Сущность и значение финансовых санкций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:11, реферат

Описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить действующую систему взимания финансовых санкций и разработать предложения по её усовершенствованию.
Чтобы достигнуть выбранной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
дать понятие финансовой санкции
рассмотреть классификацию санкций
рассмотреть законодательно-правовую базу применения финансовых санкций
выявить правовую базу применения финансовых санкций

Работа состоит из  1 файл

REFERAT_FINANS.docx

— 47.55 Кб (Скачать документ)

 

  • Блокировка расходов и приостановление операций по счетам в кредитных организациях - меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства (БК РФ ст. 282). 

Правовая база применения финансовых санкций

 

Применение  финансовых санкций за нарушение  финансового законодательства осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. «О Федеральном  казначействе», Указом Президента РФ от 23 марта 1994 г. «Об осуществлении комплексных  мер по своевременному и полному  внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», письмом Минфина  России от 4 октября 1995 г. «О применении штрафных санкций за нецелевое использование  средств федерального бюджета», а  также письмом Госналогслужбы России от 17 июля 1996 г. «Об ответственности  организаций за нецелевое использование  средств федерального бюджета, несвоевременный  возврат этих средств, а также  за просрочку уплаты процентов за их использование».

Бюджетный кодекс РФ также в ст. 285 определяет порядок применения такой финансово-правовой санкции как пеня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Порядок применения финансовых санкций

 

Существует  добровольный и принудительный порядок исполнения финансовых санкций.

За  налоговые правонарушения, нарушение таможенного законодательства, а также бюджетные правонарушения применяется такая финансово-правовая санкция, как пеня.

 

В соответствии с Налоговым кодексом РФ пеня может  быть уплачена налогоплательщиком добровольно  или взыскана с него в принудительном порядке. При этом в соответствии с п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание  пени с налогоплательщика производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.

 

Добровольная уплата пени осуществляется следующим образом:

 

  • налоговый орган, приняв решение по результатам налоговой проверки, направляет налогоплательщику в 10-дневный срок от даты вынесения соответствующего решения требования об уплате налога и соответствующих пеней. Срок исполнения такого требования указывается в самом требовании;

 

  • в случае исполнения налогоплательщиком требования налогового органа по уплате налога и пеней в установленный срок имеет место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в виде пени.

 

Принудительное взыскание пени с организации-налогоплательщика  или организации — налогового агента осуществляется в следующем  порядке:

 

  • такое взыскание возможно в случае неуплаты налогоплательщиком пени в добровольном порядке;

 

  • налоговый орган осуществляет принудительное взыскание пени за счет денежных средств, находящихся на счетах организаций, а при недостаточности или отсутствии —> за счет иного имущества организации-налогоплательщика или организации налогового агента:

 

  • принудительное взыскание пени с организаций происходит путем направления налоговым органом в банк инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты денежных средств со счетов этих организаций. Решение о взыскании принимается не позднее 10, дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения этого срока, является недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с организации причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании должно быть доведено до сведения организации в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о нем;

 

  • взыскание пени может производиться с рублевых расчетных (текущих) и валютных счетов организаций и не может производиться с депозитного счета организации, если не истек срок действия депозитного договора;

 

  • при взыскании средств с валютных счетов организации руководитель налогового органа (его заместитель) одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты этой организации;

 

  • инкассовое поручение (распоряжение) исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, в случае, когда взыскание производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если пени взыскивается с валютных счетов.

 

При недостаточности  или отсутствии денежных средств  на счетах организации налоговый  орган вправе взыскать пени за счет иного имущества организации  в соответствии со ст. 47 НК РФ.

 

Порядок принудительного взыскания  пени с физического лица-налогоплательщика  или физического лица-налогового агента характеризуется следующим:

 

  1. согласно ст. 48 НК РФ налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании пени за счет имущества физического лица. Такой иск может быть подан налоговым органом в течение шести месяцев после истечения требования об уплате налога;

 

  1. взыскание пени за счет имущества физического лица производится на основании вступившего в законную силу решения суда в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

 

 

Анализ применения финансовых санкций  в России

2.2 Анализ применения бюджетных санкций

 

Бюджетные санкции применяются в результате нарушений бюджетного законодательства, выявленных государственными финансовыми  контролирующими органами.

 

Перечень  финансовых санкций за нарушения  бюджетного законодательства включает в себя:

  • блокировку расходов;
  • изъятие бюджетных средств;
  • приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • наложение штрафа;
  • начисление пени;
  • иные меры в соответствии с федеральными законами.

 

Нарушениями бюджетного законодательства признаются:

  • неисполнение закона (решения) о бюджете;
  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;
  • несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
  • несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
  • и иные основания в соответствии с федеральными законами.

 

Из  этого перечня видно, что большинство  указанных нарушений относится  к нарушению бюджетного законодательства непосредственно либо органом, исполняющим  бюджет, либо распорядителями кредитов. Из чего следует, что наибольшее внимание уделяется именно защите бюджетополучателя  от произвола органов власти. Например, такая санкция, как блокировка расходов распорядителя бюджетными средствами вследствие выявленного нецелевого использования, зачастую ударяет по бюджетополучателям.

 

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом  государственного финансового контроля и помимо осуществления контроля за исполнением федерального бюджета  Конституция РФ статья 101 и экспертизы российских нормативно-правовых актов, регулярно представляет Совету Федерации  и Государственной Думе информацию о результатах проводимых контрольных  мероприятий N 4-ФЗ от 11.01. 1995 "О Счетной палате Российской Федерации".

 

На  протяжение пяти лет в 2009 году был  достигнут самый высокий показатель объема выявленных финансовых нарушений  субъектами бюджетного процесса, со 122 млрд. рублей (в том числе 1,1 млрд. за нецелевое использование средств  бюджета) в 2005 году до 238 млрд. рублей (в  том числе 3,8 млрд. за нецелевое использование  средств бюджета) в 2009 году.

 

В 2008 году вступили в силу значительные поправки в Бюджетный кодекс Журнал "Учет в бюджетных учреждениях № 6, 2007. Был введен принцип «подведомственности», который, с одной стороны, усиливает  ответственность за исполнение бюджетных  обязательств, устраняет дублирование отдельных полномочий.

 

С другой стороны, это позволило установить прозрачную и четкую подведомственную сеть главного распорядителя, что в  конечном итоге и привело к  уменьшению объемов денежных взысканий  в сфере нарушений бюджетного законодательства. Также была исключена возможность выполнения функций распорядителя бюджетных средств подведомственными органами исполнительной власти и учреждениями других уровней.

 

В 2009 году денежные взыскания (штрафы) за нарушение  бюджетного законодательства РФ в части  Консолидированного бюджета увеличились  на 16 % - сравнительно небольшое изменение. Однако же, по данным Счетной палаты объемы выявленных нарушений бюджетного законодательства резко возрастают и составляют беспрецедентные 238 млрд. рублей.

 

Однако  ни это количество, ни увеличение денежных взысканий не объясняют в полной мере 238 млрд. рублей объема выявленных нарушений бюджетного законодательства, что приводит к выводу о качественных изменений, а именно о возросших  масштабах совершаемых нарушений.

 

 

2.2 Анализ применения налоговых  санкций

 

В России налоговые санкции устанавливаются  и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) Статья 114 НК РФ. Однако, пени также применяются по отношению  к организациям, и данные по ним  публикуются Федеральной налоговой  службой наравне с «налоговыми санкциями», т. е. штрафами.

 

Поступления по денежным взысканиям за нарушение  законодательства о налогах и  сборах по бюджетам не имеют резких изменений в период 2006-2009 гг.

 

Столь значительный рост начисленных к  уплате финансовых санкций в 2008 году до 903 474 тыс. руб. объясняется наступлением финансового кризиса в России. В 2009 году это значение удалось уменьшить  до 761 357 тыс. рублей благодаря проводимой государством налоговой политики, включающей в себя меры от расширения перечня  случаев для списания налоговых  долгов организаций (59 статья в Налоговом  Кодексе РФ) «Списание безнадежных  долгов по налогам и сборам».4

 

Так, статья 59 НК РФ предусматривает возможность  списания недоимки, уплата которой  оказалась невозможной, списания безнадежной  задолженности по штрафам, но одновременно исключает возможность списывать  безнадежные долги по региональным и местным сборам. Однако, законодательство, в том числе и ст. 59 НК РФ, не содержит разъяснений, что же следует  считать безнадежной задолженностью по штрафам, должна ли она признаваться судом или такой задолженностью признаются суммы штрафов, по которым  истекли сроки обращения в  суд.

 

Поправки  к статье 64 «Порядок и условия  предоставления отсрочки или рассрочки  по уплате налога и сбора» Налогового Кодекса внесены Федеральным  законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ.

 

До  этого момента 64-я статья Налогового кодекса позволяла давать отсрочку уплаты налогов только налоговым  органам (на срок до одного года) и Правительству  РФ (на срок до трех лет) по ряду оснований, в том числе при возникновении  угрозы банкротства из-за единовременной уплаты долга.

 

Однако  же, после проведенного 18 сентября 2008 года налогового совещания у Дмитрия  Медведева по вопросам отсрочки налоговых  долгов, механизм стал использоваться гораздо активнее. Помимо этого, введенной  Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ статьей 64.1 правом предоставлять рассрочку  до 5 лет был наделен министр  финансов России. Впрочем, эта поправка касается крупных организаций, т. к. сумма задолженности по налогам  должна составлять не менее 10 млрд. рублей. Тем не менее, это также один из факторов, приведший к столь резкому  росту реструктурированной задолженности  по налоговым санкциям.

 

Таким образом, система налоговых санкций  на данный момент имеет свои недостатки и государству следует больше уделять внимания на уменьшение налогового бремени в тех местах, где оно  особенно тяжело.

 

 

2.3 Анализ применения таможенных  санкций

 

Согласно  статье 242 Таможенного Кодекса РФ, финансовыми санкциями за нарушение  таможенных правил следует считать  штраф и взыскание стоимости  товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами  нарушения таможенных правил. В самом  Таможенном кодексе РФ понятие штрафа отсутствует, данное наказание налагается при совершении правонарушений, ответственность  за которые предусмотрена КоАП РФ.

 

При неуплате таможенных платежей в срок к нарушителям  применяются как меры по принудительному  взысканию платежей (статья 348 ТК РФ), так и начисление пени.5

 

Прослеживается последовательный рост объемов денежных санкций за нарушение таможенного дела к 2008 году и наметившийся спад в 2009 году. Но кардинальных изменений Таможенный кодекс за последние пять лет не претерпевал, изменения вносились всего дважды: от 22.07.2005 N 117-ФЗ и от 26.06.2008 N 103-ФЗ. Таким образом, изменения в объемах денежных взысканий имеют другую природу.

Информация о работе Сущность и значение финансовых санкций