Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:31, курсовая работа
В нашей стране созданы условия для предпринимательской деятельности. Но недостаток экономических знаний и умения применять их на практике тормозит экономические преобразования. Небольшое количество специалистов приводит к тому, что бюджет у нас составляют и принимают люди, имеющие лишь посредственное представление о том, что такое финансы. Одним из важнейших условий повышения благосостояния граждан и всего государства в целом является повышение экономических знаний, подготовка специалистов имеющих глубокие знания о финансах, их структуре, функциях и умеющих применять эти знания на практике, создание государством благоприятных условий для развития предприятий и малого бизнеса.
Введение…………………………………………………………………………..... 3
I Сущность финансов…………………………………………………………....... 4
1.1 Предпосылки возникновения финансов………………………………….... 4
1.2 Понятие и необходимость финансов……………………………………….. 6
1.3 Особенности финансов……………………………...……………...……....... 10
1.4 Понятие о централизованных и децентрализованных финансах…………12
II Функции финансов как проявление их сущности………………………….. 15
2.1 Распределительная функция……………………………………………….. 15
2.2 Контрольная функция……………………………………………………… 17
2.3 Другие функции…………………………………………………………….. 18
III Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов………………… 19
3.1 Взаимосвязь финансов……………………………………………………….23
3.2 Роль финансов на современном этапе развития РК……………………….27
Заключение……………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы…………………………………………...32
В то же время муниципальные государственные кредиты существенно отличаются от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности, то при государственном и муниципальном займах таким обеспечением выступает все имущество, находящееся в собственности того или иного уровня власти. Кроме того, федеральные заимствования не имеют конкретного целевого характера.
Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантий.
Государственные и муниципальные органы исполнительной власти преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта. Если предоставление кредита или получение займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приводит к их изменению только в случает несвоевременного выполнения заемщиком своих обязательств.
Государственные муниципальные займы – это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства государства, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.
Государственные муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово - кредитных институтов и в иностранных государств. Способами обеспечениями исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита может осуществляется в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.
Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.
Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной и возмездной основах, на срок не более шести месяцев и в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.
II Функции финансов как проявление их сущности
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.
Никто не отрицает, что финансы
- это совокупность денежных отношений,
организованных государством, в процессе
которых осуществляется формирование
и использование фондов денежных
средств. И на вопрос, что является
источником формирования многочисленных
фондов на разных уровнях, ответ, как
правило, бывает один - валовый внутренний
продукт. Осуществить процесс
Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.
2.1 Распределительная функция
Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.
Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
1) зарплата рабочих, служащих,
доходы фермеров, крестьян, занятых
в сфере материального
2) доходы предприятий
сферы материального
Однако первичные доходы
еще не образуют общественных денежных
фондов, достаточных для развития
приоритетных отраслей народного хозяйства,
обеспечения обороноспособности страны,
удовлетворение материальных и культурных
потребностей населения. Необходимо дальнейшее
распределение или
- с межотраслевым и
территориальным
- наличие наряду с
- перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
В результате перераспределения
образуется вторичная, или производственные
доходы. К ним относятся доходы,
полученные в отраслях непроизводственной
сферы, налоги (подоходный налог с
физических лиц и др.). Вторичные
доходы служат для формирования конечных
пропорций использования
Активно участвуя в распределении
и перераспределении
Перераспределение национального
дохода в Российской Федерации происходит
в интересах структурной
Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.
Конечная цель распределения
и перераспределения
2.2 Контрольная функция
Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса.
Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные
отношения финансовый контроль направлен
на обеспечение финансового
Одна из важных задач финансового
контроля - проверка точного соблюдения
законодательства по финансовым вопросам,
своевременности и полноты
Контрольная функция финансов
проявляется также через
Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Контрольная функция, объективно
присущая финансам, может реализоваться
с большей или меньшей
2.3 Другие функции
Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.
Некоторые авторы не признают
распределительной функции
В условиях рыночных отношений
финансы должны выполнять стабилизационную
функцию. Ее содержание заключается
в том, чтобы обеспечить для всех
хозяйствующих субъектов и
III Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
Несмотря на длительную историю существования финансов как научного понятия, их сущность до конца не раскрыта. Задача более полного познания сущности финансов осложняется тем, что она глубоко скрыта за внешними формами ее проявления, в которых различные финансовые явления предстают на поверхности общественной жизни.
При изучении сущности финансов
первостепенное значение имеет правильное
понимание фундаментальных
Исследованию проблем сущности финансов уделяли внимание такие ученые и экономисты как Дьяченко В. П., Александров А. М., Вознесенский Э. А. В период перехода России к рыночной экономике исследованиями теоретических проблем в области финансов занимаются такие ученые и экономисты как Родионова В. М., Дробозина Л. А., Романовский М. В.
Изучение и правильное
понимание важнейших финансовых
категорий затрудняется наличием в
финансово-экономической
В теории финансов одним
из проблемных вопросов является вопрос
о необходимости финансов вообще.
Изучением финансов занимались очень
мало и поверхностно. Имел место
упрощенный, формальный подход к решению
этой проблемы. Так профессоры Вознесенский
Э. А. и Бирман А. М. считали, что основным
условием возникновения и
Большинство экономистов
обуславливали объективную
Но это слишком упрощенный подход к такой категории как финансы. Профессор Родионова В. М. считает, что обусловленность части финансовых отношений фактором существования государства не дает основание для того, чтобы считать его деятельность причиной, порождающей финансы. По ее мнению обязательным условием функционирования финансов, является наличие денег, а причиной, порождающей их появление, можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.
Информация о работе Сущность и объективная необходимость финансов