Сущность и объективная необходимость финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание

В нашей стране созданы условия для предпринимательской деятельности. Но недостаток экономических знаний и умения применять их на практике тормозит экономические преобразования. Небольшое количество специалистов приводит к тому, что бюджет у нас составляют и принимают люди, имеющие лишь посредственное представление о том, что такое финансы. Одним из важнейших условий повышения благосостояния граждан и всего государства в целом является повышение экономических знаний, подготовка специалистов имеющих глубокие знания о финансах, их структуре, функциях и умеющих применять эти знания на практике, создание государством благоприятных условий для развития предприятий и малого бизнеса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..... 3
I Сущность финансов…………………………………………………………....... 4
1.1 Предпосылки возникновения финансов………………………………….... 4
1.2 Понятие и необходимость финансов……………………………………….. 6
1.3 Особенности финансов……………………………...……………...……....... 10
1.4 Понятие о централизованных и децентрализованных финансах…………12
II Функции финансов как проявление их сущности………………………….. 15
2.1 Распределительная функция……………………………………………….. 15
2.2 Контрольная функция……………………………………………………… 17
2.3 Другие функции…………………………………………………………….. 18
III Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов………………… 19
3.1 Взаимосвязь финансов……………………………………………………….23
3.2 Роль финансов на современном этапе развития РК……………………….27
Заключение……………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

Курсоавая Финансы.docx

— 133.34 Кб (Скачать документ)

Таким образом, прослеживается определенная взаимо¬заменяемость  обеих категорий в обеспечении  потребностей расширенного воспроизводства.

Вместе с тем между  рассматриваемыми категориями имеются  определенные различия. Если финансы  распределяют и перераспределяют общественный продукт, то кредит участвует только в перераспределении, продолжая  распределение, начатое финансами. Объектом кредита является только та часть стоимости, которая на данный момент является временно свободной, что  позволяет аккумулировать ее в ссудный  фонд для удовлетворения потребностей хозорганов и населения, нуждающихся  в денежных средствах.

Существенным различием  является метод использования аккумулированных денежных средств: финансирование предполагает направление средств в безвозмездном  и бессрочном порядке, а кредитование - на условиях возвратности, срочности, платности; важнейший принцип кредита - материальная обеспеченность выдаваемых ссуд.

Финансы теснейшим образом  связаны с системой расчетов, поскольку  их функционирование основано на взаиморасчетах между отдельными субъектами хозяйствования. Расчеты не представляют собой экономической  категории, они - инструмент реализации упомянутых категорий. В данном случае используется функция денег как  средства обращения и средства платежа. От четкости, налаженности расчетов зависит  своевременное совершение финансовых операций, формирование целевых фондов, беспрепятственное продвижение  финансовых ресурсов по необходимым  направлениям.

Расчеты хозяйствующих субъектов  сферы материального производства за произведенную продукцию, товары и услуги предшествуют действию финансов и способствуют последующему осуществлению  финансовых отношений. Специфическими показателями, характеризующими состояние  расчетов в сфере материального  производства, является дебиторская  и кредиторская задолженность. Уровень  этой задолженности влияет на финансовое состояние хозорганов и зависит  от состояния договорной дисциплины, платежеспособности потребителей. Состояние  расчетов в национальном хозяйстве  в настоящее время неудовлетворительное: возрастают суммы неплатежей по взаимным расчетам между хозяйствующими субъектами и просроченная задолженность по ссудам банков, по заработной плате. Невыполнение договорных обязательств является фактором финансовой неустойчивости и приводит к непроизводительным расходам и потерям средств в виде штрафов. Это прямой вычет из дохода и в конечном итоге - из фонда оплаты труда. Денежные расчеты являются важным звеном в осуществлении коммерческого расчета и самофинансирования. Их нормальное функционирование является непременным условием воспроизводственного процесса и действия стоимостных экономических категорий -цены, финансов, кредита, оплаты труда.

 

3.2 Роль финансов  на современном этапе развития  РК

      В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним относятся: догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства, находить нужные способы для решения назревших задач; отсутствие стратегических концептуальных разработок; проведение частичных малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду; отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в народном хозяйстве; нарушение важнейшего требования правильного ведения финансового хозяйства - жить по средствам; остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.

Целью концепции финансовой политики, разработанной в современных  условиях, является достижение более  высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения  эффективности общественного производства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом подходе  к главной цели экономической  политики. Уровень жизни выступает  теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру  использования финансовых ресурсов.

Большое значение для подъема  экономики и расширений на этой основе финансовых возможностей страны имеет  привлечение в ее экономику иностранных  инвестиций. Они могут осуществляться в различных форма. Мировой опыт доказывает огромную действенность  прямых иностранных инвестиций.

Удовлетворение тех или  иных потребностей обеспечивается только при условии наличия финансовых ресурсов. Это означает, что финансовая политика разрабатывается и проводится с учетом реальных финансовых возможностей. Расходы могут расти только при  увеличении финансовых ресурсов. При  этом акцент с субсидирования потребления смещается на финансирование производства. Все мероприятия экономической и финансовой политики направлены на предоставление возможности населению повышать свои доходы, с одной стороны, и создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности - с другой.

В соответствии с кардинальными  изменениями финансовой политики перестраивается  финансовый механизм. Цель перестройки  финансового механизма - усилить  его воздействие на эффективность  общественного производства на основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности использования  финансовых ресурсов. В основу перестройки  финансового механизма положены принципиально новые подходы  к организации финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной  инициативы и ответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечные результаты работы.

При рыночной экономике отпадает необходимость использовать особые финансовые методы для повышения  заинтересованности предприятий в  лучшем использовании производственных факторов, строго регламентировать их финансовую деятельность. Рыночная конкуренция  заставляет предприятия постоянно  заботиться об эффективности производства, повышении качества финансового  планирования, углублении внутрихозяйственного финансового контроля за использованием финансовых ресурсов. В то же время  возрастает значение финансового регулирования  рыночных отношений со стороны государства. Оно осуществляется посредством  налогообложения прибыли предприятий (через изменение ставок, налоговых  льгот, дифференциацию объектов обложения), введения дополнительных налогов (например, налог на экспорт и импорт, налог  на другие доходы, НДС), налогообложения  доходов трудящихся, финансирования целевых программ. Ожесточается система  финансовых санкций за нарушение  хозяйственных договоров, качественных

параметров выпускаемой  продукции, за несоблюдение требований по охране окружающей среды, санитарных норм и правил. Государство усиливает  санкции за несвоевременное и  неполное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными  фондами, сокрытие прибыли и иных объектов налогообложения. Широкое  развитие получает аудиторский финансовый контроль.

В целях улучшения социального  обслуживания населения введен новый  хозяйственный механизм в учреждениях  и организациях социальной сферы. Финансирование их потребностей из бюджета осуществляется на основе долговременных стабильных нормативов, определяемых из расчета  социальных расходов на одного жителя или других показателей. Учреждениям  социальной сферы предоставлено право оказывать платные услуги, заниматься хозяйственной деятельностью, самостоятельно распоряжаться полученными доходами.

Коренные изменения внесены  в механизм государственных финансов. Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую  основу; принципиально изменилась структура  расходов бюджета и система бюджетного финансирования. Широкое распространение  получила система внебюджетных фондов.

Развитие рыночных отношений, усовершенствование методов управления привели к положительным результатам  в области организации и управления имущественным и личным страхованием: развивается кооперативное страхование, возникают акционерные страховые  общества; вводятся новые виды страхования; изменяется соотношение между обязательной и добровольной формами страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Были рассмотрены функции  финансов, а именно: распределительная  и контрольная - эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций  есть и другие: регулирующая функция - она связана с вмешательством государства через финансы в  процесс воспроизводства, стабилизационная функция - обеспечивает для всех хозяйствующих  субъектов и граждан стабильные условия в экономических и  социальных отношениях.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем  сущности финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования  данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики  и совершенствование финансовых взаимосвязей в нашей стране.

Как было показано роль финансов в эффективной работе экономики  государства огромна. Велика роль государства  в полноценном функционировании финансов и финансовой системе. Изучение и раскрытие сущности финансов позволяет  знать, куда и на что используются изымаемые у предприятий и  граждан налоги, каковы причины и  последствия бюджетного дефицита и  как их преодолеть, зачем нам нужны  фондовые биржи, следует ли дотировать убыточные предприятия или стоит  проводить процедуру банкротства. Следует продолжать изучение сущности финансов и их взаимодействие на другие сегменты экономики.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем  сущности финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования  данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики  и совершенствование финансовых взаимосвязей в нашей стране.

От понимания сущности финансов зависит четкое функционирование финансовой системы государства. Слаженность  работы всех ее звеньев и подсистем. Кроме того, хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо нашей  стране потому, что она переживает сегодня глубокий экономический  и финансовый кризис. Без четкого  функционирования финансовой системы  невозможно оздоровление экономики, развития внутренних и внешних финансовых связей. Необходимо улучшать финансовую систему для ее более четкого  функционирования.

Здесь важно подчеркнуть  то, что проблемы финансового оздоровления волнуют сейчас буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее  время в финансовой сфере тесным образом связано с личным благополучием  каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование  и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств в  производство и социальную сферу  и т.п. – такие вопросы обсуждаются  сегодня не только в правительственных  кругах; они глубоко волнуют каждого  из нас.

Таким образом, в курсовой работе я попыталась раскрыть следующие  вопросы: предпосылки возникновения  финансов, их необходимость и особенности, функции финансов как проявление их сущности и наличие дискуссионных  вопросов сущности и функций финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Баткаева И.А., Формы  и системы заработной платы.  – М.: Экономика, 1993. – 63 с.;

2. Белолипецкий В.Г., Финансы  фирмы: Курс лекций / МГУ под  ред. И.П. Мерзлякова. – М.: Инфра-М, 1999 – 298 с.;

3. Бирман А. М.; Финансы  в системе стоимостных категорий;  журнал Вопросы экономики. 1997 г.  №10;

4.Воронцовский А.В., Инвестиции  и финансирование: Методы оценки  и обоснования. – СПб. –  528 с.;

5. Галицкая С.В. «Деньги,  кредит, финансы». / М., 2002;

6. Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»:  Учебник для вузов. - М.: Финансы,  ЮНИТИ, 1997;

7. Ковалева А.А. «Финансы  и кредит». - Уч. пособие, М.: Финансы  и статистика, 2003;

8. Ковалев В.В. Финансовый  анализ: Управление капиталом. Выбор  инвестиций. — Анализ отчетности. — М.: Финансы и статистика, 1996;

9.  Ковалёва А.М., Лапуста  М.Г., Финансы фирмы: Учебник для  ВУЗов / Гос.Ун-т Управления. –  М.: Инфра-М, 2000. – 416 с;

Информация о работе Сущность и объективная необходимость финансов