Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:35, курсовая работа
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.
1. Сущность и содержание бюджетного процесса 3
2. Характеристика бюджетного процесса 8
3. Основные направления реформирования бюджетного процесса 22
Список использованной литературы 27
Если Государственная
Дума отклоняет во втором
При рассмотрении
В третьем чтении
законопроект рассматривается
В течении 10 дней
Комитет по бюджету проводит
экспертизу представленных
Рассмотрение поправок
по предмету третьего чтения
параллельно проводится в
Государственная Дума
рассматривает в четвертом
При рассмотрении в
четвертом чтении указанный
Принятый федеральный
закон о федеральном бюджете
в течении пяти дней со дня
принятия передается на
В случае отклонения
федерального закона о
В случае несогласия
Государственной Думы с
В течении пяти дней
со дня одобрения Советом
В случае отклонения
Президентом закона о бюджете
указанный закон передается
Исполнение бюджета.
Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета.
В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.9
Бюджеты исполняются по доходам и расходам. В частности, Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступающих из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.
Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.
Отчет об исполнении бюджета.
Четвертой завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных учреждений.
В отличие от действующего бюджетного законодательства, Бюджетный Кодекс Российской Федерации закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июля текущего года Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную Думу. Государственная Дума рассматривает представленный Правительством отчет в течении 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты Российской Федерации. При рассмотрении отчета Дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.
Наряду с указанными лицами на заседании Государственной Думы могут выступить либо представить доклады с анализом рассмотренных в течении года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ.
По итогам рассмотрение отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:
- об утверждении отчета
об исполнении федерального
3. Основные направления реформирования бюджетного процесса.
Принятая Правительством РФ в мае 2004 года «Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг.» (далее – Концепция), давшая старт процессу реализации реформы, предусматривала осуществление масштабных преобразований в управлении государственными финансами. Высокий темп их проведения был задан изначально: одновременно с одобрением Концепции была начата работа над докладами о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (СБП).
Поэтому, если оценивать ход
преобразований по факту
Вместе с тем реализуемая в соответствии с Концепцией реформа в основном ограничивалась стадией составления проекта бюджета и не затрагивала этапы исполнения бюджета, составления отчетности и оценки достигнутого. Впервые подготовленные в 2004 году доклады о результатах и основных направлениях деятельности СБП дают общее представление о целях и задачах ведомств, но не конкретизируются до прикладного уровня, на котором исполняется бюджет. Отчетность о сформированных в 2004 году планах на 2005 год может быть предоставлена не ранее начала 2006 года. Оценка достигнутого, особенно в части конечных результатов деятельности ведомств, потребует еще большего времени.
Выполнение плана мероприятий по реализации «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг.»
Запланированные мероприятия |
Статус выполнения |
Внесение изменений
в бюджетную классификацию |
Выполнено с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации» № 174-ФЗ 23 декабря 2004 г. |
Уточнение порядка разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ |
Выполнено с внесением изменений в Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (постановление Правительства РФ от 25 декабря 2004 г. № 824) |
Определение порядка составления перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета |
Выполнено с утверждением Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (постановление Правительства РФ от 6 марта 2005 г. № 118) |
Определение порядка ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации |
Выполнено с утверждением Положения о ведении реестра расходных обязательств Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 16 июля 2005 г. № 440) |
Определение порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ |
Выполнено с утверждением Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ (постановление Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. № 239) |
Внесение изменений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации
в части регулирования |
Законопроект о внесении соответствующих изменений в Бюджетный кодекс разрабатывается Минфином России |
Вышесказанное означает, что реформу нельзя считать завершенной. Действительно, полноценное бюджетирование, ориентированное на результаты, возможно лишь при условии его включения в систему, охватывающую и другие составные части «управления результатами»: стратегическое планирование, исполнение бюджета в соответствии с требованиями БОР, мониторинг результатов и оценку результативности.
Поэтому для доведения
1. Внедрение финансового
Международный опыт
2. Определение структуры
Имеются в виду отношения
между федеральными
Информация о работе Сущность и содержание бюджетного процесса РФ