Сущность и содержание бюджетного процесса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:35, курсовая работа

Описание

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

Содержание

1. Сущность и содержание бюджетного процесса 3
2. Характеристика бюджетного процесса 8
3. Основные направления реформирования бюджетного процесса 22
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

курсовик по финансам.docx

— 44.82 Кб (Скачать документ)

- иные показатели определенные  Бюджетным Кодексом Российской  Федерации, законами субъектов  Российской Федерации и правовыми  актами органов местного самоуправления  о бюджетном устройстве и бюджетном  процессе.  

 В составе расходов  на бюджетные инвестиции в  проекте закона о бюджете должны  быть установлены лимиты предоставления  инвестиционных налоговых кредитов  на срок, превышающий пределы  очередного финансового года.  

 По соответствующим  разделам расходов бюджета устанавливаются  лимиты предоставления бюджетных  кредитов на срок, превышающий  пределы очередного финансового  года.  

 В проекте закона  о бюджете должны быть определены  следующие характеристики государственного  или муниципального долга, государственных  или муниципальных заимствований:

- источники финансирования  дефицита бюджета за счет государственных  или муниципальных внутренних  заимствований;

- верхний предел государственного  или муниципального долга по  состоянию на 1 января года, следующего  за очередным финансовым годом;

- предел предоставления  государственных или муниципальных  гарантий третьим лицам на  привлечение заимствований.  

 В проекте федерального  закона о федеральном бюджете  должны быть также определены:

- верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым  годом;

- предел государственных  внешних заимствований Российской  Федерации;

- объем и перечень государственных  внешних заимствований Российской  Федерации по показателям источников  внешнего финансирования дефицита  федерального бюджета;

- пределы предоставления  Российской Федерацией государственных  кредитов иностранным государствам  и их юридическим лицам, а  также международным организациям;

- предел предоставления  государственных гарантий третьим  лицам на привлечение внешних  заимствований.   

 В целях составления  проекта бюджета на очередной  финансовый год должны быть  подготовлены следующие документы  и материалы:

- прогноз социально-экономического  развития;

- основные направления  бюджетной и налоговой политики;

- прогноз свободного финансового  баланса;

- прогноз консолидированного  бюджета;

- адресная инвестиционная  программа;

- план развития государственного  или муниципального сектора экономики;

- структура государственного  или муниципального долга и  программа внутренних и внешних  заимствований, предусмотренных  на очередной финансовый год  для покрытия дефицита бюджета;

- программа предоставления  государственных или муниципальных  гарантий;

- оценка потерь бюджета  от предоставленных налоговых  льгот;

- оценка ожидаемого исполнения  бюджета за текущий финансовый  год;

- другие документы и  материалы.      

 Исходными макроэкономическими  показателями для составления  проекта бюджета являются:

- объем валового внутреннего  продукта на очередной финансовый  год и темп роста валового  внутреннего продукта в очередном  финансовом году;

- уровень инфляции.

Общие положения рассмотрения и утверждения бюджетов.  

 Согласно статье 187 Бюджетного  Кодекса Российской Федерации  порядок рассмотрения закона  о бюджете и его утверждения  определяется для:

- федерального бюджета  – Бюджетным Кодексом Российской  Федерации;

- местного бюджета –  правовыми актами органа местного  самоуправления;

- бюджета субъекта Российской  Федерации – законам субъекта  Российской Федерации.7  

 Порядок рассмотрения  проекта закона о бюджете и  его утверждения, определенный  законом субъекта Российской  Федерации, правовыми актами органа  местного самоуправления, должен  обеспечивать рассмотрение и  утверждение указанного проекта  закона до начала очередного  финансового года, а также утверждение  в процессе рассмотрения этого  проекта закона показателей, определенных  статьей 181 Бюджетного Кодекса  Российской Федерации.  

 Одновременно с проектом  закона о бюджете на очередной  финансовый год рассматриваются  и утверждаются проекты законов  о бюджетах государственных внебюджетных  фондов.  

 Если закон о бюджете  не вступил в силу с начала  финансового года:

- орган, исполняющий этот  бюджет, правомочен, осуществлять расходование  бюджетных средств на цели, определенные  законодательством, на продолжения  инвестиционных объектов, государственных  контрактов, оказание финансовой  помощи бюджетам других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации при условии, что  из бюджета на предыдущий финансовый  год на эти цели уже выделялись  средства, но не более одной  четвертой ассигнований предыдущего  года в расчете на квартал  по соответствующим разделам  функциональной и ведомственной  классификаций расходов бюджетов  Российской Федерации;

- орган, исполняющий это  бюджет, правомочен, не финансировать  расходы, не предусмотренные проектом  закона о бюджете на очередной  финансовый год;

- ставки зачисления регулирующих  налогов в бюджеты других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации, нормативы централизации  доходов, зачисляемых в бюджеты  других уровней бюджетной системы  Российской Федерации для финансирования  централизованных мероприятий, прочие  тарифы и ставки, определяемые  законом о бюджете, применяются  в размерах и порядке, которые  определены законом о бюджете  на предыдущий финансовый год;

- порядок распределения  средств на оказание финансовой  помощи бюджетам других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации сохраняется в виде, определенном законом о бюджете  на предыдущий финансовый год.   

 Если закон о бюджете  не вступил в силу через  три месяца после начала финансового  года, орган, исполняющий бюджет, правомочен, осуществлять расходы,  распределять доходы и осуществлять  заимствования при соблюдении  условий, определенных пунктом  1 статьи 190 Бюджетного Кодекса РФ.   

 При этом указанный  орган не имеет права:

- предоставлять бюджетные  средства на инвестиционные цели;

- предоставлять бюджетные  средства на возвратной основе;

- предоставлять субвенции  негосударственным юридическим  лицам;

- осуществлять заимствования  в размере более одной восьмой  объема заимствований предыдущего  финансового года в расчете  на квартал;

- формировать резервные  фонды органов исполнительной  власти и осуществлять расходы  из этих фондов.  

 Если закон о бюджете  вступает в силу после начала  финансового года и исполнение  бюджета до вступления в силу  указанного закона осуществляется  в соответствии со статьей  190 Бюджетного Кодекса РФ, в течении  двух недель со дня вступления  в силу указанного закона орган  исполнительной власти предоставляет  на рассмотрение и утверждение  законодательного органа проект  закона о внесении изменений  и дополнений в закон о бюджете,  уточняющий показатели бюджета  с учетом результатов исполнения  бюджета за период временного  управления бюджетом.

Рассмотрение и утверждения  бюджета.  

 Второй стадией бюджетного  процесса является рассмотрение  и утверждение бюджета.  

 Одновременно с проектом  федерального закона о федеральном  бюджете Правительство Российской  Федерации вносит в Государственную  Думу проекты федеральных законов:

- о внесении изменений  и дополнений в законодательные  акты Российской Федерации о  налогах и сборах;

- о бюджетах государственных  внебюджетных фондов Российской  Федерации;

- о тарифах страховых  взносов в государственные внебюджетные  фонды на очередной финансовый  год до 1 августа.  

 Проект федерального  закона о федеральном бюджете  в течении трех дней направляется  в Совет Федерации, комитеты  Государственной Думы, другим субъектам  права законодательной инициативы  для внесения замечаний и предложений,  а также в Счетную палату  Российской Федерации на заключение.   

 Государственная Дума  рассматривает проект федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год  в четырех чтениях.  

 Проект федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый считается  внесенным в срок, если он доставлен  в Государственную Думу до 24 часов  15 августа текущего года.  

 Одновременно указанный  законопроект представляется Президенту  Российской Федерации.  

 Для обеспечения необходимой  степени конфиденциальности рассмотрения  отдельных разделов и подразделов  расходов федерального бюджета  и источников финансирования  дефицита федерального бюджета  Государственная Дума утверждает  персональный состав рабочих  групп, члены которых несут  ответственность за сохранение  государственной тайны в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.  

 В первом чтении  проект рассматривается в течении  30 дней со дня его внесения  в Государственную Думу Правительством  Российской Федерации. В случае  отклонения в первом чтении  проекта федерального закона  о федеральном бюджете Государственная  Дума может:

- передать указанный проект  в согласительную комиссию, включающая  представителей Государственной  Думы, Совета Федерации и Правительства  РФ;

- вернуть указанный законопроект  в Правительство Российской Федерации  на доработку на срок до 10 дней;

- поставить вопрос о  доверии Правительству Российской  Федерации.  

 Предметом рассмотрения  первого чтения закона о бюджете  является:

- концепция и прогноз  социально - экономического развития  Российской Федерации на очередной  финансовый год;

- основные направления  бюджетной и налоговой политики  на очередной финансовый год;

- основные принципы и  расчеты по взаимоотношениям  федерального бюджета и бюджетов  субъектов Российской Федерации;

- проект программы государственных  внешних заимствований Российской  Федерации в части источников  внешнего финансирования дефицита  федерального бюджета, а также  основные характеристики федерального  бюджета, к которым относятся:

- доходы федерального  бюджета по группам, подгруппам  и статьям классификации доходов  бюджетов Российской Федерации;

- распределение доходов  от федеральных налогов и сборов  между федеральным бюджетом и  бюджетами субъектов Российской  Федерации;

- дефицит федерального  бюджета в абсолютных цифрах  и в процентах к расходам  федерального бюджета на очередной  финансовый год и источники  покрытия дефицита федерального  бюджета;

- общий объем расходов  федерального бюджета на очередной  финансовый год.  

 Государственная Дума  рассматривает законопроект во  втором чтении в течении 15 дней  со дня его принятия в первом  чтении. Во втором чтении утверждаются  расходы федерального бюджета  по разделам функциональной классификации  расходов бюджетов Российской  Федерации в пределах общего  объема расходов федерального  бюджета, утвержденного в первом  чтении, и размер Федерального  фонда финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации.8  

 Субъекты права законодательной  инициативы направляют в Комитет  по бюджету поправки по расходам  федерального бюджета по разделам  функциональной классификации расходов  бюджетов Российской Федерации,  в соответствии с указанными  поправками Комитет по бюджету  разрабатывает и вносит на  рассмотрение Государственной Думы  проект постановления Государственной  Думы о принятии во втором  чтении проекта федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год  и о распределении расходов  федерального бюджета на очередной  финансовый год по разделам  функциональной классификации расходов  бюджетов Российской Федерации.  Если Государственная Дума при  рассмотрении во втором чтении  указанного законопроекта не  поддерживает предложения Комитета  по бюджету, она может рассмотреть  альтернативные варианты сбалансированного  распределения расходов федерального  бюджета по разделам функциональной  классификации расходов бюджетов  Российской Федерации.  

Информация о работе Сущность и содержание бюджетного процесса РФ