Управление финансами и финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:16, реферат

Описание

Финансовая система государства обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмерджентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Содержание

1. Введение

2. Управление финансами. Основные методы и формы

2.1 Финансовое планирование и прогнозирование

2.2 Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами

2.3 Финансовое регулирование

2.4 Оперативное управление

2.5 Финансовый контроль

2.5.1 Сущность, цели и задачи финансового контроля

2.5.2 Формы, виды и методы финансового контроля

2.5.3 Принципы финансового контроля

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 32.63 Кб (Скачать документ)

 

Тематичёская ревизия  проводится на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, что позволяет  выявить типичные недостатки или  нарушения и принять меры к  их устранению.

 

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также  различными государственными и негосударственными органами контроля.

 

В экономически развитых странах  финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный  финансовый контроль.

 

Государственный финансовый контроль -- комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового  контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит  от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности .

 

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные  пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с  формированием государственных  ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и  корпоративного бизнеса, если таковые  предопределены общенациональными  экономическими интересами.

 

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и  внешний (аудиторский).

 

Государственный и негосударственный  виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными  целями. Главная цель государственного контроля -- максимизировать поступление  ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным  образом, внутрифирменного) -- напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с  целью повышения нормы прибыли  на вложенный капитал. И то же время  обе сферы контроля ограничены правовыми  рамками действующих законов.

 

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало  основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное  цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСА. К ним относятся такие универсальные  принципы, как независимость и  объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными  по сравнению с парламентскими сроками  полномочий руководителей органов  контроля, а также их конституционным  характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное  соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает  постоянную связь государственных  контролеров с общественностью  и средствами массовой информации .

 

 

2.5.3 Принципы государственного  финансового контроля

 

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно  к функции контроля.

 

В этой связи можно выделить следующие принципы.

 

Принцип плановости - он предопределяется природой организации управления и  необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных  и месячных планов проведения контрольных  мероприятий.

 

Принцип системности означает, что при проведении контрольных  мероприятий должны рассматриваться  все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры  управления.

 

Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая  система) подлежат постоянно осуществляемому  субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные  исходя из условий, характера и свойств  их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

 

Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные  лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.

 

Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное  объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных  фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих  органов, регулирующими проверяемую  деятельность и действия должностных  лиц при ее выполнении.

 

Принцип независимости устанавливает  недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия  на субъект контроля.

 

Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого  в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих  органов управления, а также в  необходимых случаях - до средств  массовой информации. Гласность результатов  контроля и принятых по ним решений  мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение  успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

 

Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности  и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении  допущенных отрицательных результатов  и обеспечении возмещения нанесенного  материального ущерба.

 

Из этих базовых принципов  вытекают и другие, носящие более  прикладной характер, в том числе:

 

1. результативность;

 

2. четкость и логичность  предъявляемых контролерами требований;

 

3. неподкупность субъектов  контроля;

 

4. обоснованность и доказательность  информации, приведенной в актах  проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых  нарушений);

 

5. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых  преступлениях лиц;

 

6. согласованность действий  различных контролирующих органов  и др.

 

Принимая законы, прямо  или косвенно затрагивающие систему  организации финансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные  принципы. В то же время в каждом государстве существует свой регламент (порядок и последовательность) контрольных  действий, что в конечном итоге  сказывается на результатах.

 

Заключение

 

 

Управление финансами  является составной частью общей  системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование  системы отношений, призванных нормализовать  финансовые ресурсы, необходимые для  социально-экономического развития общества.

 

Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в  макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов  государства и всех членов общества.

 

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами  выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами - совокупность всех организационных  структур, осуществляющих управление финансами - финансовый аппарат.

 

Управление финансами  осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие  принципы, правила и нормы, а также  обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной  политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной  политики в Украине; и управление финансами отдельных субъектов  управления.

 

В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений  в Украине особое значение имеет  финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами  предприятий различных форм собственности.

 

Список использованной литературы

 

 

1. Конституция Украины

 

2. Інстpукція пpо поpядок  пpоведння пеpевіpок, pевізій Рахунковою  палатою/ Рахунк. палата Укpаїни. -- К., 2000. -- 32 с.

 

3. Андрюшин С.А., Дадашев  А.З. Научные основы организации  системы общегосударственного контроля // Финансы. -- 2002 -- №4

 

4. Опенышев С.П., Жуков В.А.  Предмет, метод, виды и принципы  государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской  Федерации. -- 2000 -- № 4

 

5. Пансков В.Г. О некоторых  вопросах государственного финансового  контроля в стране // Финансы. -- 2002 -- № 5

 

6. Финансы. Денежное обращение.  Кредит.: учебник для вузов/ Л.А.  Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д.  Андросова и др.; Под. Ред. Проф. Л.А. Дробози- ной - М.: ЮНИТИ, 2000;

 

7. Финансы: учебник для  вузов/ В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов,  Л.И. Гончаренко и др.; Под ред.  В.М. Родионовой- Финансы и статистика, 1993


Информация о работе Управление финансами и финансовый контроль