Сущность и значение государственного кредита и государственного долга, проблемы управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание

Экономическое содержание государственных финансов неоднородно, так как отдельные обособленные звенья выполняют специфические, присущие только им функции. Одно из таких звеньев - государственный кредит. Государственное кредитование представляет собой совокупность финансовых отношений, при которых государство осуществляет привлечение временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, населения, а также других государств, международных финансовых организаций и фондов на условиях возвратности, срочности и платности. В данных условиях кредитных отношений государство является заемщиком.

Содержание

1. Сущность и значение государственного кредита и государственного долга
2. Современное состояние государственного долга в РФ
3. Методы управления государственным долгом
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Современное состояние государственного долга в России

В соответствии с Основными направлениями  долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года, государственная политика в области государственного долга Российской Федерации направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.

 Всего за 2011 – 2013 годы предусматривается  общее привлечение средств от  размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.

Государственный долг Российской Федерации при этом увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.

Таблица 2

Динамика объема и структуры  государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2013 гг.2

 

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011 года

На 1 января 2012года

На 1 января 2013 года

На 1 января 2010 года

Изменение 2013 г. к 2010 г.

отчет 2009г.

отчет 2010г.

проект 

проект

проект

млрд. руб.

%

Государственный долг Российской Федерации, млрд. рублей

3 233,1

4 423,48

6 844,7

8 976,8

11 170,3

5853,6

110

% к ВВП 

8,3

9,8

13,6

16

18

   

в том числе:

             

Государственный внутренний долг, млрд. руб.

2 094,7

2 940,39

5 148,4

6 976,4

8 826,3

5099,6

137

% к ВВП 

5,4

6,5

10,2

12,5

14,2

   

Государственный внешний  долг, млрд. руб.

1 138,4

1 483,09

1 696,3

2 000,4

2 344,0

754,0

47,4

% к ВВП 

2,9

3,3

3,4

3,5

3,8

   

 

Анализ динамики показывает, что государственный долг увеличится за 2011 – 2013 годы в 1,8 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,2 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 6,5 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.

Динамика объема и структуры  государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2013 годах представлена на следующей диаграмме.

Государственный внутренний долг России  - обязательства, возникающие в валюте Российской.

Таблица 3

Динамика объема и структуры внутреннего госдолга4

 

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011 года

На 1 января 2012 года

На 1 января 2013 года

На 1 января 2014 года

2013 г. к 2010 г., %

отчет

Закон № 308-ФЗ (с изм.)

проект 

проект 

проект 

 

млрд. рублей

струк-тура, %

млрд. рублей

струк-тура, %

млрд. рублей

струк-тура, %

млрд. рублей

струк-тура, %

млрд. рублей

струк-тура, %

струк-тура, %

Государственный внутренний долг, всего

2 094,7

100

3 726,7

100

5 148,4

100

6 976,4

100

8 826,3

100

236,8

в том числе:

государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО)

1 837,1

87,7

2 933,0

78,7

4 076,7

79,2

5 621,1

80,6

7 147,5

81,0

243,7

государственные гарантии

251,4

12

787,1

21,1

1 064,8

20,7

1 355,3

19,4

1 678,8

19,0

213,3

прочая задолженность

6,2

0,3

6,6

0,2

6,9

0,1

0,0

0

0,0

0

 

 

Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга  вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации будет повышаться.

В соответствии с Основными направлениями  долговой политики Российской Федерации  на 2011 – 2013 годы помимо эмиссии ОФЗ  и ГСО предполагается осуществить выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют.

На внутреннем рынке государственных ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3 - 5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.

В 2011 – 2013 годах предусматривается  значительный рост государственного внутреннего долга по государственным гарантиям Российской Федерации.

К концу 2013 года долг по гарантиям  составит 19 % объема государственного внутреннего долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП.

Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)5.

 

 

Таблица 4

Динамика объема и структуры внешнего долга6

 

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011 года

На 1 января 2012 года

На 1 января 2013 года

На 1 января 2014 года

2013 г. к 2010 г., %

отчет

отчет

проект 

проект 

проект 

 

млрд. долл. США 

струк-тура, %

млрд. долл. США 

струк-тура, %

млрд. долл. США 

струк-тура, %

млрд. долл. США 

струк-тура, %

млрд. долл. США 

струк-тура, %

струк-тура, %

Государственный внешний долг, всего

37,6

100

53,0

100

55,6

100

65,2

100

75,6

100

142,6

в том числе:

кредиты иностранных государств, кредиты  МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических  лиц в иностранной валюте

8,7

23,1

7,3

13,8

6,1

11

5,5

8,4

4,8

6,3

65,7

государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной  валюте

28,0

74,5

34,2

64,5

38,2

68,7

43,9

67,4

49,8

65,7

145,6

гарантии Российской Федерации  в иностранной валюте

0,9

2,4

11,5

21,7

11,3

20,3

15,8

24,2

21,1

28

183,5


Анализ динамики показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, в 2013 году - в 1,4 раза.

Объем государственного внешнего долга в рублевом выражении увеличился с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 % ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта.

Увеличение внешнего долга обусловлено  заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных  ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2011 году сократилась по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентных пункта и составила 68,7 %, в конце 2013 года составит 65,7 %.

 

    1. Методы управления государственным долгом

Процесс управления госдолгом - это  совокупность действий, связанных с  подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий. Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

  • рефинансирование - погашение части государственного долга за вновь привлеченных средств;
  • конверсия - изменение доходности займа; связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
  • новация - соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обстояте6льств в рамках одного и того же кредитного договора;
  • унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;
  • отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;
  • дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.

В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:

  • безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  • единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
  • единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
  • согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
  • снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
  • оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
  • гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Понятие и содержание управления государственной  задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в  широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным  долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:

  • формирование государственной долговой политики;
  • определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
  • установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом;
  • установление границ задолженности.

 Под управлением долгом в  узком смысле понимается совокупность  мероприятий, связанных с выпуском  и размещением государственных  долговых обязательств, обслуживанием,  погашением и рефинансированием  госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Процесс управления госдолгом как  в широком, так и в узком  смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый  характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности. В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой  деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга.

В понятие управления госдолгом  включают три взаимосвязанных направления  деятельности. Первое - это бюджетная  политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это  осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, Основания для образования, формы и виды государственного долга определены в Бюджетном Кодексе Российской Федерации.

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации7

Информация о работе Сущность и значение государственного кредита и государственного долга, проблемы управления государственным долгом