Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:35, курсовая работа
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.
1. Сущность и содержание бюджетного процесса 3
2. Характеристика бюджетного процесса 8
3. Основные направления реформирования бюджетного процесса 22
Список использованной литературы 27
Содержание
1. Сущность и содержание
бюджетного процесса
2. Характеристика бюджетного процесса 8
3. Основные направления реформирования бюджетного процесса 22
Список
использованной литературы
1. Сущность и содержание бюджетного процесса
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.
В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано следующее определение: «Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением». 1
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. 2
Принципы бюджетного процесса:
· Принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и законодательной власти - бюджет составляют исполнительные органы, рассматривают и утверждают бюджет законодательные органы, исполняют бюджет - исполнительные органы, утверждают отчет - законодательные органы;
· Принцип ежегодности бюджета - это принятие бюджета каждый год до начала планируемого года;
· Принцип гласности и публичности - до принятия бюджета его проект обсуждается не только органами власти, но и общественностью через СМИ
· Принцип специализации
бюджетных показателей - в основе
составления бюджета лежит
Бюджетная классификация - это группировка всех доходов и расходов бюджета.
Задачами бюджетного процесса являются:
· Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитию рыночному хозяйству;
· Определение доходов
бюджета по отдельным налогам
и другим платежам, а также общего
объема в соответствии с прогнозами
и целевыми программами социально-
· Установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
· Согласование бюджета с
общей программой финансовой стабилизации,
направленной на преодоление инфляционных
тенденций в экономике и
· Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
· Осуществление бюджетного
регулирования в целях
· Повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
· Усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
· Автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники. 3
Общую структуру можно
бюджетного процесса можно представить
в виде схемы (рис. №1), из которой
видно, что бюджетный процесс
не просто сумма четырех стадий,
а сложный многоплановый
Рис. № 1
Механизм бюджетного процесса
в РФ строиться на принципах соответствующего
бюджетного устройства и бюджетных
правах различных уровней власти.
Именно бюджетные права определяют
полномочия представительных и исполнительных
органов власти по формированию, рассмотрению,
утверждению и исполнению бюджетов.
Свое отражение они находят в
законах соответствующих
По действующему законодательству
РФ управление составлением и исполнением
бюджетов является функцией исполнительных
органов власти, а рассмотрение и
утверждение - представительных. На практике
данные процессы осуществляются при
сотрудничестве обеих ветвей власти.
Причем выполнение такой функции, как
контроль исполнения бюджетов, в большей
степени ложиться на исполнительные
органы. Так, основные положения относительно
составления, рассмотрения, утверждения
и исполнения федерального бюджета
устанавливаются Федеральным
В хронологическом аспекте бюджетный процесс развивается сверху вниз, от федерального бюджета к местным. Такая система обусловлена многообразием форм собственности, невозможностью планомерного развития национальной экономики, а также характером формирования закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций.
Общая официальная продолжительность бюджетного процесса применительно к федеральному бюджету (от послания Президента до федерального закона об исполнении бюджета) составляет более трех лет: составление, рассмотрение и утверждение - 10 месяцев, исполнение - один год, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета до 1,5 лет. Фактически она может быть еще больше за счет предварительной работы по решению различных проблем формирования, утверждения и исполнения бюджета. Длительность бюджетного процесса территориальных бюджетов, как правило, меньше. С федеральными бюджетными фондами ситуация сложнее, поскольку их законодательство еще окончательно не сформулировало.
Участниками бюджетного процесса являются:
- Президент страны;
- органы законодательной (представительной) власти;
- органы исполнительной власти;
- органы денежно – кредитного регулирования;
- органы государственного и муниципального финансового контроля;
- государственные внебюджетные фонды;
- главные распорядители
и распорядители бюджетных
- иные органы, на которые
возложены бюджетные,
- бюджетные учреждения;
- государственные и
- кредитные организации,
осуществляющие отдельные
Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
- Президент Российской Федерации;
- Государственная Дума
и Совет Федерации
- Правительство Российской Федерации,
- Министерство финансов Российской Федерации;
- Федеральное казначейство;
- органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
- Банк России;
- Счетная палата Российской Федерации;
- государственные внебюджетные фонды;
- главные распорядители
и распорядители бюджетных
- иные органы.
2. Характеристика бюджетного процесса
Составление проекта бюджета.
Первой стадией бюджетного
процесса является составление
проекта бюджета, чему
Бюджетная политика
государства на очередной
Составление проектов
бюджетов – исключительная
Составление проекта
федерального бюджета
Названная стадия состоит из некоторых этапов.
Первый этап формирования
федерального бюджета –
Второй этап формирования
федерального бюджета –
Завершается данная
стадия тем, что с 15 июля
по 15 августа года, предшествующего
очередному финансовому году, Правительство
Российской Федерации
В целях своевременного
и качественного составления
проектов бюджетов финансовые
органы имеют право получать
необходимые сведения от
К сведениям, необходимым
для составления проектов
- действующим на момент
начала разработки проекта
- нормативах отчислений
от собственных и регулирующих
доходов бюджетов других
- предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой;
- нормативах финансовых
затрат на предоставление
- нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
Согласно статье 181 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в проекте закона о бюджете должны содержаться основные характеристики.
К основным характеристикам
бюджета относятся: общий
В проекте закона о бюджете должны содержаться также:
- прогнозируемые доходы
бюджета по группам,
- нормативы отчислений
от собственных доходов
Также в проекте закона о бюджете должны быть установлены расходы бюджета по следующим показателям:
- расходы бюджета по
разделам и подразделам
- общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
- расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
- объемы финансовой помощи
бюджетам других уровней
- распределение бюджетных
ассигнований по главным
Информация о работе Сущность и содержание бюджетного процесса РФ