Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа
Экономическое содержание государственных финансов неоднородно, так как отдельные обособленные звенья выполняют специфические, присущие только им функции. Одно из таких звеньев - государственный кредит. Государственное кредитование представляет собой совокупность финансовых отношений, при которых государство осуществляет привлечение временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, населения, а также других государств, международных финансовых организаций и фондов на условиях возвратности, срочности и платности. В данных условиях кредитных отношений государство является заемщиком.
1. Сущность и значение государственного кредита и государственного долга
2. Современное состояние государственного долга в РФ
3. Методы управления государственным долгом
Список использованной литературы
В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года, государственная политика в области государственного долга Российской Федерации направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.
Всего за 2011 – 2013 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.
Государственный долг Российской Федерации при этом увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.
Таблица 2
Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2013 гг.2
На 1 января 2010 года |
На 1 января 2011 года |
На 1 января 2012года |
На 1 января 2013 года |
На 1 января 2010 года |
Изменение 2013 г. к 2010 г. | ||
отчет 2009г. |
отчет 2010г. |
проект |
проект |
проект |
млрд. руб. |
% | |
Государственный долг Российской Федерации, млрд. рублей |
3 233,1 |
4 423,48 |
6 844,7 |
8 976,8 |
11 170,3 |
5853,6 |
110 |
% к ВВП |
8,3 |
9,8 |
13,6 |
16 |
18 |
||
в том числе: |
|||||||
Государственный внутренний долг, млрд. руб. |
2 094,7 |
2 940,39 |
5 148,4 |
6 976,4 |
8 826,3 |
5099,6 |
137 |
% к ВВП |
5,4 |
6,5 |
10,2 |
12,5 |
14,2 |
||
Государственный внешний долг, млрд. руб. |
1 138,4 |
1 483,09 |
1 696,3 |
2 000,4 |
2 344,0 |
754,0 |
47,4 |
% к ВВП |
2,9 |
3,3 |
3,4 |
3,5 |
3,8 |
Анализ динамики показывает, что государственный долг увеличится за 2011 – 2013 годы в 1,8 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,2 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 6,5 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.
Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2013 годах представлена на следующей диаграмме.
Государственный внутренний долг России - обязательства, возникающие в валюте Российской.3
Таблица 3
Динамика объема и структуры внутреннего госдолга4
На 1 января 2010 года |
На 1 января 2011 года |
На 1 января 2012 года |
На 1 января 2013 года |
На 1 января 2014 года |
2013 г. к 2010 г., % | ||||||
отчет |
Закон № 308-ФЗ (с изм.) |
проект |
проект |
проект |
|||||||
млрд. рублей |
струк-тура, % |
млрд. рублей |
струк-тура, % |
млрд. рублей |
струк-тура, % |
млрд. рублей |
струк-тура, % |
млрд. рублей |
струк-тура, % |
струк-тура, % | |
Государственный внутренний долг, всего |
2 094,7 |
100 |
3 726,7 |
100 |
5 148,4 |
100 |
6 976,4 |
100 |
8 826,3 |
100 |
236,8 |
в том числе: | |||||||||||
государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) |
1 837,1 |
87,7 |
2 933,0 |
78,7 |
4 076,7 |
79,2 |
5 621,1 |
80,6 |
7 147,5 |
81,0 |
243,7 |
государственные гарантии |
251,4 |
12 |
787,1 |
21,1 |
1 064,8 |
20,7 |
1 355,3 |
19,4 |
1 678,8 |
19,0 |
213,3 |
прочая задолженность |
6,2 |
0,3 |
6,6 |
0,2 |
6,9 |
0,1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации будет повышаться.
В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществить выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют.
На внутреннем рынке государственных ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3 - 5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.
В 2011 – 2013 годах предусматривается значительный рост государственного внутреннего долга по государственным гарантиям Российской Федерации.
К концу 2013 года долг по гарантиям составит 19 % объема государственного внутреннего долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП.
Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)5.
Таблица 4
Динамика объема и структуры внешнего долга6
На 1 января 2010 года |
На 1 января 2011 года |
На 1 января 2012 года |
На 1 января 2013 года |
На 1 января 2014 года |
2013 г. к 2010 г., % | ||||||
отчет |
отчет |
проект |
проект |
проект |
|||||||
млрд. долл. США |
струк-тура, % |
млрд. долл. США |
струк-тура, % |
млрд. долл. США |
струк-тура, % |
млрд. долл. США |
струк-тура, % |
млрд. долл. США |
струк-тура, % |
струк-тура, % | |
Государственный внешний долг, всего |
37,6 |
100 |
53,0 |
100 |
55,6 |
100 |
65,2 |
100 |
75,6 |
100 |
142,6 |
в том числе: | |||||||||||
кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте |
8,7 |
23,1 |
7,3 |
13,8 |
6,1 |
11 |
5,5 |
8,4 |
4,8 |
6,3 |
65,7 |
государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте |
28,0 |
74,5 |
34,2 |
64,5 |
38,2 |
68,7 |
43,9 |
67,4 |
49,8 |
65,7 |
145,6 |
гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
0,9 |
2,4 |
11,5 |
21,7 |
11,3 |
20,3 |
15,8 |
24,2 |
21,1 |
28 |
183,5 |
Анализ динамики показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, в 2013 году - в 1,4 раза.
Объем государственного внешнего долга в рублевом выражении увеличился с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 % ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта.
Увеличение внешнего долга обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.
Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2011 году сократилась по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентных пункта и составила 68,7 %, в конце 2013 года составит 65,7 %.
Процесс управления госдолгом - это
совокупность действий, связанных с
подготовкой к выпуску и
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
Понятие и содержание управления государственной
задолженностью может быть определено
достаточно многомерно. Управление ею
можно рассматривать как в
широком, так и в узком смысле.
Под управлением
Под управлением долгом в
узком смысле понимается
Процесс управления госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности. В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга.
В понятие управления госдолгом
включают три взаимосвязанных
Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации7.