Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:09, курсовая работа
Становится все более очевидным, что важный недостающий компонент в нынешнем пенсионном обеспечении – это отсутствие механизма страхования активов частных пенсионных фондов. Поэтому в третьей главе выявлена взаимосвязь пенсионного фонда и фонда социального страхования, т.е. долю участия страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана. Так как пенсионная система на сегодняшний день в недостаточной степени развита, также был рассмотрен не менее важный вопрос о совершенствовании механизма реализации пенсионной реформы Казахстана и зарубежный опыт развития пенсионной системы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан
1.1 Понятие накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан ее развитие и становление
1.2 Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов
1.3 Проблемы накопления и диверсификации активов НПФ
Глава 2. Анализ деятельности АО НПФ «БТА Казахстан»
2.1 История развития АО НПФ «БТА Казахстан»
2.2 Современное состояние пенсионной системы в Республике Казахстан
2.3 Анализ деятельности АО НПФ «БТА Казахстан»
Глава 3. Проблемы и перспективы развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан
3.1 Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана
3.2 Совершенствование механизма реализации пенсионной реформы Казахстана.
3.3 Зарубежный опыт развития пенсионной системы
Заключение
Список литературы
Более того, в пенсионной системе очень слабо представлены жители села, которые, между прочим, составляют почти половину населения страны. Только последние несколько лет в какой-то степени активизировали охват самозанятого населения (работающих на базарах, разного рода частных специалистов и так далее).
За время функционирования казахстанской накопительной пенсионной системы не разработаны конкретные механизмы и методики пенсионных схем, актуарных расчетов, принципы пенсионного страхования, которые являются основополагающими элементами пенсионного обеспечения.
В мире существует три основные системы пенсионного обеспечения: государственная, смешанная (государственно-частная) и негосударственная (частная). Казахстан в 1998 году от государственной системы перешел, минуя смешанную, к негосударственной системе пенсионного обеспечения. В этом есть трагедия. С моей точки зрения, государственная система, то есть солидарная, приемлема и даже необходима в обществе, где у 80 процентов работников заработок низкий и средний. Частная система эффективна, если у 10 процентов наемных работников низкая заработная плата, у 60 – средняя, а у 30 – выше средней. Смешанная система нужна там, где материальное состояние общества имеет уровень выше, чем в первом случае и ниже, чем во втором. Поэтому Казахстан при нынешних социально-экономических условиях должен внедрять смешанную систему, а не исключительно частную.
Во всех странах мира, ученые сферы пенсионного обеспечения добиваются взаимосвязанной и взаимообусловленной смешанной солидарно-накопительной системы, механизма их внутренней взаимозависимости и взаимообусловленности, чтобы они не действовали параллельно. В Казахстане тоже солидарная система обеспечивает только нынешних пенсионеров, а накопительная – будущих пенсионеров и нет между ними взаимосвязи тем более взаимообусловленности.
Для решения этой проблемы предлагается механизм солидарно-индивидуального источника оплаты пенсионных взносов. Причем солидарность не между поколениями (вертикальная), а внутри поколения (горизонтальная), согласно которому каждое поколение само себя обеспечивает пенсией.
Идеи по совершенствованию накопительной пенсионной системы.
1) Казахстану надо набраться мужества и отказаться от сегодняшней накопительной пенсионной системы и внедрить пенсионное страхование;
2) Необходимо разработать концепцию законопроекта о пенсионном страховании в Республике Казахстан.
3) Содействовать созданию постоянного действующего мониторинга принятого закона о пенсии.
Учитывая, что у подавляющего большинства казахстанцев только два источника существования – зарплата и пенсия или пособия, вопросы пенсионного обеспечения, как сфера особой государственной важности, должны быть под прямым контролем президента страны и о состоянии пенсионного сектора должностные лица обязаны ежегодно отчитываться перед депутатами и народом.
4) Нужно создать Национальный совет при президенте Казахстана по пенсионной реформе, основными задачами которого должны стать подготовка предложений президенту по выработке государственной политики в области пенсионного обеспечения и основных направлений совершенствования пенсионного законодательства.
Так же целесообразно превратить пенсионную систему Казахстана в самостоятельную (автономную) сферу экономики, с помощью которой люди в трудоспособном возрасте за счет своих пенсионных взносов создадут функционирующие отрасли хозяйства, продукцией которых будут обеспечиваться в старости. То есть речь идет о создании мощных механизмов и инструментов использования пенсионных активов в реальном секторе экономики.
Совершенно очевидно, что наша пенсионная система испытывает острый дефицит кадров, специализирующихся на современной отрасли пенсионного дела, поэтому необходимо организовать обучение для сотрудников уполномоченных органов, а также для депутатов парламента по вопросам реформирования и модернизации системы пенсионного обеспечения.
3.3 Зарубежный опыт развития пенсионной системы
Для улучшения пенсионной системы в Республики Казахстан, можно рассмотреть пенсионную систему зарубежных стран таких как:
Великобритания
Система пенсионного обеспечения в Великобритании по праву считается одной из самых совершенных в мире. Фактически Великобритания – одна из немногих стран, на которую почти не повлиял кризис пенсионных систем в Европе. Это и не удивительно: британское правительство в числе первых ввело в стране систему личного пенсионного обеспечения и начало постепенно сокращение государственных пенсий.
Пенсионная система в Великобритании, как и во многих других развитых странах, трехуровневая и подразделяется на базовые государственные пенсии, государственные пенсии по выслуги лет, негосударственные пенсии. Впервые государственные пенсии в Великобритании начали выплачивать в далеком 1908 году, в то время, когда во многих даже очень развитых странах вопрос пенсионного обеспечения населения даже не поднимался. Базовые пенсии получают все без исключения британцы по достижению пенсионного возраста (под пенсионным возрастом в Великобритании подразумевается 60-летний для женщин и 65-летний возраст для мужчин). Размер такой пенсии – фиксированный и не зависит ни от стажа работы пенсионера, ни от его трудовых успехов и получаемой в течении трудового периода его жизни зарплаты. Как правило, для безбедного существования пенсионера базовых государственных выплат недостаточно – установленный государством размер пенсии минимальный: около 3 тыс. фунтов в год для одного человека и около 5 тыс. фунтов для семейной пары. По меркам Великобритании это совсем не большие деньги даже для пенсионеров.
Поэтому второй уровень государственных пенсий, так называемых государственных пенсий по выслуге лет, в денежном смысле н6амного превосходит базовый. Но эта схема и рассчитываемый по ней коэффициент выплаты пенсии, в отличии от базовой государственной, уже зависит и от стажа, и от размера заработной платы. Таким образом, чем больше стаж служащего, тем больше его пенсионное обеспечение. Однако наибольшей популярностью среди населения пользуется третий уровень, представляющий собой негосударственную пенсионную схему. Именно эта схема, в отличии от государственной, позволяет служащим получать добровольно большую пенсию, размер которой регулирует сам служащий. Правда, уже целиком и полностью из своего кармана. Несмотря на то, что по этой схеме работающие платят достаточно высокие взносы, личное пенсионное обеспечение постепенно вытесняет государственное: на сегодняшний момент порядка 70% от всего объема выплачиваемых в Великобритании пенсий приходятся именно на негосударственные выплаты. Снижение доли государственных пенсий в общем объеме пенсионных денег понятно. Несмотря на то, что правительство страны регулярно индексирует пенсии, ценовая инфляция делает свое дело, и нынче государственная пенсия не только теряет свои позиции в общем объеме выплачиваемых пенсионерам всеми институтами денег, но и постепенно теряет в весе, даже сравнение со средним уровнем зарплат в стране. Таким образом, каждый британец может выбрать для себя одну, наиболее подходящую для него схему пенсионного обеспечения. Интересно, что фактически в Великобритании получается двухуровневая система пенсионного обеспечения (если смотреть со стороны пенсионера). Вы либо получаете деньги по выслуге лет заодно с базовой пенсией, либо копите себе на старость с помощью негосударственных схем, рассчитывая при этом на государство лишь в части базовой пенсии. Как правило, третий уровень представляет собой, так называемые профессиональные пенсии по выслуге лет, которые предоставляются работодателем для своих служащих. [15]
В настоящий момент система государственного пенсионного обе6спечения по выслуге лет находится на стадии реорганизации. Новая схема будет отражать основную цель правительства Великобритании – обеспечение безбедной старости низкооплачиваемым служащим, тем, которые на настоящий момент зарабатывают н6е менее 9,5 тыс. фунтов в год. Как может участвовать ни в какой другой схеме пенсионного обеспечения, и по сути, их единственным доходом в старости будут лишь государственные выплаты. В первое время новая схема второго уровня государственного пенсионного обеспечения будет оставаться связанной с размером заработной платы служащего. В конечном же счете, возможно, уже к 2008году пенсия будет индексироваться, и для тех служащих, кто регулярно делал соответствующие отчисления в пенсионные фонды, ее размер возрастет. Поэтому, в отличие от базового государственного пенсионного обеспечения, размер государственной пенсии по выслуге лет будет увеличиваться одновременно с ростом заработной платы.
Соединенные Штаты Америки
Модель пенсионной системы США основывается преимущественно на личном пенсионном страховании населения. Кроме того, американские компании, вынужденные отдавать сотни миллионов долларов за пенсии своих сотрудников, оказываются в более сложном положении по сравнению с их конкурентами из других стран, где за пенсионное обеспечение отвечает бюджет государства.
В распределительной системе пенсионеры получают не свои деньги, а деньги, ныне работающих и платящих налоги американцев. А, в свою очередь, взносы нынешних пенсионеров получили предыдущие поколения пенсионеров. Таким образом, распределительная система представляет собой «обмен между поколениями». Принцип «обмена» - социальный, а не экономический, он осуществляется в обязательном (законодательном) порядке и может работать только на государственном уровне. Распространенное в США неформальное название такой системы: «плати по мере получения». Поступающие в пенсионные фонды средства в виде налогов на социальное страхование, почти не задерживаясь на пенсионных счетах, поступают в распоряжение пенсионеров в виде пенсионных выплат. Государственная распределительная система предназначена не для инвестиций, а для гарантированной выплаты пенсий пенсионерам в установленных сроках и объемах.
Крупнейшая государственная пенсионная система США, так называемая «Общая федеральная программа», охватывает почти всех занятых в частном секторе экономики. Важно подчеркнуть, что вложение средств этих фондов может осуществляться только в государственные ценные бумаги. Доля инвестиционного дохода невысокая – порядка 9-10%. В целом, главная государственная пенсионная система США выполняет социальную, а не инвестиционную функцию. [27]
Напротив, все остальные пенсионные системы, существующие в США, построены по накопительному принципу. Их инвестиционная функция играет первостепенную роль. Одновременно соответствующие пенсионные фонды служат крупнейшим источником долгосрочных инвестиций в экономику.
Распространены корпоративные программы, когда работодатель и работник платят в пенсионный фонд в равных долях. При этом существует право выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями.
Один из видов накопительных программ – с установленными выплатами – гарантирует участникам фиксированный размер пенсии, который для каждого работника определяется с учетом размера заработной платы и стажа работы в компании. Как правило, пенсионные фонды формируют программы с установленными выплатами за счет отчислений работодателей, а сами наемные работники взносы в эти фонды не платят. Не только частные программы, но и некоторые государственные пенсионные системы, в первую очередь, федеральные (охватывающие номенклатуру гражданской службы и военнослужащих), построены как системы с установленными выплатами.
Кроме того, существуют и программы с установленными взносами. Эти пенсионные программы обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такой программы имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и право выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Таким образом, человек сам несет ответственность за финансовые результаты инвестирования, от которых зависит его будущая пенсия.
Помимо участия в корпоративных пенсионных программах, любой американец может открыть свой собственный накопительный счет. Размеры ежегодных взносов на счет ограничен6ы верхним пределом в 2 тыс. долл. США. Средства со счета нельзя снять до достижения 59,5 лет, а после достижения 79,5 лет счет закрывается в обязательном порядке. Размер пенсии зависит от трудового стажа, его непрерывности и зарплаты. Обычно она колеблется в пределах 50-80% зарплаты – в среднем 700 долл. США в месяц. Если человек никогда не работал или же его пенсия не превышает ¾ уровня бедности, то государство выплачивает ему пособие в 280 долл. США.
Таким образом, в идеале можно обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную. Причем основной смысл персональных накоплений для работающих американцев – это открытие после выхода на пенсию собственного бизнеса, возможность путешествовать и развлекаться. Поэтому неудивительно, что американские пенсионеры являются заядлыми путешественниками.
Кстати, независимо от уровня достатка для всех американских пенсионеров предусмотрены скидки (до 15%) при посещении культурных учреждений и проезде на общественном транспорте. В отдельные дни недели в ряде магазинов товары и продукты продаются им по сниженным ценам. Тем, чьи пенсии ниже прожиточного минимума, государство дополнительно выплачивает пособие до 623 долларов в месяц, а также предоставляет бесплатную медицинскую страховку. [29]
Чили
Если бы можно было делать ставки на успех знаменитой пенсионной реформы, стартовавшей в неблагополучном Чили в 1981 году как на футбольный матч, то 99,9% экономистов из богатых стран, Международного Валютного Фонда и Всемирного банка поставили бы 1000 к 1 против удачного исхода эксперимента. Однако в прошлом году Чили праздновала 25-летие своей пенсионной реформы. Как же совершилось пенсионное чудо, принципы которого были взяты за образец и казахстанскими специалистами, проводившими реформу отечественной пенсионной системы в 1997 году?
Чили – уникальная страна, всемирно известная как полигон, на котором отрабатывались неолиберальные реформы, в том числе пенсионная. До Аугусто Пиночета (бывший чилийский диктатор) пенсионная система в Чили была государственной. Но с подачи великолепного экономиста и оратора Хосе Пинеры в этой, возможно, самой чувствительной сфере экономики была приведена революционная реформа, ставшая показательным опытом для всего мира.
Информация о работе Теоретические основы накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан