Сущность и значение государственного кредита и государственного долга, проблемы управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание

Экономическое содержание государственных финансов неоднородно, так как отдельные обособленные звенья выполняют специфические, присущие только им функции. Одно из таких звеньев - государственный кредит. Государственное кредитование представляет собой совокупность финансовых отношений, при которых государство осуществляет привлечение временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, населения, а также других государств, международных финансовых организаций и фондов на условиях возвратности, срочности и платности. В данных условиях кредитных отношений государство является заемщиком.

Содержание

1. Сущность и значение государственного кредита и государственного долга
2. Современное состояние государственного долга в РФ
3. Методы управления государственным долгом
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 

Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

Управление муниципальным  долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Государственный долг, как  и финансы, может являться рычагом  и объектом управления. В качестве рычага управления государственный  долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

Государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии), структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий, порядок выпуска и обращения государственных займов, порядок предоставления государственных кредитов, порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним. Государство устанавливает и все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.

В процессе управления государственным  долгом Российской Федерации решаются следующие общие задачи:

- удержание величины  внутреннего и внешнего государственного  долга на уровне, обеспечивающем  сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя обязательств без причинения значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;

- минимизация стоимости  долга на основе удлинения  срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;

- сохранение у российского  государства репутации первоклассного  заемщика на основе безупречного  выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;

- поддержание стабильности  и предсказуемости рынка государственного  долга;

- достижение эффективного  и целевого использования заимствованных  государством средств и гарантированных  им заимствований;

- диверсификация долговых  обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

- координация действий  федеральных органов, органов  субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления на  долговом рынке страны.

Управление государственным  долгом бывает стратегическим и оперативным. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся  в компетенции Федерального собрания, Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации, представительные органы и главы администраций субъектов Российской Федерации), Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Российской Федерации их принимают, а Президент Российской Федерации и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают.

В частности, ежегодно в  законе о федеральном бюджете  Федеральное Собрание и Президент  Российской Федерации устанавливают  предельные объемы государственного внутреннего  и внешнего долгов; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам-участникам СНГ; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам Российской Федерации; верхние пределы государственных внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства Российской Федерации.

Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство Российской Федерации  и его специальный орган –  Министерство Финансов Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации и Внешэкономбанк как агенты Минфина Российской Федерации. Эти органы определяют генеральные условия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, время выпуска очередного займа и условия его функционирования, организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств, организуют и осуществляют выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий, осуществляют контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.

Аналогичные вопросы  в рамках своей компетенции решают законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации. При этом они исходят из норм, заложенных в федеральном законодательстве.

В настоящее время основными  принципами государственной политики РФ в области внутренних заимствований  являются следующие:

  • замещение государственного внешнего долга РФ внутренними заимствованиями, т.е. увеличение размеров государственного внутреннего долга в ближайшие годы будет обусловлено использованием его на погашение внешнего долга;
  • удлинение сроков заимствования. В настоящее время планируется отказаться от краткосрочных (до 1 года) заимствований и перейти на обслуживание ценных бумаг, носящих средне- и долгосрочный характер. Для решения этой задачи доходность краткосрочных ценных бумаг будет сокращаться до 6,5% годовых, а среднесрочных и долгосрочных повышаться - до 8,5 - 10,5%;
  • повышение уровня рыночной ликвидности и расширение круга активных инвесторов. Для этого совместно Минфином РФ и Банком России подготовлена Программа введения института первичных дилеров и эталонных выпусков на рынке ГКО-ОФЗ. В частности, в настоящее время предусматривается, что одним из активных инвесторов на рынке государственных ценных бумаг должен стать Пенсионный фонд РФ.

 

Список использованной литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации  от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
  3. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов.- Изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: Перспектива. 2007.
  4. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2007.
  5. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - 7-е изд., перераб. доп. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко», 2007.
  6. Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит  - 5-е изд., стер. - М. :    ИЦ "Академия", 2009.
  7. Колесникова В. И., Кроливецкая Л. П.. Банковское дело. // М., «Финансы и статистика», 2008.
  8. Селезнев А.З. Государственный долг и внешние активы - М. : ИНФРА-М, 2010.
  9. А. Н. Трошин, Т. Ю. Мазурина, В. И. Фомкина. Финансы и кредит. - М. : ИНФРА-М, 2010.
  10. Ковалева Т.М. Финансы и кредит.- 6-е изд., дополн., исправл. – М.: КноРус, 2011.
  11. Сайт Министерства Финансов http://www.minfin.ru.
  12. Сайт Счетной палаты РФ http://www.ach.gov.ru
  13. Госкомстат России http://www.gks.ru
  14. Сайт Центрального Банка РФ http://www.cbr.ru
  15. Сайт RBC http://www.rbc.ru

1 Составлено автором

2 По данным сайта Счетной палаты РФ http://www.ach.gov.ru

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации  от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями), ст.6.

4 По данным сайта Счетной палаты РФ http://www.ach.gov.ru

5 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями), ст.6.

6 По данным сайта Счетной палаты РФ http://www.ach.gov.ru

7 Бюджетный кодекс Российской Федерации  от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями), гл.14 ст.101


Информация о работе Сущность и значение государственного кредита и государственного долга, проблемы управления государственным долгом