Сущность и значение финансовых санкций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:11, реферат

Описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить действующую систему взимания финансовых санкций и разработать предложения по её усовершенствованию.
Чтобы достигнуть выбранной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
дать понятие финансовой санкции
рассмотреть классификацию санкций
рассмотреть законодательно-правовую базу применения финансовых санкций
выявить правовую базу применения финансовых санкций

Работа состоит из  1 файл

REFERAT_FINANS.docx

— 47.55 Кб (Скачать документ)

Введение

Как известно, деньги издавна были, есть и остаются одним из главных стимулов как  отдельного человека, так и человеческих общностей, таких как организация  или государство. Очень часто  они выступают мотивом к определенному  типу поведения, как к совершению каких-либо действий, так и к ограничению какой-либо деятельности. Именно на этой зависимости поведения от стимулов основывается механизм действия финансовых санкций. Слово «санкция» происходит от латинского «sanctio», что значит «строжайшее постановление».

 

Понятие является сложным, во-первых, санкция, безусловно, является составной элементом понятия «правовая норма», в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой. Уже из этой формулировки можно сделать вывод что санкция - один из инструментов, оказывающих воздействие на поведение того или иного субъекта.

Действительно, определение санкции, как самостоятельного явления, говорит, что правовая санкция  — мера воздействия, применяемая  к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия. Здесь четко определен упомянутый выше субъект как правонарушитель, и это еще один из неотъемлемых признаков санкции – совершение определенных правонарушений, несоответствие правовым нормам, при этом санкции  могут носить компенсирующий или  карательный характер.

 Нельзя  забывать, что иногда санкцию  определяют и как акт разрешения, утверждения, выражения согласия  должностным лицом с предложенными  действиями, решениями, но в отношении  финансовых санкций, это определение  неприменимо.

Современная Россия все еще находится на переходном этапе развития рыночной экономики. Перед нашим государством стоит  множество сложных задач, которые  требуют немедленного решения. Фактически, за короткий срок, страна должна сделать  огромный скачок в развитии, чтобы  быть на уровне развитых капиталистических  государств. Основная глобальная задача, стоящая перед страной – формирование правового государства и гражданского общества, для осуществления ее нужно  уделять внимание здоровью экономической  системы страны и ее правильному  функционированию, для достижения которого большое значение имеет обеспечение правопорядка в финансовой сфере.

Нестабильность  финансового законодательства, порядок  его применения расширение круга  субъектов финансовых правоотношений, рост количества финансовых правонарушений, которые наблюдаются в последние  годы, свидетельствуют о наличии  существенных проблем в финансово-правовой сфере. В этой связи любые исследования, особенно те, которые направлены на дальнейшее развитие и совершенствование  финансового законодательства, в  современных условиях приобретают  важнейшее значение.

 

Таким образом, на одно из первых мест выходит  изучение ответственности за финансовые нарушения. Основная цель финансовых санкций  по их сути - обеспечивать финансовую дисциплину, без которой невозможно четкое соблюдение установленных предписаний и  порядка образования, распределения  и использования финансовых ресурсов различных субъектов финансовой системы.

 

Цель  данной работы заключается в том, чтобы изучить действующую систему  взимания финансовых санкций и разработать  предложения по её усовершенствованию.

 

Чтобы достигнуть выбранной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

  • дать понятие финансовой санкции
  • рассмотреть классификацию санкций
  • рассмотреть законодательно-правовую базу применения финансовых санкций
  • выявить правовую базу применения финансовых санкций

 

 

1.1 Сущность и значение финансовых санкций

 

Сложность определения понятия «финансовые  санкции» возникает, прежде всего, от того, что в нормативно-правовых актах  Российской Федерации нет четкого  определения финансовых санкций.

 

Согласно  определению, данному А.Г. Грязновой, «финансовые санкции - это меры принуждения, выраженные в денежной форме, применяемые к участникам процесса контроля в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих прав и обязанностей».1

 

Так, в  Бюджетном Кодексе РФ в главе 28 используется понятие «меры ответственности» за нарушение бюджетного законодательства, и могут применяться такие  санкции, как наложение штрафа, начисление пени.

 

В значении мер принудительного воздействия  по отношению к нарушителям правил, финансовые санкции упоминаются  в Международной конвенции о  борьбе с финансированием терроризма, в статье 5 пункте 3.

 

В Федеральном  Законе «О несостоятельности (банкротстве)»  идет речь о финансовых санкциях, наложенных на организацию другой организацией по условиям договора или уполномоченным органом. Эти финансовые санкции  включены в понятие «обязательные  платежи», не включаемые «в состав предприятия» ФЗ «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)», статьи 2, 110.3, признанного несостоятельным.

 

В Гражданском  кодексе в статье 64 используется понятие финансовые санкции как  санкции за нарушение условий  договора между банком, привлекающих средства физических лиц и самим  вкладчиком, со стороны банка. В остальных  случаях непосредственно указывается  вид налагаемых финансовых санкций (штраф, неустойка и т.д.).

 

В Налоговом  Кодексе РФ используется понятие  налоговая санкция - «недоимки, а  также пени, проценты и штрафы», а  также определяются размеры применяемых  санкций.

 

В статьях  Бюджетного кодекса РФ, Таможенного  кодекса РФ, в законе «О валютном регулировании и валютном контроле»  установлены лишь виды санкций, применяемые  за то или иное нарушение бюджетного законодательства, что касается размеров штрафов, или порядка их применения, те определяются Кодексом об административных правонарушениях РФ.

 

Такое разделение норм, регулирующих процедуру  привлечения лица к ответственности, устанавливающих виды санкций и  конкретный их размер, в известной  мере снижающее эффективность применения мер ответственности, мотивируется требованиями юридической техники.

 

К определению  финансовых санкций можно выделить два подхода:

  1. Как санкции за нарушение финансового законодательства

 

(Под этим обычно понимается вид финансовых санкций: неустойка, блокировка счетов, штраф и т. д.)

 

  1. Как мера ответственности в денежной форме за нарушение норм законодательства или условий договора

 

Значение  финансовых санкций можно определить исходя из основных функций, исполняемых ею:

 

  • Штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям.

 

  • Главной целью превентивной (предупредительной) функции ответственности является недопущение нарушений норм, устанавливающих порядок осуществления финансовой деятельности.

 

  • Часто меры финансово-правовой ответственности направлены не на фактическое наказание виновного, а на обеспечение защиты интересов общества и восстановление нарушенных противоправным поведением субъекта финансовых интересов государства и муниципальных образований. В таких случаях ответственность выполняет правовосстановительную (компенсационную) функцию.

 

  • Сигнализационная функция финансово-правовой ответственности проявляется при характеристике правонарушителя. Так, совершение финансового правонарушения может служить сигналом о необходимости более пристального внимания к данному субъекту со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль.

 

 

      1. Классификация финансовых санкций и их виды

Классифицировать  финансовые санкции в России можно  по следующим признакам:

  1. методы, с помощью которых они охраняют финансовые правоотношения и цель, которую они преследуют
  2.    по основаниям применения
  3.    по основным отраслям права
  4.    по форме

 

Итак, рассмотрим классификацию финансовых санкций по их признакам побробнее.

  Все финансово-правовые санкции в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений и какую цель преследуют, подразделяются, на два вида: правовосстановительные и штрафные (карательные).

 

   Правовосстановительные санкции направлены:

  • на устранение вреда, причиненного государству или муниципальному образованию финансовым правонарушением,
  • на принудительное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государства.

 

Принудительное  исполнение налогоплательщиком своей  обязанности, существовавшей до нарушения  финансового законодательства, имеет  место при взыскании недоимки и пени.

 

   Недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законодательством срок, и носит компенсационный характер.2 Следовательно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов является налоговой санкцией, обусловленной юридической природой налогового обязательства.

 

Наибольшее  распространение пеня как разновидность  финансово-правовых санкций получила в налоговом праве.

 

Пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.3

 

Государственное принуждение прослеживается в механизме  взыскания пени, заключающемся в  принудительном изъятии за счет денежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет иного имущества  налогоплательщика. С организаций  пеня взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц — по решению  суда.

 

Функция пени как финансово-правовой санкции  заключается в том, чтобы компенсировать государству или муниципальному образованию тот вред, а именно убытки, которые они несут в  связи с несвоевременной уплатой  соответствующими субъектами в бюджет налога, сбора, несвоевременным возвратом  бюджетных средств и т.д. Таким  образом, финансово-правовая пеня это  дополнительное обременение для  правонарушителя.

 

Размер  пени как финансово-правовой санкции  определен в законодательстве - НК РФ, БК РФ др.

 

 

Карательные (штрафные) санкции, реализация которых направлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства. Они устанавливаются в виде штрафов.

 

Штрафы  за нарушения финансового законодательства взыскиваются только в судебном порядке  и в законодательно установленной  последовательности. Судебный порядок  взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкосновенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой  никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению  суда.

 

В некоторых  случаях финансовое законодательство предусматривает изменение порядка  уплаты штрафа.

 

Финансово-правовые штрафы за совершение налогового пра­вонарушения  взимаются в размерах, предусмотренных  в НК (гл. 16) и БК РФ, Указах Президента РФ и др.

По основаниям применения финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции, исходящие из норм Международного права, договора, национального нормативно-правового акта. Соответственно, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

По основным отраслям права финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции за нарушения бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства. Соответственно, выбор применяемых санкций определяется нормативно-правовым актом, в сфере которого правонарушение совершено - Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и т.д.

 

По форме финансовые санкции подразделяются на неустойки, штрафы, пени, блокировка счетов, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

 

  • Неустойка - вид финансовых санкций, который широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств.

 

  • Штраф - денежное взыскание, выплачиваемое нарушителем обязательства, его размер определен в твердой денежной сумме.

 

  • Пеня - санкция в виде денежного штрафа, накладываемого за несвоевременное выполнение, просрочку денежных обязательств.

 

  • Блокировка счетов: налоговые органы вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановить операции по счету в следующих случаях:

 

- при наличии задолженности  по уплате налогов, пеней и  штрафов;  - в случае задержки  представления налоговой декларации  более чем на 10 календарных дней.

Информация о работе Сущность и значение финансовых санкций