Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:57, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение применения МСФО в нефтегазодобывающей отрасли на примере ОАО «Газпром».
Задачами данной работы является необходимость рассмотреть и изучить:
сущность, понятие и сферу применения МСФО;
основные принципы отчетности;
рассмотреть применение МСФО на примере ОАО «Газпром».
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МСФО В НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ ОТРАСЛЯХ. 5
1.1 Сущность, понятие и основные принципы МСФО 5
1.2 Краткая характеристика основополагающих требований МСФО 9
1.3 Применение МСФО для отражения деятельности нефтегазовыми компаниями 23
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МСФО В НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ КОМПАНИЯХ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ» 28
2.1.Краткая характеристика деятельности ОАО «Газпром» 28
2.2 Основа подготовки финансовой отчётности в соответствии с МСФО 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
В соответствии с МСФО понятность информации отождествляется с ее доступностью для понимания пользователями [1].
В российском законодательстве критерий понятности информации четко не определен. При формулировании основных задач бухгалтерского учета (п. 3 ст. 1 Закона "О бухгалтерском учете") законодатель сделал акцент на формировании "полной и достоверной информации о деятельности организации, необходимой... пользователям...", тем самым приняв допущение о том, что информация будет необходима пользователям при условии, что она им понятна.
Согласно МСФО информация признается уместной, если она позволяет влиять на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, а также подтверждать либо корректировать ранее сделанные оценки. Уместность информации определяется исходя из двух критериев - существенности и своевременности.
В российских
нормативных актах данная качественная
характеристика не сформулирована. Ее
содержание раскрывается только в Концепции
бухгалтерского учета в рыночной
экономике России (далее - Концепция;
одобрена Методологическим советом
по бухгалтерскому учету при Минфине
России, Президентским советом
Согласно
п. 6.2 Концепции "информация уместна
с точки зрения заинтересованных
пользователей, если наличие или
отсутствие ее оказывает или способно
оказать влияние на решения (включая
управленческие) этих пользователей, помогая
им оценить прошлые, настоящие или
будущие события, подтверждая или
изменяя ранее сделанные
Таким
образом, подход к такой качественной
характеристике информации, как уместность,
сформулированный в Концепции, в
целом соответствует
Так, п. 7 ПБУ 1/2008 сформулировано требование своевременности, которую должна обеспечивать учетная политика.
Аналогичное
определение своевременности
Что касается критерия существенности, то согласно содержанию российских нормативных актов по бухгалтерскому учету ее можно рассматривать в двух аспектах: как нормативно определенную и как оценочную характеристики.
В качестве примера нормативно определенной характеристики существенности можно рассматривать норму ПБУ 6/01 "Учет основных средств", согласно которой активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
Что касается существенности как оценочной характеристики, то ее понятие дано в п. 11 ПБУ 4/99:
"Показатели
об отдельных активах,
Согласно МСФО критерий существенности раскрывается через два аспекта: пренебрежение незначительными (маловажными) событиями и отражение всех важных событий [4].
Например,
если организация приобрела
Теоретически возможно определять ежедневное количество частично использованных карандашей, находящихся в собственности организации, и производить необходимые записи в бухгалтерском учете, которые показывали бы соответствующий дневной расход карандашей. Но такой подход не является разумным с практической точки зрения.
В целях
отражения в бухгалтерском
Рассмотренный пример является иллюстрацией критерия существенности согласно МСФО, т.е. при составлении отчетности несущественные операции не принимаются во внимание.
С другой
стороны, финансовые отчеты должны объективно
отражать все существенные факты. Например,
если организация обнаружила, что
большая часть складских
Сущность такой качественной характеристики отчетности, как надежность, МСФО определяют через понятие достоверности информации: "Информация признается достоверной, если она правдиво во всех аспектах отражает хозяйственную деятельность предприятий, а также не содержит существенных ошибок (искажений) и необъективных оценок".
Российскими
нормативными актами требования в отношении
надежности информации не сформулированы.
Однако Концепция определяет надежность
как отсутствие существенных ошибок.
Кроме того, чтобы быть надежной,
информация должна объективно отражать
факты хозяйственной
Таким
образом, подход к характеристике надежности
информации, сформулированный в Концепции,
в целом соответствует
Что касается нормативных актов, то они затрагивают рассматриваемую характеристику лишь косвенно.
Согласно МСФО достоверность информации обеспечивается совокупностью пяти признаков: правдивое представление; преобладание сущности над юридической формой; нейтральность; осмотрительность; полнота [7].
В российских
нормативных актах такие
Согласно МСФО надежность информации включает такую характеристику, как правдивое представление, которое в общем виде можно определить как соответствие или согласие, с одной стороны, между фактом хозяйственной деятельности или событием и его квалификацией и оценкой в бухгалтерской отчетности - с другой.
В российских нормативных актах данная характеристика прямо не упоминается. Однако она опосредованно раскрывается через требования, предъявляемые российскими стандартами к порядку оценки активов, приобретаемых по договорам, предусматривающим исполнение обязательств по оплате неденежными средствами, а также при безвозмездном получении активов, согласно которым выбор оценки будет являться предметом профессионального суждения бухгалтера, от которого напрямую будет зависеть, насколько правдиво отражена информация в бухгалтерской отчетности.
Качественная характеристика финансовой отчетности "надежность" включает и такое требование, как "нейтральность".
Согласно п. 36 Принципов МСФО информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть нейтральной, т.е. непредвзятой. Финансовая отчетность не может быть признана нейтральной, если подбором или представлением информации она оказывает влияние на принятие решения или формирование суждения с целью достижения запланированного результата. Требование нейтральности обусловлено формулировкой цели финансовой отчетности: удовлетворение потребностей неограниченного круга пользователей.
В российском законодательстве понятие "нейтральность" информации раскрывается в п. 7 ПБУ 4/99:
"При
формировании бухгалтерской
Таким образом, в целом понятие нейтральности, сформулированное в РСБУ, по смыслу близко к определению данного понятия, изложенному в Принципах МСФО.
Основное различие в сущности принципа рациональности, сформулированного в российских нормативных документах и международных стандартах, состоит в следующем.
В РСБУ определяющее значение имеет рациональная организация бухгалтерского учета (как в широком смысле этого понятия, так и применительно к организации учета отдельных хозяйственных операций), т.е. необходимость сопоставления затрат на его организацию и ведение с выгодами, получаемыми от того, что такой учет будет обеспечен.
МСФО,
являясь стандартами
Что касается сформулированных в п. 7 ПБУ 1/2008 требований непротиворечивости и рациональности, то их аналоги в МСФО отсутствуют, поскольку международные стандарты регламентируют порядок составления и представления финансовой отчетности, тогда как два указанных положения ПБУ 1/2008 определяют требования к организации бухгалтерского учета. (см. прил.1) [пбу].
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) взяты за основу при реформе отечественных стандартов. Они все чаще используются российскими нефтяными компаниями при подготовке отчетности для предоставления иностранным организациям. Рост их популярности среди небольших нефтяных компаний обусловлен их желанием разместить свои акции на европейских фондовых биржах.
До последнего момента МСФО не содержали специального стандарта для нефтегазодобывающей деятельности. Только в ноябре 2004 г. вышел новый стандарт МСФО 6 «Поиск и оценка полезных ископаемых». Регулируемая им область очень узка: стандарт ограничивается изложением требований к учету затрат на поиск и оценку запасов, а также раскрытие информации о них в отчетности. МСФО 6 обязателен к применению к годовой отчетности, подготовленной для периода, начинающегося после 1 января 2006 г.
При подготовке отчетности по МСФО для нефтегазодобывающих компаний основополагающими стандартами, кроме уже упоминавшегося МСФО 6, являются:
Ограничено действие ряда положений следующих
стандартов:
Новый стандарт МСФО 6 дает определение разведке и оценке запасов как деятельности по поиску минеральных ресурсов, включая нефть, газ, другие полезные ископаемые и аналогичные невозобновляемые ресурсы, а также по определению технического обоснования и экономической целесообразности их добычи до принятия решения о разработке этих ресурсов. Примерами видов расходов, подпадающих под действие данного стандарта, являются расходы по приобретению прав на разведку и/или разработку, расходы на геологические и геофизические исследования, разведочное бурение и расходы по оценке экономической целесообразности добычи.
Следующие вопросы не регулируются новым стандартом, а их учет регулируется действующими стандартами:
До завершения комплексного проекта по созданию всеобъемлющего стандарта для добывающих отраслей, которое не ожидается в ближайшие сроки, Комитет по разработке МСФО принял решение не ограничивать практику учета расходов по разведке и оценке только одним методом учета. В результате компании могут продолжать вести свой учет на основе действующих у них методов учета. Однако, новый стандарт налагает на компании некоторые требования и ограничения. В частности требуется проведения теста на обесценение.
Согласно МСФО 6 затраты на разведку и оценку первоначально отражаются в учете в фактической сумме. Эти затраты в зависимости от их сути должны быть отнесены к основным средствам или нематериальным активам. Например, буровая установка будет классифицироваться как объект основных средств, а права на добычу – как нематериальные активы. После первоначального отражения в учете затрат на разведку и оценку учитываются на основе фактической стоимости или на основе переоцененной суммы, применяя требования стандарта, соответствующего классификации затрат.
Таким образом, затраты, классифицированные как основные средства, могут быть переоценены согласно требованиям МСФО 16 «Основные средства». В то же время МСФО 38 «Нематериальные активы» содержит гораздо более жесткие требования, поэтому затраты, отнесенные к нематериальным активам, обычно не могут быть переоценены в связи с отсутствием активного рынка.
Информация о работе Сущность, понятие и основные принципы МСФО