
функции финансов не раскрывают их
специфики как стоимостной
формирование капитала, доходов и денежных фондов;
использование капитала, доходов и денежных фондов;
контрольная функция.
Первая из них (формирование капитала, доходов и денежных фондов) служит необходимым условием осуществления непрерывности воспроизводственного процесса. За счет первичного распределения выручки от продажи товаров образуют специальные фонды предприятий и корпораций (потребления, накопления и резервные), находящие отражение в их финансовых планах (бюджетах).
В процессе перераспределения выручки от продаж за счет всех ее элементов (с + о + т) формируют следующие доходы государства.
За счет фонда возмещения (с) уплачивают налоги, включаемые в издержки производства и обращения (налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов).
Из фонда оплаты труда (о) по установленным тарифам уплачивают единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет для образования государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ).
За счет прибыли (т) вносят в бюджетный фонд налог на прибыль и иные обязательные платежи, относимые на счет «Прибыли и убытки».
Использование капитала, доходов и денежных фондов на цели, предусмотренные в финансовом плане (бюджете) предприятия, составляет экономическое содержание второй функции финансов. В процессе использования его доходов происходит:
их распределение, т. е. первичное разделение на составляющие элементы (с + v + т);
+ перераспределение
— при уплате налога на
конкретное расходование образованных за счет прибыли и других внутренних финансовых источников денежных фондов, которое сопровождается встречным движением стоимости в товарной форме (Д-Т и Т-Д).
Возьмем, например, приобретение за счет средств, направляемых на капитальные вложения, проектно-сметной документации, материалов и оборудования для строительства и объектов. В этой функции финансы способствуют превращению денежной формы стоимости в товарную и обратно.
Государство за счет полученных доходов (в форме налогов и сборов) осуществляет их расходование на цели, предусмотренные в федеральном и региональных бюджетах.
В третьей (контрольной) функции финансы используют для контроля за соблюдением стоимостных и материально-вещественных пропорций при образовании и использовании доходов предприятий (корпораций) и государства. Данная функция базируется на движении финансовых ресурсов при уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ. Она также предоставляет государству возможность воздействовать на конечные финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов.
Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация, содержащаяся в финансовой отчетности. Эта информация служит исходной базой для расчета аналитических коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость, платежеспособность, доходность, деловую и рыночную активность хозяйствующих субъектов. Финансовые показатели позволяют оценить результаты коммерческой деятельности предприятий (корпораций) и наметить меры по устранению выявленных негативных моментов. Поскольку «сигналы», посылаемые контрольной функцией финансов, получают свое выражение через количественные финансовые показатели (объем продаж, инвестиции, активы, собственный капитал, прибыль и др.), остро встает вопрос о достоверности финансовой информации. Только при таких условиях можно принимать обоснованные управленческие решения.
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может быть реализована на практике с большей или меньшей полнотой. Степень и полнота реализации этой функции во многом зависит от состояния финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина — это обязательный для всех хозяйствующих субъектов и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства и соблюдения установленных правил выполнения финансовых обязательств и совершения операций.
Роль финансов состоит в том, чтобы приспособить пропорции производства к нуждам производственного и личного потребления, а также обеспечить потребности государства и хозяйствующих субъектов в финансовых ресурсах. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства и субъектов хозяйствования. В современных условиях государство формирует финансовые ресурсы за счет: налоговых и неналоговых доходов, внутренних и внешних заимствований на рынке капитала и других источников.
Хозяйствующие субъекты формируют финансовые ресурсы за счет:
собственных и приравненных к ним средств;
мобилизации средств на финансовом рынке в виде результата сделок с ценными бумагами, ссудно-депозитных и иных операций;
временного привлечения средств сторонних организаций (кредиторов) как результата текущих хозяйственных операций и др.
На макроуровне с помощью финансов обеспечивают:
общественный кругооборот фондов на расширенной основе;
создание общегосударственного фонда финансовых ресурсов (в форме бюджетного фонда и социальных внебюджетных фондов);
регулирование территориальной и отраслевой структуры экономики;
стимулирование быстрейшего
внедрения научно-технических
удовлетворение других общественных потребностей (социальной сферы, обороны страны, поддержания правопорядка, решения экономических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий, пополнения государственного резерва и т. д.) в финансовых ресурсах.
На микроуровне (на уровне субъектов хозяйствования) роль финансов сводится к одной из следующих функций:
обслуживание индивидуального кругооборота фондов, т. е. смены форм стоимости. В процессе такого кругооборота денежная форма стоимости трансформируется в товарную, и после завершения процесса производства и реализации готового продукта товарная форма стоимости вновь выступает в первоначальной денежной форме (в форме выручки от продажи товаров);
распределение выручки от продажи товаров (работ, услуг) после уплаты косвенных налогов в фонд возмещения материальных затрат (включая амортизационные отчисления);
фонд оплаты труда (включая взносы в государственные внебюджетные фонды в форме единого социального налога) и чистый доход, выступающий в форме прибыли;
перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет (налог на прибыль и иные налоги, уплачиваемые из прибыли) и прибыль, оставляемую в распоряжении предприятий (корпораций) на их нужды;
использование прибыли, оставляемой в распоряжении хозяйствующих субъектов (чистой прибыли) на фонды потребления, накопления и резервный, а также на другие цели, предусмотренные в финансовых планах (бюджетах);
контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, т. е. за состоянием платежеспособности и ликвидности баланса предприятия;
повышение рыночной стоимости компании за счет:
стабильного генерирования текущей прибыли в объеме, достаточном для выплаты дивидендов и развития производства;
минимизации операционного и финансового рисков;
оптимизации структуры источников привлечения капитала и др.
Модель распределения выручки от реализации продукции (работ, услуг), применяемая в России, представлена на рис. 1.2.
Следовательно, необходимость
в финансах вызвана потребностями
общественного развития на любом его этапе.
Государство, принимая во внимание объективность
финансовых отношений, вправе применять
различные формы их использования, вводить или
отменять
3.1. Взаимосвязь
финансов с другими
Финансы как
экономическая категория
Начальным моментом возникновения финансовых отношений служит процесс первичного распределения стоимости готового продукта на составляющие элементы (фонды возмещения, оплаты труда и прибыль) и образования различных денежных доходов у хозяйствующих субъектов и государства. Для начала данного процесса созданная в производстве стоимость готового продукта должна быть реализована. Экономическим инструментом, с помощью которого стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения, служит цена. Производители реализуют готовые продукты потребителям по рыночным ценам. Однако в этих ценах не фиксируются поэлементные пропорции разделения стоимости продукта на фонды возмещения, оплату труда и прибыль. Поэтому стоимость реализованного продукта количественно распределяют на указанные элементы с помощью финансов. В процессе оперативного управления финансовой деятельностью предприятий разрабатывают бюджеты доходов и расходов, платежные балансы и другие плановые документы, где фиксируют объемные пропорции разделения выручки (нетто) от продажи товаров на составляющие элементы.
Таким образом, функционирование цены и финансов происходит в тесной взаимосвязи: цена служит базой финансового метода распределения стоимости, а финансы, основываясь на пропорциях распределения, которые сложились под влиянием цен, являются инструментом, реализующим данные пропорции. Одновременно с помощью финансов корректируют эти пропорции с учетом экономических условий, сложившихся в стране.
Наряду с
финансами в стоимостном
Информация о работе Сущность, функции и роль финансов в экономике