Учет и организация безналичных расчетов в кредитных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы представить и осветить вопросы использования безналичных расчетов в современных экономических условиях с точки зрения бухгалтерского учета.
Задачи данной курсовой работы рассмотреть безналичные расчеты, их основные формы, принципы организации и конечно учет безналичных расчетов в бухгалтерском учете.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Сущность и значение безналичных расчетов.
1.1.Понятие «безналичные расчеты»…………………………………………….5
1.2.Основы организации безналичных расчетов………………………………..7
Глава 2. Основные формы безналичных расчетов и их учет
2.1 Учет расчетов платежными поручениями……………………………..…..10
2.2 Учет расчетов платежными требованиями…………………………..…….13
2.3 Учет расчетов чеками…………………………………………………….….16
2.4 Учет расчетов аккредитивами………………………………………………17
2.5 Учет расчетов инкассо……………………………………………...……….23
Заключение…………………………………………………………..………….28
Список использованной литературы………………………………….…….30
Приложение 1…………………………………………………………………….32
Приложение 2…………………………………………………………………….33
Приложение 3…………………………………………………………………….34
Приложение 4…………………………………………………………………….35
Приложение 5…………………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

    Таким образом можно добавить еще несколько  из положений:

  • обязательное хранение денег на счетах в банке всех предприятий и проведение всех операций через банк;
  • платежи должны совершаться в точном соответствии с условиями договоров;
  • платежи осуществляются при наличии средств на счете и праве на кредит;
  • обязательное уведомление плательщика обо всех передвижениях средств на его счетах.

    Соблюдение  этих принципов позволяет использовать безналичные расчеты в качестве важного инструмента развития рыночной экономики.

    Пока  расчеты происходят безналично, в  банках оседают денежные средства, становящиеся кредитными ресурсами.

    Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и, в конечном счете, ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.

    Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации могут осуществляться с использованием:

  • корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России; корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
  • счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;
  • счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

    В соответствии с действующим законодательством  безналичные расчеты между организациями  осуществляют банки и небанковские кредитные учреждения. В свою очередь банки взаимодействуют друг с другом через корреспондентские счета, открытые у банков-контрагентов.  

    2. Основные формы безналичных расчетов и их учет

    2.1 Учет расчетов платежными требованиями 

    Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

    Платежными  поручениями могут производиться:

    • перечисление денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

    • перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

    • перечисления денежных средств в целях возврата / размещения кредитов (займов) / депозитов и уплаты процентов по ним;

    • перечисление денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

    Платежные поручения предоставляются в  банк на бумажных носителях или в  электронной форме.

    Если  платежные поручения даются на бумажных носителях, они должны быть подписаны собственноручными подписями уполномоченных лиц, заверены оттиском печати в соответствии с заявленными образцами. Платежное поручение банка  содержит следующие реквизиты:

    • наименование расчетного документа;

    • номер расчетного документа;

    • число, месяц, год его выписки;

    • наименование плательщика, его ИНН, номер его счета в банке;

    • наименование и реквизиты банка плательщика;

    • наименование получателя средств, его ИНН, номер его счета в банке;

    • наименование и реквизиты банка получателя средств;

    • назначение платежа;

    • сумма платежа (цифрами и прописью).

    В соответствии с условиями основного  договора платежные поручения могут  использоваться для предварительной  оплаты товаров, работ, услуг или  для осуществления периодических  платежей

    Дт расчетных (текущих) счетов - Кт корр. счетов банка

    Платежное поручение составляется на бланке формы  № 0401060 (Приложение 1).

    Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете  плательщика.

    а) При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому Счету 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок"

    Дт 90902 - Кт 99999

    При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка  в произвольной форме о помещении  в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

    б)Допускается  частичная оплата платежных поручений  из картотеки по внебалансовому счету 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".

    При частичной оплате платежного поручения банком используется платежный ордер формы № 0401066 (Приложение 2).

    При оформлении платежного ордера на частичную  оплату на всех его экземплярах в  поле "Отметки банка" проставляется  штамп банка, дата, а также подпись  ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка.

    На  лицевой стороне частично оплачиваемого  платежного поручения в верхнем  правом углу делается отметка: "Частичная  оплата". Запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платежного поручения.

    При осуществлении частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платежного ордера служит приложением к выписке из лицевого счета плательщика.

    в) При полной оплате платежного поручения делается запись.

    Дт 99999 - Кт 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок"

    Если  оплата не может быть исполнена из-за отсутствия на корреспондентском счете  средств, она учитывается на счете 47418 "Средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корсчету" (П):

    Дт 405, 406 - Кт 47418 (расчетные счета клиентов).

    И одновременно расчетный документ учитывается  на внебалансовом счете 90903 "Расчетные  документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств  на корреспондентских счетах кредитной организации":

    Дт  расчетные документы клиентов, - Кт 99999 не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корсчетах кредитной  организации.

    г) При оплате платежного документа  в бухгалтерском учете делается проводка: Дт 47418 - Кт 30102.

    При поступлении от клиента платежного поручения осуществляются следующие  действия:

  • если денежные средства на счету клиента имеются, то на основании 1-го экземпляра делается проводка:

    со  счета плательщика денежные средства перечисляются на счет поставщика.

  • если они находятся в одной КО:

    Дт 40702          Кт 40702

  • если они в разных КО:

    Дт 40702          Кт 30102 (30223)

  • если средств нет, то платежное поручение заносится в картотеку №2 и делается проводка:

    Дт 90902          Кт 99999;

  • при поступлении средств на счет клиента платежное поручение списывается из картотеки №2

    Дт 99999          Кт 90902

  • и делается проводка на оплату, со счета плательщика денежные средства перечисляются на счет поставщика
  • если они находятся в одной КО:

    Дт 40702          Кт 40702

  • если они в разных КО:

    Дт 40702          Кт 30102 (30223)

  • а в банке получателя делается соответствующая проводка на зачисление денежных средств на счет клиента (получателя)

      Дт 30102 (30223)      Кт 40702

    Аналитический учет по счету 90903 ведется по каждому клиенту банка с разбивкой по группам очередности платежей. 

    2.2 Учет расчетов  платежными требованиями 

    Платежные требования представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий  банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

    При проведении проверки необходимо учитывать, что платежные требования выписываются поставщиком на бланке формы 0401061 (Приложение 3) и вместе с документами направляются в трех экземплярах в банк покупателя, который передает требование плательщику, а отгрузочные документы оставляет в картотеке к счету плательщика (картотека №1).

    Платежные требования принимаются Банком при  наличии средств на счете плательщика. Срок акцепта (согласия на оплату) составляет пять рабочих дней, не считая дня поступления в банк (КО), или по согласованию сторон.

    Также необходимо учитывать, что об отказе полностью или частично оплатить платежное требование плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней, с указанием мотивов и со ссылкой на пункт договора. При отказе от акцепта документы (требование, отгрузочные документы и извещение об отказе в оплате) отсылаются обратно получателю (т.е. поставщику).

    При согласии оплатить полностью или частично платежное требование плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк, из которых:

    первый - служит основанием для списания средств со счета плательщика и после совершения операции помещается в документы для банка;

    второй - направляется банку, обслуживающему поставщика;

    третий - вместе с отгрузочными документами  возвращается как расписка в приеме к проводу и совершении оплаты товара (выполненных работ, оказанных услуг).

    Списание  денежных средств со счета плательщика  по платежному требованию осуществляется только при получении акцепта (т.е. согласия плательщика на оплату), а  по платежному требованию осуществляется как с акцептом, так и без него. Поэтому на платежном требовании обязательно указывается "с акцептом" или "без акцепта".

    Безакцептные  документы оплачиваются без согласия плательщика.

    При поступлении в банк (КО) плательщика  платежных документов с пометкой "с акцептом", банк помещает эти документы в картотеку №1 ("Документы, ожидающие акцепта") и запрашивает акцепт у своего клиента (т.е. плательщика). Делается проводка:

    Дт 90901 - Кт 99999

    1. Если акцепт получен, то:

    а) при наличии средств на счету  клиента производится оплата и документы списываются из картотеки №1. Делаются соответствующие проводки: оплата: Дт 40702 - Кт 40702 (30102)

списание  из картотеки №1: Дт 99999 - Кт 90901

    Следует помнить, что согласие на акцепт по платежному требованию оформляется  устно.

Информация о работе Учет и организация безналичных расчетов в кредитных организациях