Сущность и содержание бюджетного процесса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:35, курсовая работа

Описание

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

Содержание

1. Сущность и содержание бюджетного процесса 3
2. Характеристика бюджетного процесса 8
3. Основные направления реформирования бюджетного процесса 22
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

курсовик по финансам.docx

— 44.82 Кб (Скачать документ)

Содержание

1. Сущность и содержание бюджетного процесса                                                  3

2. Характеристика бюджетного процесса                                                                 8

3. Основные направления реформирования бюджетного процесса                     22

Список  использованной литературы                                                                       27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и  содержание бюджетного процесса

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством  деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным  устройством страны.

В ст. 6 Бюджетного кодекса  РФ дано следующее определение: «Бюджетный процесс - регламентируемая нормами  права деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением». 1

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно  составить, утвердить и исполнить  бюджет так, чтобы средства государства  были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. 2

Принципы бюджетного процесса:

· Принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и законодательной  власти - бюджет составляют исполнительные органы, рассматривают и утверждают бюджет законодательные органы, исполняют  бюджет - исполнительные органы, утверждают отчет - законодательные органы;

· Принцип ежегодности  бюджета - это принятие бюджета каждый год до начала планируемого года;

· Принцип гласности и  публичности - до принятия бюджета его  проект обсуждается не только органами власти, но и общественностью через  СМИ

· Принцип специализации  бюджетных показателей - в основе составления бюджета лежит бюджетная  классификация.

Бюджетная классификация - это  группировка всех доходов и расходов бюджета.

Задачами бюджетного процесса являются:

· Максимальное выявление  всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного  прогресса на пути к развитию рыночному  хозяйству;

· Определение доходов  бюджета по отдельным налогам  и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

· Установление расходов бюджета  по целевому назначению, а также  общего объема, исходя из потребности  бесперебойного финансирования всех мероприятий  общегосударственного значения, предусмотренных  бюджетом;

· Согласование бюджета с  общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение  устойчивости национальной денежной единицы;

· Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

· Осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения  источников доходов государства  между ними, а также между сферами  хозяйства, экономическими регионами;

· Повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических  программ;

· Усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц  и доходами отдельных граждан  при выполнении ими налоговых  обязательств;

· Автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации  финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники. 3

Общую структуру можно  бюджетного процесса можно представить  в виде схемы (рис. №1), из которой  видно, что бюджетный процесс  не просто сумма четырех стадий, а сложный многоплановый механизм социально-экономической жизнедеятельности  физических, юридических лиц и  государства.

Рис. № 1

 

Механизм бюджетного процесса в РФ строиться на принципах соответствующего бюджетного устройства и бюджетных  правах различных уровней власти. Именно бюджетные права определяют полномочия представительных и исполнительных органов власти по формированию, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Свое отражение они находят в  законах соответствующих органов  власти о бюджетном процессе. 4

По действующему законодательству РФ управление составлением и исполнением  бюджетов является функцией исполнительных органов власти, а рассмотрение и  утверждение - представительных. На практике данные процессы осуществляются при  сотрудничестве обеих ветвей власти. Причем выполнение такой функции, как  контроль исполнения бюджетов, в большей  степени ложиться на исполнительные органы. Так, основные положения относительно составления, рассмотрения, утверждения  и исполнения федерального бюджета  устанавливаются Федеральным собранием  РФ, конкретные сроки и формы бюджетной  отчетности Минфином РФ.

В хронологическом аспекте  бюджетный процесс развивается  сверху вниз, от федерального бюджета  к местным. Такая система обусловлена  многообразием форм собственности, невозможностью планомерного развития национальной экономики, а также  характером формирования закрепленных и регулирующих доходов, дотаций  и субвенций.

Общая официальная продолжительность  бюджетного процесса применительно  к федеральному бюджету (от послания Президента до федерального закона об исполнении бюджета) составляет более  трех лет: составление, рассмотрение и  утверждение - 10 месяцев, исполнение - один год, составление и утверждение  отчета об исполнении бюджета до 1,5 лет. Фактически она может быть еще  больше за счет предварительной работы по решению различных проблем  формирования, утверждения и исполнения бюджета. Длительность бюджетного процесса территориальных бюджетов, как правило, меньше. С федеральными бюджетными фондами ситуация сложнее, поскольку  их законодательство еще окончательно не сформулировало.

 

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент страны;

- органы законодательной  (представительной) власти;

- органы исполнительной  власти;

- органы денежно –  кредитного регулирования;

- органы государственного  и муниципального финансового  контроля;

- государственные внебюджетные  фонды;

- главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

- иные органы, на которые  возложены бюджетные, налоговые  и иные полномочия;

- бюджетные учреждения;

- государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие  получатели бюджетных средств;

- кредитные организации,  осуществляющие отдельные операции  со средствами бюджетов.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

- Президент Российской  Федерации;

- Государственная Дума  и Совет Федерации Федерального  Собрания Российской Федерации;

- Правительство Российской  Федерации,

- Министерство финансов  Российской Федерации;

- Федеральное казначейство;

- органы, осуществляющие  сбор доходов бюджета;

- Банк России;

- Счетная палата Российской  Федерации;

- государственные внебюджетные  фонды;

- главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

- иные органы.

 

2. Характеристика бюджетного процесса

Составление проекта бюджета.   

 Первой стадией бюджетного  процесса является составление  проекта бюджета, чему предшествует  разработка прогнозов социально-экономического  развития Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований и  отраслей экономики, а также  подготовка сводных финансовых  балансов, на основании которых  органы исполнительной власти  осуществляют разработку проектов  бюджетов.5  

 Бюджетная политика  государства на очередной финансовый  год содержится в Бюджетном  послании Президента Российской  Федерации, которое должно быть  направлено Федеральному Собранию  РФ не позднее марта года, предшествующего  очередному финансовому году.  

 Составление проектов  бюджетов – исключительная прерогатива  Правительства Российской Федерации  и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов  бюджетов осуществляют Министерство  финансов Российской Федерации,  финансовые органы субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований.  

 Составление проекта  федерального бюджета начинается  не позднее, чем за 10 месяцев  до начала очередного финансового  года.  

 Названная стадия состоит  из некоторых этапов.   

 Первый этап формирования  федерального бюджета – разработка  федеральными органами исполнительной  власти и выбор Правительством  Российской Федерации плана-прогноза  функционирования экономики Российской  Федерации на очередной финансовый  год.  

 Второй этап формирования  федерального бюджета – распределение  федеральными органами исполнительной  власти предельных объемов бюджетного  финансирования на очередной  финансовый год в соответствии  с функциональной и экономической  классификациями расходов бюджетов  Российской Федерации  по получателям бюджетных средств, а также ряд других полномочий.  

 Завершается данная  стадия тем, что с 15 июля  по 15 августа года, предшествующего  очередному финансовому году, Правительство  Российской Федерации рассматривает  проект бюджета и иные сопутствующие  ему документы и материалы,  предоставленные Министерством  финансов Российской Федерации,  Министерством экономики Российской  Федерации, другими федеральными  органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального  закона о федеральном бюджете  для внесения его в Государственную  Думу.  

 В целях своевременного  и качественного составления  проектов бюджетов финансовые  органы имеют право получать  необходимые сведения от финансовых  органов другого уровня бюджетной  системы Российской Федерации,  а также иных государственных  органов, органов местного самоуправления  и юридических лиц.  

 К сведениям, необходимым  для составления проектов бюджетов, относятся сведения о:6

- действующим на момент  начала разработки проекта бюджета  налоговом законодательстве;

- нормативах отчислений  от собственных и регулирующих  доходов бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;

- предполагаемых объемах  финансовой помощи, предоставляемой  из бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;

- видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня  бюджетной системы Российской  Федерации на другой;

- нормативах финансовых  затрат на предоставление государственных  или муниципальных услуг;

- нормативах минимальной  бюджетной обеспеченности.

Согласно статье 181 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в  проекте закона о бюджете должны содержаться основные характеристики.   

 К основным характеристикам  бюджета относятся: общий объем  доходов бюджета, общий объем  расходов бюджета и дефицит  бюджета.  

 В проекте закона  о бюджете должны содержаться  также:

- прогнозируемые доходы  бюджета по группам, подгруппам  и статьям классификации доходов  бюджета Российской Федерации;

- нормативы отчислений  от собственных доходов бюджета,  передаваемых бюджетам других  уровней бюджетной системы Российской  Федерации.

Также в проекте закона о бюджете должны быть установлены  расходы бюджета по следующим  показателям:

- расходы бюджета по  разделам и подразделам функциональной  классификации расходов бюджетов  Российской Федерации;

- общий объем капитальных  и текущих расходов бюджета;

- расходы и доходы целевых  бюджетных фондов;

- объемы финансовой помощи  бюджетам других уровней бюджетной  системы Российской Федерации,  предоставляемой в форме дотаций  и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих указанную финансовую  помощь;

- распределение бюджетных  ассигнований по главным распорядителям  бюджетных средств в соответствии  с ведомственной структурой расходов  соответствующего бюджета;

Информация о работе Сущность и содержание бюджетного процесса РФ