Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:11, реферат
Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить действующую систему взимания финансовых санкций и разработать предложения по её усовершенствованию.
Чтобы достигнуть выбранной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
дать понятие финансовой санкции
рассмотреть классификацию санкций
рассмотреть законодательно-правовую базу применения финансовых санкций
выявить правовую базу применения финансовых санкций
Правовая база применения финансовых санкций
Применение финансовых санкций за нарушение финансового законодательства осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. «О Федеральном казначействе», Указом Президента РФ от 23 марта 1994 г. «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», письмом Минфина России от 4 октября 1995 г. «О применении штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета», а также письмом Госналогслужбы России от 17 июля 1996 г. «Об ответственности организаций за нецелевое использование средств федерального бюджета, несвоевременный возврат этих средств, а также за просрочку уплаты процентов за их использование».
Бюджетный кодекс РФ также в ст. 285 определяет порядок применения такой финансово-правовой санкции как пеня.
2.1 Порядок применения финансовых санкций
Существует добровольный и принудительный порядок исполнения финансовых санкций.
За налоговые правонарушения, нарушение таможенного законодательства, а также бюджетные правонарушения применяется такая финансово-правовая санкция, как пеня.
В соответствии
с Налоговым кодексом РФ пеня может
быть уплачена налогоплательщиком добровольно
или взыскана с него в принудительном
порядке. При этом в соответствии
с п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание
пени с налогоплательщика
Добровольная уплата пени осуществляется следующим образом:
Принудительное взыскание пени
с организации-
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации налоговый орган вправе взыскать пени за счет иного имущества организации в соответствии со ст. 47 НК РФ.
Порядок принудительного взыскания
пени с физического лица-
Анализ применения финансовых санкций в России
2.2 Анализ применения бюджетных санкций
Бюджетные
санкции применяются в
Перечень финансовых санкций за нарушения бюджетного законодательства включает в себя:
Нарушениями бюджетного законодательства признаются:
Из этого перечня видно, что большинство указанных нарушений относится к нарушению бюджетного законодательства непосредственно либо органом, исполняющим бюджет, либо распорядителями кредитов. Из чего следует, что наибольшее внимание уделяется именно защите бюджетополучателя от произвола органов власти. Например, такая санкция, как блокировка расходов распорядителя бюджетными средствами вследствие выявленного нецелевого использования, зачастую ударяет по бюджетополучателям.
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля и помимо осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Конституция РФ статья 101 и экспертизы российских нормативно-правовых актов, регулярно представляет Совету Федерации и Государственной Думе информацию о результатах проводимых контрольных мероприятий N 4-ФЗ от 11.01. 1995 "О Счетной палате Российской Федерации".
На
протяжение пяти лет в 2009 году был
достигнут самый высокий
В 2008 году вступили в силу значительные поправки в Бюджетный кодекс Журнал "Учет в бюджетных учреждениях № 6, 2007. Был введен принцип «подведомственности», который, с одной стороны, усиливает ответственность за исполнение бюджетных обязательств, устраняет дублирование отдельных полномочий.
С другой стороны, это позволило установить прозрачную и четкую подведомственную сеть главного распорядителя, что в конечном итоге и привело к уменьшению объемов денежных взысканий в сфере нарушений бюджетного законодательства. Также была исключена возможность выполнения функций распорядителя бюджетных средств подведомственными органами исполнительной власти и учреждениями других уровней.
В 2009 году денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства РФ в части Консолидированного бюджета увеличились на 16 % - сравнительно небольшое изменение. Однако же, по данным Счетной палаты объемы выявленных нарушений бюджетного законодательства резко возрастают и составляют беспрецедентные 238 млрд. рублей.
Однако
ни это количество, ни увеличение денежных
взысканий не объясняют в полной
мере 238 млрд. рублей объема выявленных
нарушений бюджетного законодательства,
что приводит к выводу о качественных
изменений, а именно о возросших
масштабах совершаемых
2.2 Анализ применения налоговых санкций
В России
налоговые санкции
Поступления по денежным взысканиям за нарушение законодательства о налогах и сборах по бюджетам не имеют резких изменений в период 2006-2009 гг.
Столь значительный рост начисленных к уплате финансовых санкций в 2008 году до 903 474 тыс. руб. объясняется наступлением финансового кризиса в России. В 2009 году это значение удалось уменьшить до 761 357 тыс. рублей благодаря проводимой государством налоговой политики, включающей в себя меры от расширения перечня случаев для списания налоговых долгов организаций (59 статья в Налоговом Кодексе РФ) «Списание безнадежных долгов по налогам и сборам».4
Так, статья
59 НК РФ предусматривает возможность
списания недоимки, уплата которой
оказалась невозможной, списания безнадежной
задолженности по штрафам, но одновременно
исключает возможность
Поправки к статье 64 «Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора» Налогового Кодекса внесены Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ.
До этого момента 64-я статья Налогового кодекса позволяла давать отсрочку уплаты налогов только налоговым органам (на срок до одного года) и Правительству РФ (на срок до трех лет) по ряду оснований, в том числе при возникновении угрозы банкротства из-за единовременной уплаты долга.
Однако
же, после проведенного 18 сентября 2008
года налогового совещания у Дмитрия
Медведева по вопросам отсрочки налоговых
долгов, механизм стал использоваться
гораздо активнее. Помимо этого, введенной
Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ
статьей 64.1 правом предоставлять рассрочку
до 5 лет был наделен министр
финансов России. Впрочем, эта поправка
касается крупных организаций, т. к.
сумма задолженности по налогам
должна составлять не менее 10 млрд. рублей.
Тем не менее, это также один из
факторов, приведший к столь резкому
росту реструктурированной
Таким образом, система налоговых санкций на данный момент имеет свои недостатки и государству следует больше уделять внимания на уменьшение налогового бремени в тех местах, где оно особенно тяжело.
2.3 Анализ применения таможенных санкций
Согласно статье 242 Таможенного Кодекса РФ, финансовыми санкциями за нарушение таможенных правил следует считать штраф и взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил. В самом Таможенном кодексе РФ понятие штрафа отсутствует, данное наказание налагается при совершении правонарушений, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ.
При неуплате таможенных платежей в срок к нарушителям применяются как меры по принудительному взысканию платежей (статья 348 ТК РФ), так и начисление пени.5
Прослеживается последовательный рост объемов денежных санкций за нарушение таможенного дела к 2008 году и наметившийся спад в 2009 году. Но кардинальных изменений Таможенный кодекс за последние пять лет не претерпевал, изменения вносились всего дважды: от 22.07.2005 N 117-ФЗ и от 26.06.2008 N 103-ФЗ. Таким образом, изменения в объемах денежных взысканий имеют другую природу.