I.Экономическая сущность государственных
финансов.
1. Функциональное назначение
государственных финансов.
2. Источники государственных
финансов.
II.Страховой рынок и его участие.
1.Страховой рынок как
составная часть финансового
рынка.
2. Роль финансового рынка.
3.Структура финансового
рынка.
4.Страовой рынок России
и состояние в 2008 году.
III.Список литературы.
I. Экономическая
сущность государственных финансов.
Финансы государственные
являются составной частью финансовой
системы страны. По экономическому
содержанию финансы государственные
неоднородны, они включают: государственный
бюджет (в федеративных государствах
- федеральный бюджет и бюджеты
субъектов федерации), государственные
внебюджетные фонды (в западной терминологии
- специальные правительственные
фонды), государственный кредит, финансы
государственных и муниципальных
(унитарных) предприятий.
- Функциональное назначение государственных финансов.
Благодаря разному функциональному
назначению названных звеньев финансов
государственных, государство может
оказывать разностороннее влияние
на экономические и социальные процессы,
происходящие в обществе, добиваться
приемлемого решения отраслевых
и территориальных проблем. Наиболее
важную роль играет государственный
бюджет. С его помощью в распоряжение
государства мобилизуются финансовые
ресурсы. За их счет финансируются государственные
целевые программы, проводятся мероприятия
по стабилизации экономики, финансированию
социальной сферы, выполнению международных
и внутригосударственных обязательств,
обеспечению обороноспособности страны
и содержанию вооруженных сил, государственному
управлению. Государственные внебюджетные
фонды управляются органами государственной
власти, но организационно отделены от
бюджетов и функционируют самостоятельно.
К ним относятся: государственные
внебюджетные фонды социального
назначения, формируемые для реализации
конституционных прав граждан (на бесплатную
медицинскую помощь и охрану здоровья,
на социальное обеспечение по болезни,
инвалидности, в случаях безработицы,
потери кормильца, рождения и воспитания
детей и т.п.); другие целевые федеральные
и региональные фонды (инновационного,
экологического, регионального развития
и т.д.), находящиеся в ведении министерств
и ведомств, а также субъектов РФ. Государственный
кредит позволяет мобилизовывать (заимствовать)
временно свободные денежные средства
юридических и физических лиц, которые
на платной и возвратной основе поступают
в распоряжение федеральных и региональных
органов государственной власти для финансирования
расходов, не обеспеченных бюджетными
доходами.
Государственные заимствования
осуществляются путем продажи на
внешних и внутренних финансовых
рынках облигаций, казначейских обязательств
и других видов государственных
ценных бумаг. Государственный кредит
позволяет цивилизованным способом
покрывать бюджетный дефицит, способствуя
оттоку денег из обращения, он смягчает
остроту проблем в сфере денежного
обращения.
Финансы государственных
унитарных предприятий отличаются
особенностями, вытекающими из экономических
условий хозяйствования в конкретной
стране. Так, в России финансы государственных
унитарных предприятий состоят
из финансов предприятий (организаций,
учреждений), основанных на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления,
и финансов казенных предприятий, основанных
только на праве оперативного управления.
Финансы государственные
возникли в период становления товарно-денежных
отношений и создания государства
как политической надстройки общества.
Однако первоначально объем денежных
операций по обеспечению государственных
потребностей был невелик. Только в
период позднего феодализма развитие
городов, ремесел, торговли постепенно
приводило к расширению денежных
отношений: получали распространение
таможенные пошлины (особенно внутренние),
развивались налоговые платежи.
По мере роста государственных потребностей
и все большего разнообразия их видов
возникала необходимость в денежном
их обеспечении, что объективно обусловливало
развитие финансов государственных, постепенно
становившихся материальной основой существования
государства и выполнения им своих функций.
Формами функционирования финансов
государственных являются государственные
доходы и государственные расходы.
Первые представлены той частью финансовых
отношений, которая связана с
формированием централизованных финансовых
ресурсов в руках органов государственной
власти (федеральной и региональной)
и децентрализованных финансовых ресурсов
в распоряжении государственных
предприятий. Централизация финансовых
ресурсов дает государству: возможность
проводить единую финансовую политику;
обеспечивать развитие производственных
и социальных инфраструктур; перераспределять
средства в интересах регулирования
экономики с целью повышения
общей ее эффективности; добиваться
выравнивания степени удовлетворения
социальных потребностей граждан в
пределах установленных социальных
стандартов.
2.Источники государственных
финансов.
Главным источником государственных
доходов служит национальный доход.
Но в периоды наступления чрезвычайных
обстоятельств и событий (война,
крупное стихийное бедствие и
т.п.) в качестве источника формирования
государственных доходов выступает
ранее накопленное национальные
богатство, некоторые элементы которого
(золотой запас, валютные резервы, страховые
резервы и т.п.) вовлекаются в
хозяйственный оборот. Центральное
место в государственных доходах
занимают налоги; наряду с ними постепенно
увеличиваются поступления от эксплуатации
государственной собственности (дивиденды),
от продажи (сдачи в аренду) государственного
имущества; в связи с ростом бюджетного
дефицита расширяются масштабы государственных
заимствований. Государственные расходы
выражены финансовыми отношениями,
возникающими в связи с использованием
финансовых ресурсов на покрытие государственных
потребностей.
Содержание и характер
государственных расходов непосредственно
связаны с функциями государства:
экономической, социальной, управленческой,
военной (оборонной). Расходы призваны
удовлетворять наиболее важные потребности
общества при развитии экономики
и социальной сферы, осуществлении
государственного управления, охраны
государственных границ, поддержании
внутреннего порядка в стране
и т.п. Здесь государство выполняет
свои функции как непосредственно
через систему органов управления,
так и через принадлежащие
ему предприятия, организации, учреждения.
Государственные расходы
состоят из прямых расходов государства
(через систему бюджетных и
внебюджетных фондов) и расходов государственных
унитарных предприятий, осуществляемых
в целях регулирования экономики
путем инвестирования реального
бизнеса, формирования государственных
внебюджетных фондов социального назначения,
удовлетворения других потребностей государства.
Поскольку в различных системах
хозяйствования (рыночной и административно-командной)
и даже на разных этапах развития экономики
роль государства, его функции и
сфера деятельности меняются, соответственно
преобразовываются структура и
объем производимых государством расходов.
Государственные финансы
являются инструментом мобилизации
средств всех секторов экономики
для проведения государственной
внутренней и внешней политики. Это
единый комплекс финансовых операций
органов государственного управления,
с помощью которого они аккумулируют
денежные ресурсы и осуществляют
денежные расходы.
Государственные финансы
являются составной частью общей
финансовой системы страны. Экономика
стран в соответствии с системой
национальных счетов подразделяется на
пять секторов: нефинансовые корпоративные
и квазикорпоративные предприятия;
финансовые учреждения; государственное
управление; частные некоммерческие
учреждения, обслуживающие домашние хозяйства
(население); домашние хозяйства. К этим
секторам добавляется сектор остальных
стран мира. К каждому из этих секторов
относятся соответствующие институциональные
единицы. Совокупность финансов институциональных
единиц каждого сектора в их взаимодействии
между собой и другими секторами образует
финансы секторов экономики.
Государственные финансы - это
финансы сектора государственного
управления. Сектор государственного
управления наряду с нефинансовыми
корпоративными и квазикорпоративными
предприятиями, финансовыми учреждениями,
частными некоммерческими учреждениями,
обслуживающими домашние хозяйства, и
домашними хозяйствами является
составной частью экономики. В силу
этого он участвует в общем
кругообороте доходов, расходов и выпуска
продукции. Средства, мобилизуемые через
государственный бюджет и государственные
внебюджетные фонды, используются для
расходов на общегосударственные нужды,
которые не могут быть удовлетворены
за счет частного предпринимательства.
К ним, в частности, относятся - государственное
управление, общественная безопасность
граждан, социальные программы, экология,
оборона и др.
Перераспределение ресурсов
между секторами экономики, социальными
группами и территориями является в
принципе важным рычагом структурной
перестройки экономики, реализации
целевых программ. Масштабы перераспределения
средств во многом зависят от уровня
развития и состояния экономики
и степени участия государства
в экономической жизни, финансировании
социальных расходов, стимулировании
сбережений и накоплений и т. д. в
диапазоне от всеохватывающей планово-распределительной
системы до чисто рыночной, свободной
экономики. Однако и первое, и второе
является крайностями. Свободного рынка
практически не существует.
Экономика государств является,
как правило, смешанной, где взаимодействуют
государственный и частный сектора.
Основная проблема заключается не в
том, должно ли государство вмешиваться
в экономику, а в масштабах
этого вмешательства и его
характере. Масштабы аккумулирования
ресурсов и государственного воздействия
больше в странах с социально-ориентированной
экономикой и сильным влиянием государства
и государственных финансов и
меньше в странах, проводящих курс на
либеральную модель экономики с
большим тяготением к свободному
рынку. При рассмотрении государственных
финансов необходимо иметь в виду,
что функция сектора государственного
управления отлична от функций других
секторов экономики и заключается
в оказании нерыночных услуг населению,
обществу в целом и перераспределении
доходов и собственности. Он отличается
от других секторов экономики также
по способам финансирования затрат - с
помощью налогов и иных обязательных
платежей других секторов экономики.
II.Страховой рынок
и его участие.
1.Страховой рынок
как составная часть финансового рынка.
Страховой рынок при рассмотрении
его в составе финансового
рынка является одним из многих его
дискуссионных звеньев. Не все страхователи
получают назад вложенные средства,
но часть из них получает страховые
выплаты, и в некоторых случаях
суммы этих выплат могут в несколько
раз превышать первоначальные вложения.
Таким образом, на страховом рынке
осуществляется перераспределение
временно свободных денежных средств.
Отличительной особенностью является
то, что процесс аккумуляции денежных
средств и их использования разорван
во времени. Роль страховых рынков заключается
в том, что они выполняют функции
специализированных кредитных и
инвестиционных институтов. Страховые
компании после коммерческих банков
занимают ведущие позиции по величине
активов и значению в качестве
поставщиков ссудного капитала. Характер
аккумулируемых ими ресурсов позволяет
использовать временно свободные денежные
средства для долгосрочных производственных
капиталовложений через рынок ценных
бумаг. Такими возможностями банки,
опирающиеся на сравнительно краткосрочно
привлекаемые средства, не располагают.
В силу этого страховые компании
в данной части занимают главенствующее
положение на финансовом рынке. Приток
денежных средств в виде страховых
взносов (платежей, премий) и доходов
от активных операций (спонсорство, инвестиции,
ипотека и др.), как правило, намного
превышает сумму страховых выплат
держателям полисов. Это позволяет
страховщикам из года в год увеличивать
свои доходы и инвестировать их в
прибыльные народнохозяйственные программы,
ценные бумаги (государственные краткосрочные
облигации, векселя, акции и т. п.),
вкладывать на депозиты в банки, в
закладные под недвижимость и
др.
Зарубежный опыт свидетельствует, что
страховому рынку гприсущи мощные стимулы
саморазвития: инициатива и предпринимательство,
новаторство, гибкость, активность.
Государство может участвовать в рыночных
отношениях как страховщик через государственные
страховые организации и оказывать воздействие
на функционирование страхового рынка
различными правовыми и законодательными
актами. Государственное регулирование
страховой деятельности дополняет рыночный
механизм страхования, усиливает его положительные
стороны. При этом механизм государственно-
го регулирования страховой деятельности
"сплетается" с рыночным механизмом
страхования.
2.Роль финансового
рынка.
Бесперебойное формирование
финансовых ресурсов, их наиболее эффективное
инвестирование и целенаправленное
использование обеспечивается с
помощью финансового рынка. Объективной
предпосылкой функционирования финансового
рынка является несовпадение потребности
в финансовых ресурсах у того или
иного субъекта с наличием источников
удовлетворения этой потребности. Сплошь
и рядом денежные средства есть в
наличии у одних владельцев, а
инвестиционные потребности возникают
у других. Для аккумулирования
временно свободных денежных
средств и эффективного их
использования и предназначен финансовый
рынок, функциональное назначение которого
состоит в посредничестве движению
денежных средств от их владельцев
(сберегателей) к пользователям (инвесторам).
Сберегателями выступают юридические
и физические лица, накапливающие
у себя денежные средства. Основными
сберегателями в большинстве
стран с развитой рыночной
экономикой являются частные лица (население),
которые осуществляют инвестирование
своих сбережений либо непосредственно
(индивидуальным образом),
либо через пенсионные
фонды, страховые организации
и другие кредитные институты
аккумулирования индивидуальных
сбережений. Наряду с
внутренними сберегателями в
операциях на финансовых
рынках могут принимать участие
также и иностранные сберегатели.
Пользователи (инвесторы) - это субъекты
хозяйствования и органы государственной
власти, вкладывающие денежные средства
в какое-либо предприятие, дело (расширение
производства и оказание услуг, покрытие
государственных расходов и т.п.). Функционирование
финансового рынка объективно предопределено
наличием в экономике страны собственников,
обладающих реальной, а не мнимой самостоятельностью.
Только такие независимые собственники
способны заключать на финансовом рынке
торговые сделки, предъявляя спрос на
финансовые ресурсы и нацеливаясь на эффективное
их инвестирование в различного рода затраты.
Вместе с тем функционирование финансового
рынка немыслимо и без соответствующих
правовых основ. Их создание базируется
на разработке нормативных документов,
регламентирующих деятельность самого
рынка и участвующих на нем контрагентов.
Благодаря финансовым рынкам осуществляется
перелив капиталов между предприятиями
и отраслями, обеспечивается финансирование
приоритетных производственных, научно-технических
и социальных программ. Финансовые
рынки играют важную рать в воспроизводственном
процессе, обеспечивая свободное движение
финансовых ресурсов. С их помощью осуществляется
сбор средств от внутренних и внешних
сберегателей и передача их для инвестирования
предприятиям, фирмам, ассоциациям и органам
государственной власти. Вместе с тем
благодаря финансовому рынку обеспечивается
участие сберегателей в прибылях предпринимателей.
Формирование финансового рынка - очень
сложный процесс, охватывающий по времени
не один год. Финансовый рынок невозможно
ввести волевым путем, издав законодательный
акт; его можно лишь постепенно создавать.
При этом обязательной предпосылкой реального
функционирования финансового рынка является
многообразие форм собственности, твердая
денежная единица, свободные цены и другие
компоненты полноценной рыночной экономики.
Организационные структуры финансового
рынка включают различные финансовые
институты (финансово-банковские учреждения,
страховые компании и др.), и в настоящее
время становиться все труднее выделить
ключевые среди их функционирование которых,
оказывало бы существенное влияние не
только на сферу финансово-кредитных отношений
и денежного обращения, но и в целом
на экономическое и социальное развитие
Функционирование финансовых рынков имеет
огромное народно-хозяйственное значение.
Во-первых, благодаря им становится
возможным инвестировать денежные средства
в производство, что позволяет увеличивать
производственные мощности страны, накапливать
ресурсный потенциал. Во-вторых,
с помощью финансового рынка облегчается
развитие предприятий и отраслей, обеспечивающих
максимальную прибыль инвесторам. В-третьих,
перелив капиталов, осуществляемых на
финансовых рынках, способствует ускорению
научно-технического прогресса, быстрейшему
внедрению научно-технических
достижений. Все перечисленное
содействует наиболее быстрому движению
и эффективному использованию финансовых
ресурсов. И, наконец, финансовый рынок
позволяет цивилизованным способом покрывать
бюджетный дефицит, ибо именно на финансовом
рынке скитаются свободные денежные средства
для покрытия текущих государственных
расходов.