Теория и практика управления рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:30, курсовая работа

Описание

Таким образом, начальный период возникновения и развития страхования характеризуется определенными особенностями:
Ø первоначально применялось натуральная форма страхования легко делимыми однородными продуктами труда, которые с развитием товарно-денежных отношений уступили место денежной форме страхования;
Ø натуральная форма ограничивалась очень узким кругом объектов страхования. Денежная форма позволила формировать страховой фонд до наступления страхового события;
Ø страховая защита осуществлялась в виде организационно-экономичес-кой формы взаимного самострахования, при которой функции создания и распределения страхового фонда находились в руках самих участников страхования;
Ø доля ущерба в качестве взноса участника страхования определялась делением величины ущерба на число участников или в расчете на одного члена семьи каждого хозяйствующего субъекта, участвующего в страховой защите своих имущественных интересов.

Работа состоит из  1 файл

АЛМАТЫ 2003 г.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)
 

         Особенности  формирования современного рыночного  сектора, и в частности темпы  приватизации и разгосударствления, отразились на структуре спроса  на страховые услуги. Страховые  организации предлагают потребителям  широкий спектр услуг. Однако при этом устойчиво снижается доля страхования интересов населения, в котором приоритетную роль всегда играло долгосрочное страхование жизни и пенсионное. Перспективы повышения спроса на указанные виды страхования следует связывать только со стабилизацией экономической ситуации в республике, подъемом производства и ростом благосостояния населения. Для возрождения этого сегмента страхового рынка необходим новый подход к формированию механизмов страхования жизни с учетом инфляционных процессов и возможностей инвестирования средств. Если говорить об объеме страхования физических лиц, то можно отметить, что готовность страховаться среди жителей города Алматы невысока. Только 31% населения города в настоящее время имеют страховой полис, при этом 29% застрахованных не помнят наименование страховой компании, услугами которой они воспользовались.        

    В 2002 году закончился срок исполнения  государственной программы развития  страхования. Несмотря на устойчивую  тенденцию роста основных показателей  страхового рынка, пока еще нельзя говорить о кардинальных изменениях в этом секторе финансовых услуг.        

    Несмотря на высокие темпы  роста, часть задач, предусмотренных  программой, остались невыполненными. Страховой рынок в стране по-прежнему  не играет значительной роли в экономике и жизни населения, перечень услуг у многих страховых организаций остается ограниченным. Возможности страховых организаций не отвечают растущим потребностям экономики и рынка финансовых услуг, в сфере перестрахования страховая индустрия до сих пор ориентирована в основном на иностранные рынки.        

    В соответствии с программой  предполагалось, что к концу 2002 года в сфере страхования жизни  будут действовать 5 – 10 страховых  организаций, в сфере по общим  видам страхования 15 – 20 страховых организаций, а так же будут созданы 2 – 3 специализированные перестраховочные организации. Необходимость обеспечения большей устойчивости и повышения требований со стороны Национального банка РК к размеру собственного капитала страховой организации привело к значительному сокращению их числа за счет более мелких и слабых фирм. Количество фирм сократилось, однако увеличить число организаций, занимающихся страхованием жизни, и создать перестраховочные компании, не удалось.        

    Страхование жизни, в последние годы, является бесспорным лидером в мире по объемам собираемой премии и темпам роста. Например, в России, которую нельзя отнести к разряду стран с высоким уровнем развития рынка страховых услуг, на страхование жизни приходится порядка двух третей от общего объема страховых услуг. У нас на этот вид услуг по итогам 2002 года приходится 0,8 % от общей суммы страховых платежей. Судя по тому, что этим видом страхования занимается только одна страховая компания, добиться заметного прогресса, похоже, не удается. Это можно, с большой доле достоверности, отнести и к рынку развития услуг по перестрахованию, основной объем которых передается зарубежным компаниям.        

    Предполагалось, что к концу 2002 года общая капитализация страховых  и перестраховочных организаций может возрасти с 2,3 до 5 – 7 млрд. тенге; объем собираемых страховых премий за год, по отношению к ВВП, ориентировочно увеличится с 0,3 % до 0,8 – 1,2 %, в том числе по страхованию жизни с 0,002 до 0,5 – 0,5 %. Как видно из приведенных выше данных, собственный капитал страховых компаний уже превысил ожидаемые параметры. Доля страховых премий к ВВП по итога 2001 года составила 0,4 %, а по итогам 2002 года возросла почти до 0,6 % и лишь приблизилась к нижнему интервалу прогнозного показателя.        

    Таким образом, 3- летняя программа  развития страхования оказалась  реализованной не в полной  мере. Не в полном объеме были  выполнены не только намеченные  целевые ориентиры, но и ряд  приоритетных задач, решение которых  должно было способствовать более  динамичному развитию рынка. Страховая система не стала дополнительной основой для повышения социальной защиты населения. Возможности страховых организаций хотя и выросли, но уровень их капитализации остается недостаточным, а возможности ограниченными. Отечественным компаниям пока недоступны крупные проекты в страховании, скажем депозитов банков или пенсионных активов, направленных на повышение уровня их сохранности. Не стали страховые организации и заметным институциальными инвесторами.         

    Рост экономики наряду с действиями уполномоченного органа способствовали развитию страхового рынка в стране. В последние годы Национальным банком проделана определенная работа по решению накопившихся проблем страхового рынка. В частности, в области совершенствования и развития законодательной и нормативно-правовой базы, решения проблем повышения устойчивости рынка и защиты страхователей. Повышения требования к страховщикам позволило сократить количество мелких фирм, увеличить капитализацию действующих компаний, их устойчивость. Увеличение активов страховых компаний сопровождалось улучшением их структуры и качества. Тем не менее, состояние дел на отечественном страховом рынке нельзя признать удовлетворительным. Такая ситуация связана с рядом причин объективного и субъективного характера.         

    Основной из причин, препятствующих  ускоренному развитию рынка, является  недостаточная развитость обязательных  видов страхования. В августе  2003 года создана Межведомственная  комиссия по вопросам введения  обязательных видов страхования, которой предстоит решить накопившиеся проблемы в этой сфере. На рассмотрение парламента в августе направлен проект закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств - перевозчиков перед пассажирами. Еще несколько проектов законов по обязательному страхованию представлены в парламент в IV квартала, а остальные предполагается передать в следующем году. Принятие новых законов позволит активизировать рынок. Однако в силу известных причин рассмотрение законов может растянуться на достаточно длительное время.        

    К числу причин неудовлетворительного  состояния дел на рынке страховых  услуг относят также низкую  платежеспособность хозяйствующих  субъектов и населения. Вероятно, эта причина является одной  из главных. Проблема низкой активности населения в страховании, связана с крайне низким уровнем доходов большей части населения, что заставляет их расходовать деньги в первую очередь на питание, одежду и коммунальные услуги. Естественно, что услуги страховщиков при этом не являются приоритетными.        

    Недостаточный уровень страховой  культуры и недоверие населения  к институту страхования жизни  также считается одной из проблем  рынка. И для этого есть все  основания. Информация о деятельности  страховых организаций продолжает оставаться крайне ограниченной и недостаточной. Потенциальные клиенты в условиях отсутствия рейтинговых компаний практически не имеют возможности получить своевременную информацию о страховых организациях. Закрытость рынка не способствует повышению доверия и заинтересованности населения в страховании.        

    Указанные причины наряду с  ограниченными возможностями страховщиков  и необходимостью совершенствования  законодательной и нормативной  базы препятствуют более динамичному  развитию рынка. Сохраняются вопросы, связанные с налогообложением страховщиков и страхователей. Актуальным остается заключение, данное в программе на 2000-2002 годы, что страховой рынок в Казахстане «практически находится на начальном этапе своего развития». Функциональные возможности отечественной страховой индустрии пока еще не сопоставимы с соответствующими показателями развитых стран.

  ЛИТЕРАТУРА

1.  Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности»  от 18 декабря 2000 г. № 126-II
2.  Страхование в Республике Казахстан (том1). Сборник нормативно-правовых актов из серии «Финансы и кредит Казахстана». – Алматы: Информационное агентство «EconoMix Data», 2000.
3.  Страхование в Республике Казахстан (том2). Сборник  нормативно-правовых актов из серии  «Финансы и кредит Казахстана». – Алматы: Информационное агентство «EconoMix Data», 2000.
4.  А.А. Гвозденко: Финансово-экономические методы страхования  – М.: Финансы и статистика, 2000.
5.  А.Н. Зубец: Страховой маркетинг  - М.: Издательский дом «АНКИЛ», 1998.
6.  О.Э. Лер: Страховой рынок Казахстана – Алматы: Каржы-каражат, 1996.
7.  О.Э. Лер: К цивилизованному страховому рынку. – Алматы: Каржы-каражат, 1997.
8.  О.Э. Лер: Страхование транзитной экономики  – Алматы: Гылым, 1998.
9.  Страховое дело: Под.ред. Л.И. Рейтмана – М.: Банковский и биржевой НКЦ, 1992.
10.              А.К. Шихов: Страхование – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Информация о работе Теория и практика управления рисками