Управление финансами и финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:16, реферат

Описание

Финансовая система государства обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмерджентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Содержание

1. Введение

2. Управление финансами. Основные методы и формы

2.1 Финансовое планирование и прогнозирование

2.2 Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами

2.3 Финансовое регулирование

2.4 Оперативное управление

2.5 Финансовый контроль

2.5.1 Сущность, цели и задачи финансового контроля

2.5.2 Формы, виды и методы финансового контроля

2.5.3 Принципы финансового контроля

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 32.63 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

1. Введение

 

2. Управление финансами.  Основные методы и формы

 

2.1 Финансовое планирование  и прогнозирование

 

2.2 Финансовое программирование  и автоматизированные системы  управления финансами

 

2.3 Финансовое регулирование

 

2.4 Оперативное управление

 

2.5 Финансовый контроль

 

2.5.1 Сущность, цели и задачи  финансового контроля

 

2.5.2 Формы, виды и методы  финансового контроля

 

2.5.3 Принципы финансового  контроля

 

Заключение 

 

Список использованной литературы

 

1.Введение

 

 

Финансовая система государства  обладает всеми свойствами сложных  систем: большое число разнородных  элементов, эмерджентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

 

Финансовую систему необходимо проектировать. Для этого могут  быть использованы типовые представления  и, в частности, метод функционально-логического  проектирования финансовой системы.

 

При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность  нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний  не менее заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени.

 

Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной  и нормативной деятельностью  финансы являются одним из инструментов социального менеджмента.

 

История экономического развития и финансов показывает, что в периоды  относительного благополучия и устойчивого  развития государства для оживления  деловой активности используют либеральный  подход, а в периоды кризисов и  возрастания социальной напряженности  усиливается роль государства, государственных  финансов в социальных и экономических  преобразованиях.

 

2. Управление финансами.  Основные методы и формы

 

 

Финансы -- это сфера общественных отношений, которая является объектом политического воздействия. Воздействие  на финансы производится посредством  финансовой политики. Главная задача финансовой политики -- обеспечение  соответствующими финансовыми ресурсами  реализации той или иной государственной  программы экономического и социального  развития.

 

Финансовая политика -- это  совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование  для выполнения государством его  функций.

 

Финансовая политика, прежде всего, направлена на формирование максимально  возможного объема финансовых ресурсов, так как они -- материальная база любых преобразований.

 

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного  государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика решает задачу обеспечения сохранения и  упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных  изменений политика направлена на формирование новой системы общественных отношений, проявляющейся в радикальном  перераспределении финансовых ресурсов.

 

Управление финансами  включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

 

Начальной стадией управления финансами является составление  финансовых планов, основной формой которых  выступает бюджетирование. На макроуровне -- это разработка проектов бюджетов (государственного, региональных), на микроуровне -- это составление организациями  прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических  прогнозов и глубины анализа  финансовой деятельности за предыдущие периоды. На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации.

 

Заключительной стадией  процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами  финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Главные распорядители и распорядители  бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств  их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения.

 

2.1 Финансовое планирование  и прогнозирование

 

 

Финансовое планирование занимает важное место в системе  управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние  своих финансов, выявляет возможности  увеличения финансовых ресурсов, направления  их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая  в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность  и своевременность получения  информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

 

Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование - это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное  соотношение между финансовыми  ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися  в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность - рациональное соотношение  между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам  федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения  может стимулировать либо ограничивать их развитие.

 

Конкретные задачи финансового  планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста  доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении  средств между централизованными  и децентрализованными фондами.

 

Финансовое планирование является одним из важнейших инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют  эту деятельность:

 

1) регламентированность (упорядоченный  процесс);

 

2) связь с обработкой  информации;

 

3) направленность на достижение  определенных целей;

 

4) временный характер.

 

Под планированием мы будем  понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного  и качественного характера и  определение путей наиболее эффективного их достижения . Результатом планирования является план либо совокупность планов(система). План представляет собой результат  упорядоченного процесса, в котором  определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает  в качестве действенного инструмента  достижения поставленных целей по средствам  принятия согласованных мер в  меняющейся внешности и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в современном выявлении средств и альтернатив , которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

 

2.2 Финансовое программирование  и автоматизированные системы  управления финансами

 

 

Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко  сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

 

- установление приоритетов  расходов по направлениям;

 

- повышение эффективности  расходования средств;

 

- прекращение финансирования  в соответствии с выбором альтернативного  варианта.

 

Выбор варианта программы  зависит, прежде всего, от экономических  факторов (ресурсных). При этом учитываются  не только масштабы, значение и сложность  достижения цели, но и размеры имеющихся  заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели.

 

Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. АСУ являются неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эффективному функционированию финансов.

 

Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, конкуренции  товаропроизводителей, развитой системе  финансов, порождает рост экономической  и финансовой информации. Всё это  требует умения ориентироваться  в области информатики как  системе сбора, организации хранения и обработки информации. Комплексное  управление финансами специалистами  финансовых органов невозможно без  их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ).

 

АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств  связи. Она выступает в качестве подсистемы общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки  информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.

 

В управлении государственными финансами используются автоматизированные системы государственных расчетов (АСФР). В частности, в системе  Министерства финансов функционирует  АСФР, ставшая органической частью структуры финансовых органов. Эта  система способствует повышению  эффективности управления финансами  на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечения многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры  аппарата финансовых органов. Ее применение требует постоянного совершенствования  системы финансовых показателей, разработки новых методов выявления и  мобилизации доходов и накоплений, формирование финансовых резервов в  народном хозяйстве, рационального  расходования финансовых ресурсов.

 

АСФР содержит ряд подсистем, в которых решается комплекс задач  по: сводным расчетам бюджета; доходам  и налогам; расходам бюджетных учреждений; финансам отраслей народного хозяйства. АСФР также помогает решению вопросов в области исполнения государственного бюджета через составление росписи  бюджета, внесения изменений в бюджетные  показатели, учет исполнения бюджета  по доходам и расходам.

 

В настоящее время актуальной задачей является внедрение автоматизации  финансовых расчетов в низовых финансовых органах. Особенно это актуально  для налоговых инспекций , имеющих  дело с многочисленными, постоянно  меняющимися данными по налогоплательщикам. Эта работа должна проводиться во взаимосвязи с АСФР Министерства финансов.

 

При всем положительном значении и важности АСФР в то же время  нельзя преувеличивать её возможности. Они не безграничны. Часть задач  по управлению финансами не поддается  формализации, требует опыта работников финансовых органов, традиционных методов  их работы. АСУ финансами не может  выполнять то, что им не свойственно, а именно - совершенствование самих  финансовых отношений, их форм. В этих системах специалисты ставят цели и  их корректируют. Первичная информация поступает от человека, им осуществляется постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов. Но для  этого требуется его высокая  квалификация.

 

АСУ представляет качественно  новый шаг в совершенствовании  управления экономикой и финансами. В целях повышения эффективности  их функционирования требуются меры по техническому оснащению работников финансовых служб, постоянное совершенствование  системы управления.

 

2.3 Финансовое регулирование

 

 

Финансовое регулирование  социально-экономических процессов  представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в  целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового  регулирования выступают государственные  структуры, а объектами - доходы и  расходы участников общественной системы.

 

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций  распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

 

Финансовыми регуляторами рыночного  хозяйства являются:

 

- налоги и неналоговые  платежи в бюджет;

 

- финансовые льготы и  санкции;

 

- общие и целевые субсидии;

 

- доходы и расходы внебюджетных  фондов;

 

- доходы и расходы государственных  предприятий и организаций.

 

Финансовому воздействию  присущи прямые, косвенные и смешанные  формы регулирования.

 

Прямое влияние на ход  рыночных процессов оказывается: с  помощью взимания прямых общегосударственных  налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и  платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении  нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень  доходов субъектов воспроизводства  и рыночную конъюнктуру.

 

К косвенным формам регулирования  относится: косвенное государственное  налогообложение и осуществление  текущих государственных расходов.

 

Среди смешанных форм финансового  воздействия выделяются: местные  налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение  и льготное финансирование отдельных  сфер деятельности и мероприятий, нормативы  образования и использования  децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий  и организаций.

 

2.4 Оперативное управление

 

 

Оперативное управление финансами  связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового  плана, внесению корректив в его  показатели с учетом новых хозяйственных  обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и  направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения  максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения  финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к  маневрированию финансовыми ресурсами  с целью решения вновь возникающих  задач.

Информация о работе Управление финансами и финансовый контроль