Теоретические основы накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание

Становится все более очевидным, что важный недостающий компонент в нынешнем пенсионном обеспечении – это отсутствие механизма страхования активов частных пенсионных фондов. Поэтому в третьей главе выявлена взаимосвязь пенсионного фонда и фонда социального страхования, т.е. долю участия страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана. Так как пенсионная система на сегодняшний день в недостаточной степени развита, также был рассмотрен не менее важный вопрос о совершенствовании механизма реализации пенсионной реформы Казахстана и зарубежный опыт развития пенсионной системы.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан
1.1 Понятие накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан ее развитие и становление
1.2 Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов
1.3 Проблемы накопления и диверсификации активов НПФ
Глава 2. Анализ деятельности АО НПФ «БТА Казахстан»
2.1 История развития АО НПФ «БТА Казахстан»
2.2 Современное состояние пенсионной системы в Республике Казахстан
2.3 Анализ деятельности АО НПФ «БТА Казахстан»
Глава 3. Проблемы и перспективы развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан
3.1 Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана
3.2 Совершенствование механизма реализации пенсионной реформы Казахстана.
3.3 Зарубежный опыт развития пенсионной системы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

АО НПФ «БТА Казахстан» (2009).doc

— 1.41 Мб (Скачать документ)

С момента запуска чилийской модели пенсионной системы в мае 1981 года, она обрела весомый авторитет в глазах международного сообщества как одна из оптимальных альтернатив государственной.

Старая проевропейская модель находилась в глубоком кризисе. Сберкассы не в состоянии были выплачивать пенсии, правительство и правящие партии без разбору раздавали пенсионные привилегии различным социальным группам. В стране насчитывалось около 100 категорий пенсионеров, которые были прикреплены к 32 государственным пенсионным фондам. Практика «выбивания» особых привилегий, создание стимулов для чиновников в виде бесплатного отдыха в резиденциях на престижных курортах стала нормой. Пенсионная система стала стабильным источником коррупции. Некоторые рабочие начинали получать пенсию в 42 года, в то время как другие вынуждены были работать до 65 лет. Пенсионная система охватывала только 62% рабочей силы и все равно не работала. Поэтому был предложен переход на систему индивидуальных накопительных пенсионных счетов. Добровольно, без принуждения.

Прежде всего, реформаторы привели в порядок информацию о трудовой деятельности граждан. Это чрезвычайно сложный процесс продолжался около 4 лет. Вторым шагом было введение единого пенсионного возраста: для мужчин 65 лет, для женщин – 60. Каждый рабочий получил индивидуальную пенсионную книжку, в которую заносились личные данные и история его пенсионного страхования. Чилийцам предоставляли право выбора частного пенсионного фонда, который управляет пенсионными накоплениями. Для обеспечения гарантий сбережений был введен принцип трастового управления средствами, жесткие правила отчетности, ограничения по инвестициям и гарантии по обеспечению минимальной доходности (4% в год с учетом инфляции). Затем был и также ограничены операционные издержки фондов. [19]

Каждый, кто только начинал работать, обязан был вносить 10% дохода на свой счет в одном из 20 частных пенсионных фондов (еще 10% он мог вносить по своему желанию). Одновременно были упразднены налоги за зарплату, которые платили рабочие и работодатели. Согласно закону начисляемая зарплата работника повышалась на размер социального налога работодателя, а работодатель от этого налога просто освобождался, и с этой суммой происходило начисление 10% вклада в пенсионную систему.

Важным аспектом новой системы было определение минимального размера пенсии по старости, по инвалидности и по случаю смерти кормильца. Государство гарантировало перечисления средств на индивидуальный счет рабочего при наступлении этих страховых случаев. Оно принимало данные гарантии, если в момент выхода на пенсию рабочий имел трудовой стаж как минимум 20 лет. Не были забыты и те немногие старики, которые по разным причинам не имели такого стажа или достаточного количества средств.

В течение первых трех месяцев в частную пенсионную систему перешло 25% рабочей силы Чили. После пяти лет в ней участвовала уже половина населения. Сегодня участниками частной пенсионной системы Чили являются 63% занятых в экономике. Суммарный объем капитала в новой системе превысил $54 млрд. Пенсионные фонды инвестируют средства в различные финансовые инструменты на фондовом рынке и реализуют проекты предприятий. Они создали более 20 тысяч рабочих мест в 447 филиалах по всей стране. Реформа резко увеличила склонность населения к сбережению. В среднем за 25 лет на пенсионный счет начислялся доход около 10% годовых. При выходе на пенсию средний чилийский рабочий будет получать 60-65% от средней зарплаты по стране. [4]

Благодаря участию в новой системе граждане Чили являются акционерами сотен акционерных предприятий первой категории, то есть с низким риском. В результате проведенной реформы чилийцы смотрят на отчисления в систему социального обеспечения не как на очередной налог, а на как форму частного сбережения. Можно сказать, что каждый чилиец владеет акциями экономического успеха страны, так его сбережения инвестируются в доходные национальные и международные проекты. Эта сумма превышает половину ВВП страны. Эти средства в состоянии привести в движение любой прибыльный проект. Каждый чилиец может контролировать использование его денег, его будущее – в его руках.

Отличной чертой чилийской модели пенсионного обеспечения стал жесткий контроль государства за деятельностью частных управляющих компаний (AFP), занятых инвестиционным размещением средств вкладчиков. Государством контролируется как обязательные к исполнению нормативы инвестирования средств вкладчиков и требования к финансовым параметрам этих компаний, так и законодательное разделение активов управляющих компаний и собственно пенсионных средств граждан и определения законом минимально гарантированная государственная пенсия. Так, чилийские власти предложили частным управляющим компаниям отказаться от взимания процентов за обслуживание средств вкладчиков (сегодня эти услуги обходятся чилийцам в пределах 2,3-2,5%от уровня декларируемого ими месячного дохода, поднимая планку реальных отчислений в пенсионную систему до 12,3-12,5%)

Таким образом, пенсионный рынок доказал свою состоятельность в плане социальной защиты населения. Чилийская пенсионная система не только экономически эффективна, но и моральна. Чили продемонстрировала всему миру, какой должна быть ответственная пенсионная политика.

Зарубежный опыт в области пенсионного обеспечения позволяет извлечь немало полезных уроков, главный из которых заключается в том, что любое механическое заимствование моделей и механизмов социальной защиты населения, даже хорошо зарекомендовавших себя в других странах, без учета конкретных социально-экономических, политических, социокультурных и социально-психологических особенностей и условий нежелательно и невозможно. [16]

 


Заключение

 

Социальное обеспечение пенсионеров сопряжено с решением целого комплекса экономических проблем, среди которых важнейшая - финансовое обеспечение полноценной и своевременной выплаты пенсий.

В условиях рыночных социально-трудовых отношений социальное обеспечение пенсионеров приобретает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что пенсионная система становится финансово независимой от государственного бюджета. Это достигается благодаря тому, что финансовые средства Пенсионного фонда формируются за счет страховых отчислений от заработной платы всех застрахованных наемных работников.

Для реализации принятой модели социального обеспечения пенсионеров государству потребовалось создание целого комплекса государственных гарантий, направленных на устойчивое функционирование данной системы:

   правовая база;

   принудительное взимание страховых платежей;

   прямое бюджетное финансирование части пенсий в соответствии с действующим законодательством и т.п.

Однако глубокий экономический кризис и в особенности финансовый кризис, поразивший нашу страну в переходный период не обошел стороной и пенсионную систему. Так со второго квартала 1995 года в пенсионной системе начались кризисные явления, связанные с падением сбора страховых платежей и ростом просроченной задолженности по их уплате. [25]

Финансовый кризис пенсионной системы свидетельствует о необходимости проведения очередного радикального реформирования пенсионной системы с целью наиболее полного ее приближения к особенностям функционирования в условиях неустойчивой рыночной экономики.

В связи с этим по инициативе Пенсионного фонда Российской Федерации начаты эксперименты по реформированию пенсионной системы, создание единых пенсионных служб, которые позволяют значительно улучшить механизм управления средств на выплату пенсий. Еще более важное значение приобретает переход на персонифицированный учет плательщиков пенсионных взносов.

Стратегия реформы пенсионной системы должна базироваться на некоторых исходных предпосылках концептуального характера, а также положениях Конституции Республики Казахстан:

   многоуровневый характер пенсионной системы и возможность ее развития;

   в новой системе пенсионирования должны сочетаться распределительный метод со страховым, что автоматически требует одновременного использования принципов солидарности и накопительности пенсионных взносов;

   основная исходная предпосылка состоит в необходимости соответствия между экономической природой формирования источника финансирования пенсии и экономической природой формирования самой пенсии;

   проектируемая система определяет роли, права и обязанности субъектов пенсионного обеспечения (государства, работодателей и работников), устанавливая на основе социального консенсуса распределение финансового «бремени».

Сквозным принципом всей системы пенсионного обеспечения выступает необходимость закрепления ответственности по каждой модели пенсионного обеспечения за конкретной организационной структурой:

                  распределительная модель реализуется ведомствами исполнительной власти;

                  страховая обязательная модель реализуется Пенсионным фондом;

                  страховая добровольная модель реализуется частным страховщиком.

Все это является составным элементом реализации реформирования пенсионной системы. Главное при этом, чтобы конституционные гарантии уровня жизни пенсионеров не только не снижались, но и укреплялись, а на переходный период государство должно помимо страховой пенсионной модели предусматривать комплекс резервных мероприятий, направленных на упреждение социальных и финансовых кризисов пенсионной системы.

В тех странах, где уже существуют накопительные пенсионные системы, пенсионные активы играют значительную социально – экономическую, а порою и политическую роль в обществе. Активы пенсионных фондов имеют огромное инвестиционное значение для экономического развития своих стран, т.к. они являются важной составляющей внутренних инвестиционных ресурсов. Посредством пенсионных фондов свободные денежные ресурсы в виде пенсионных активов трансформируются в потоки рабочего капитала, а поскольку пенсионные активы размещаются в различные финансовые инструменты и инвестиционные проекты с целью долговременного инвестирования, они редко участвуют в спекулятивной игре на рынках капитала.

В то же время пенсионные активы являются своеобразным стабилизатором финансовой системы страны. Достаточно вспомнить вторую половину 1998 года, когда после августовского финансового кризиса в России многие казахстанские банки начали поспешно избавляться от государственных ценных бумаг, их значительная часть переместилась в инвестиционные портфели пенсионных фондов. Таким образом, пенсионные активы сыграли позитивную роль, в какой-то степени не позволив разразиться кризису в Казахстане, подомному российскому.

Можно утверждать, что за 4 года пенсионной реформы в Казахстане сложилось оптимально функционирующая накопительная пенсионная система, устойчивая техническая инфраструктура и конкурентный рынок пенсионных услуг. На рынок капитала вышли крупнейшие институциональные инвесторы – накопительные пенсионные фонды. Объём совокупных пенсионных активов НПФ в конце 2001 года уже приблизился к сумме 1,2 миллиардов долларов США. [26]

Однако необходимо отметить, что само существование НПФ и рост их пенсионных активов ещё не означают успешную деятельность НПФ как состоявшегося социально-финансового института. Успешным можно будет назвать деятельность НПФ только тогда, когда он сможет стабильно исполнять свои обязательства по пенсионным выплатам, которые через несколько лет примут массовый характер в связи с выходом на пенсию по возрасту значительной части нынешних вкладчиков. Нельзя утверждать, что за 4 года существования в Казахстане накопительной пенсионной системы в ней произошли какие-либо позитивные качественные изменения. Скорее всего, пока идёт процесс количественного роста как самой системы, так и отдельных его субъектов.

Качественное состояние накопительной пенсионной системы Казахстана зависит от наличия в стране не оптимальной нормативно-правовой и законодательной базы, регулирующей деятельность и учитывающей интересы субъектов рынка пенсионных услуг, от наличия развитого фондового рынка, особенно его корпоративной (негосударственной) части, от эффективной деятельности компании по управлению пенсионными активами. В настоящее время появилось множество проблем, связанных с инвестированием пенсионных активов, о которых я кратко упомянула в настоящей дипломной работе.

 


Список литературы

 

1 Э.А. Уткин «Стратегическое планирование», Москва 1998г.

2 К.Б. Бердалиев «Менеджмент», Алматы 2005г.

3 К.Г. Ахметов «Основы менеджмента», Актобе – Уральск 2005г.

4 Мельников В.Д., Ильясов К.К. «Финансы», Алматы 2001г.

5 Омирбаев С.М. «Финансы», Астана 2002г.

6 Журнал «Мой фонд» №3, декабрь – январь 2006 – 2007г.

7 Журнал «Мой фонд» №6, май 2008г.

8 Журнал «Мой фонд» №002, сентябрь – октябрь 2006г.

9 Журнал «Мой фонд» №001, июль – август 2006г.

10 Журнал «Мой фонд» №5, январь 2008г.

11 Журнал «Мой фонд» №4, июль – август 2007г.

12 Журнал «Саясат» №5, май 2007г.

13 Смолкин А.М. «Менеджмент» ,основы организации», Москва 1999г.

14 А.Н. Люкшинов «Стратегический менеджмент», Москва 2001г.

15 Г.С. Сейткалиев А. А. Ильясов «Банковскаий менеджмент», Москва 2001г.

16 О.И. Лаврушин «Банковское дело», Москва 2005г.

17 Баймуратов У. «Финансы Казахстана», Алматы 2005г.

18 Годовой отчет о финансово – хозяйственной деятельности АО НПФ «БТА КАЗАХСТАН».

19 Журнал «Финансовый обозреватель» №2, октябрь 2006г.

20 www. Bta. kz

21 www.

22 www. Students.ru

23 www. Pfbta.kz

24 www. Afn.kz

25 Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит», Москва 1997г.

26 Мельников В.Д., Ильясов К.К. «Финансы», Алматы 2001г.

27 Омирбаев С.М. «Финансы», Астана 2002г.

28 Родионова В.М., Вавилов Ю.Я. «Финансы», Москва 1993г.

29 Журнал «Банки Казахстана» № -1, 2001г.

30 Журнал «Банки Казахстана» № -7, 2001г.

Информация о работе Теоретические основы накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан