Управление финансами и финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:16, реферат

Описание

Финансовая система государства обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмерджентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Содержание

1. Введение

2. Управление финансами. Основные методы и формы

2.1 Финансовое планирование и прогнозирование

2.2 Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами

2.3 Финансовое регулирование

2.4 Оперативное управление

2.5 Финансовый контроль

2.5.1 Сущность, цели и задачи финансового контроля

2.5.2 Формы, виды и методы финансового контроля

2.5.3 Принципы финансового контроля

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 32.63 Кб (Скачать документ)

 

Оперативное управление финансами - главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых  организаций, финансовых служб предприятий.

 

2.5 Финансовый контроль

 

 

Одной из важнейших функций  управления , в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции  финансов.

 

Финансовый контроль, с  одной стороны - одна из завершающих  стадий управления финансами, а с  другой он выступает необходимым  условием эффективности управления ими.

 

Финансовый контроль, являясь  формой реализации контрольной функции  финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением  финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с  целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных  операций.

 

2.5.1 Сущность, цели и задачи  финансового контроля

 

Финансовый контроль является практическим воплощением контрольной  функции, присущей финансам как экономической  категории.

 

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

 

1) строго регламентированную  деятельность специально созданных  контролирующих органов за соблюдением  финансового законодательства и  финансовой дисциплины всех экономических  субъектов;

 

2) неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными  потоками на макро-, и микроуровне  с целью обеспечения целесообразности  и эффективности финансовых операций1.

 

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и  субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором -- упор делается на аналитическую сторону  финансового контроля.

 

Финансовый контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических  процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы  контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в  содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении  процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного  хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно  возрастает.

 

Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной  из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым  условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового  контроля обусловлена сложностью самой  категории финансов. Так же как  финансы являются основой любой  сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

 

Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических  форм и методов его организации .

 

Для осуществления финансового  контроля создаются особые контрольные  органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности  и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном  порядке.

 

Финансовый контроль как  особая область контроля, связанная  с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях экономики  страны.

 

Предмет финансового контроля.

 

Непосредственным предметом  проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные  цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому  контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны  производственной, хозяйственной и  коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также  механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

 

Сфера финансового контроля.

 

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и  без них (бартерные сделки и т. п.).

 

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и  организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

 

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических  законов, оптимальности пропорций  распределения и перераспределения  стоимости валового общественного  продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового  состояния и эффективного использования  трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также  налоговый контроль; другие направления.

 

Задачи финансового контроля.

 

Перед финансовым контролем  стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами  денежных доходов и фондов народного  хозяйства; обеспечение своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным  бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости  и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных  учреждениях, а также правильному  ведению бухгалтерского учета и  отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных  актов, в том числе в области  налогообложения предприятий, относящихся  к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

 

Финансовый контроль тесно  связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также  государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические  меры воздействия конкретно проявляются  через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению  эффективности производства, его  интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.

 

Проблема усиления финансовой ответственности, действенности финансового  контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых  санкций, а, с другой, повышения их результативности.

 

Цели финансового контроля.

 

В государствах тоталитарного  типа формы организации и цели финансового контроля подчинены  интересам правящей администрации. Государственный контроль носит  глобальный и повсеместный характер и преследует чисто фискальные цели. В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит Украины, экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно отходят от тоталитарности государственного финансового контроля и создают правовую основу для его организации. Так, помимо института счетных палат и налоговых ведомств, присущих развитым странам, современная система государственного финансового контроля Украины включает и ряд других специальных органов.

 

Поскольку частная форма  собственности в Украине еще  не заняла подобающее место в экономической  системе, действия государственных  контролеров распространяются на многие сферы приложения акционерного и  частного капитала. Трудности переходного  к рынку периода непосредственно  отражаются и на методах контроля. Так, проблема нехватки государственных  средств для покрытия бюджетных  расходов зачастую решается посредством  скорее административных, чем экономических  методов, тотального ужесточения санкций  за налоговые и другие финансовые нарушения. Это приводит к ущемлению  интересов частного капитала и снижению деловой активности.

 

По мере укрепления основ  рыночного хозяйствования организация  финансового контроля приобретает  все более правовой характер и  постепенно приближайся к западной модели, которая, по оценкам специалистов, в целом доказала свою эффективность. Развитие демократии и парламентаризма  вызывает необходимость более тщательного  контроля за исполнительной властью  и соответственно повышением профессионального  уровня контрольных служб. С другой стороны, усиление рыночной конкуренции  заставляет предприятия совершенствовать методы внутреннего контроля, привлекая  специалистов специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков, финансовых корпораций.

 

2.5.2 Формы, виды и методы  финансового контроля

 

Финансовый контроль можно  условно классифицировать по разным критериям.

 

1. времени проведения:

 

§ предварительный;

 

§ текущий (оперативный);

 

§ последующий.

 

2. субъектам контроля;

 

§ президентский;

 

§ контроль представительных органов власти и местного самоуправления;

 

§ контроль исполнительных органов  власти;

 

§ контроль финансово-кредитных  органов;

 

§ ведомственный;

 

§ внутрихозяйственный;

 

§ аудиторский.

 

3 . В сфере финансовой  деятельности:

 

§ бюджетный;

 

§ страховой;

 

§ инвестиционный;

 

§ контроль за денежной массой.

 

4. форме проведения:

 

§ обязательный (внешний);

 

§ инициативный (внутренний);

 

5. методы проведения:

 

§ проверки;

 

§ обследования;

 

§ надзор;

 

§ анализ финансовой деятельности;

 

§ наблюдение (мониторинг)

 

§ ревизии.

 

Рассмотрим основные формы  и методы проведения финансового  контроля.

 

§ Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов  для предотвращения неэкономного и  неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне  является процесс составления и  утверждения бюджетов всех уровней  и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения  ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики  страны.

 

На микроуровне - это процесс  разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление  прогнозных балансов, а также учредительных  договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.

 

§ Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения дёнежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд - и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления  при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления  финансово-денежных расчетов. Большую  роль в этом играют бухгалтерские  службы.

 

§ Последующий финансовый контроль проводится путем анализа  и ревизии отчетной финансовой и  бухгалтерской документации. Этот контроль предназначен для оценки результатов  финансовой деятельности экономических  субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления  предложенной финансовой стратегии, сравнения  финансовых издержек с прогнозируемыми  и т.д.

 

§ В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и  расходных документов рассматриваются  отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

 

§ Обследование в отличие  от проверки охватывает более широкий  спектр финансово-экономических показателей  обследуемого экономического субъекта для определения его финансового  состояния и возможных перспектив развития.

 

§ Надзор производится контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или  иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных  правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны НБ Украины за деятельностью коммерческих банков; со стороны Укрстрахнадзора -- за страховыми фирмами.

 

§ Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового  контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и  обеспеченности собственным капиталом  и эффективности его использования.

 

§ Наблюдение (мониторинг) - это  постоянный контроль со стороны кредитных  организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению  условий кредитования, требованию долгосрочного  возврата ссуды.

 

§ Ревизия - это наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового  контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью  проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

 

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные - и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (проверка не только документов, но и наличия денег товарно-материальных ценностей).

 

Полная ревизия предусматривает  проверку всех сторон финансово-хозяйственной  деятельности объекта контроля.

 

Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или  участков финансово-хозяйственной  деятельности хозяйствующих

 

Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все  стороны деятельности, проверяемого предприятия, охватывает хозяйственную  и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и  эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета  и отчетности.

Информация о работе Управление финансами и финансовый контроль