Управление финансами в условиях перехода к рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение системы управления финансами в РФ на современном этапе.
Цель работы достигается через постановку следующих задач:
рассмотрение сущности и структуры управления финансами на уровне государства;
изучение основных органов управления финансами;
определение роли Министерства финансов, его задачи и функции по управлению финансами российского государства;
выявление направлений совершенствования системы управления финансами в РФ.

Содержание

Введение
1. Понятие системы управления финансами.
2. Рыночные приёмы и методы управления финансами.
3. Федеральное Собрание и Министерство финансов РФ: их задачи и функции, направления повышения эффективности управления финансами.
4. Финансовый менеджмент на предприятии, его роль в управлении финансами.
Заключение.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.docx

— 90.70 Кб (Скачать документ)
           
 
 
 
 
 
 

          2. Рыночные приёмы и методы управления финансами


       Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования по конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономикой высоких результатов. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата. Значение грамотного управления финансами для успешного экономического развития страны трудно переоценить.

     Особенно  важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства.

     Поскольку в финансовой сфере объектами  управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях. Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить объект и субъекты управления. Как отмечалось в первой главе, финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории.

     Только  управляя финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов, можно позитивно  воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы  выступают объектом управления. Объектами  управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют обычно три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые  отношения и государственные  финансы.

     Что касается субъектов управления финансами, то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые  непосредственно осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые  органы в) финансовые органы и налоговые  инспекции. Данные службы называют еще финансовым аппаратом. Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды финансовых отношений, складывающихся в государственных и муниципальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой — субъекты управления, включающие органы управления финансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управления. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами. Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах: а) планирование и прогнозирование; б) оперативное управление; в) финансовый контроль. Рассмотрим их подробнее.

     Финансовое  планирование занимает важное место  в системе управления финансами. Оно позволяет оценить состояние  своих финансовых ресурсов, возможности  их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою очередь, базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оно  используется для научного обоснования  текущего и перспективного развития экономики, ее отдельных отраслей и  субъектов хозяйствования. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного  функционирования и развития как  отдельно субъекта хозяйствования, так  и экономики в целом. Составление  финансовых планов является начальной  стадией управления финансами.

     На  макроуровне — это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне — это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины ана¬лиза финансовой деятельности за предыдущие периоды. На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Феде¬ральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства.

     Оно предусматривает: зачисление доходов  на единый счет федерального бюджета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление  отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа. На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т. д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых реше¬ний на основе соответствующей информации. Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, в целях сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные операции; товарообменные (бартерные) операции; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др.

     В процессе финансового прогнозирования  исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содействует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов.

     Необходимость оперативного управления обусловлена  текущими изменениями условий осуществления  финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, складывающимися  тенденциями развития экономики  страны, другими разнообразными причинами, наиболее характерными из которых являются: непредвиденные обстоятельства, связанные  с изменением условий организации  финансовых отношений, например изменение  порядка осуществления налоговых  платежей; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, изменяющие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, которые требуют использования финансовых резервов и мобилизации дополнительных материальных ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий; непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые могут вызвать необходимость увеличения предусмотренных ранее объемов государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов; непредвиденные события в социально-экономической жизни страны, вызванные переходом к ры¬ночным условиям хозяйствования, при которых не всегда удается точно спрогнозировать все условия и тенденции развития экономики.

     Таким образом, оперативное управление финансами  позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населе¬ния, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Данный контроль осуществляется на стадии оперативного управления финансами.

     Он  помогает сопоставить фактические  результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста  финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом  страны к рыночным отношениям принципиально  изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства. Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство,, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное самоуправление). В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления.

     На  общегосударственном уровне аппарат  управления финансовой системой включает следующие органы: 1) Счетную палату РФ; 2) Министерство финансов РФ и его  органы на местах; 3) Центральный банк РФ; 4) Министерство по налогам и сборам РФ; 5) Государственный таможенный комитет  РФ; 6) Федеральную комиссию по ценным бумагам; 7) Министерство государственного имущества РФ; 8) исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

     

           Управление финансами - процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для осуществления функций субъектов власти и субъектов хозяйствования.

     Осуществляется  управление финансами через сложившуюся  систему отношений. Оно обусловлено  их историческими, экономическими и  политическими условиями и подчинено финансовой политике государства. В соответствии с финансовой политикой определяется объем распределения и перераспределения национального дохода через финансовую систему и отдельные ее звенья. Степень перераспределения, в свою очередь, зависит от роли государства в финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений как источников производственного инвестирования и научно-технического прогресса.

     Экономический строй, или система хозяйствования, определяет круг финансовых отношений, входящих в сферу управленческих функций непосредственно государства  и его органов. В странах с  развитой рыночной экономикой большая  часть финансовых отношений находится  вне управления государством, так  как основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению.

     В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные  финансы. Это отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и местных бюджетах, внебюджетных фондах и государственных предприятиях. Управление государственными финансами в экономически развитых государствах регулируется высшими законодательными органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и других финансовых параметров.

     В управлении финансами, как и в  любой другой управляемой области, выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами выступают те организационные структуры, которые осуществляют управление.

     В управлении финансами выделяют несколько  функциональных элементов: планирование и прогнозирование, оперативное  управление, контроль.

     Финансовое  планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль над образованием и использованием финансовых ресурсов. В ходе планирования каждый субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляя возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Федеральное собрание и Министерство финансов РФ: их задачи и функции, направления эффективности управления финансами.

     Управление  финансами осуществляют высшие органы государственной власти и управления – Федеральное Собрание Российской Федерации и Президент РФ. Это  управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и утверждении отчета о его выполнении.

     Важнейшими  финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и  осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.

     Современные задачи и функции Министерства финансов РФ определены законодательством, в  котором предусмотрено разграничение  нормотворческих и надзорных  функций, функций по управлению федеральной  собственностью между отдельными органами исполнительной власти. Нормотворческие  функции осуществляют федеральные  министерства, надзорные и управленческие – федеральные службы и агентства.

     В настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных  служб: налоговая служба, служба страхового надзора, служба финансово-бюджетного надзора, служба по финансовому мониторингу, федеральное казначейство.

     Кроме федеральных служб имеется аппарат, включающий департаменты: департамент  бюджетной политики, бюджетной политики в отраслях экономики, бюджетной  политики в сфере государственной  военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа, департамент международных отношений, департамент международных финансовых отношений, государственного долга  и государственных финансовых активов, департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, департамент финансовой политики, правовой департамент.

     Основными задачами Министерства финансов являются:

     • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей; совершенствование методов финансово-бюджетного планирования;

     • осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием  бюджетных средств и средств  государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

     Министерство  финансов РФ принимает участие в:

     • разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную  и краткосрочную перспективу;

     • разработке и осуществлении мер  по финансовому оздоровлению и структурной  перестройке экономики, поддержке  и защите интересов отечественных  производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

     • подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

     • подготовке федеральных целевых  программ, обеспечивая в установленном  порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;

     • разработке и финансировании федеральных  инвестиционных программ;

     • разработке предложений по совершенствованию  системы федеральных органов  исполнительной власти и их структуры;

     • разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;

     • разработке порядка и осуществлении  контроля над поступлением доходов  от имущества, находящегося в федеральной  собственности;

     • разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг в РФ;

     • подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров  в области финансовых, кредитных  и валютных отношений.

     Особую  роль в системе управления финансами  играет Федеральное казначейство. Необходимость его создания в 1992 г. была вызвана: банковской реформой, в результате которой средства федерального бюджета оказались рассредоточены в разных кредитных организациях; отсутствием автоматизации безналичных расчетов и, соответственно, отсутствием оперативной информации у Минфина России о движении бюджетных средств; конституционной реформой, в результате которой исполнение федерального бюджета перестало относиться к вопросам деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.

     Структура построения соответствует существующему  административно-территориальному делению  Российской Федерации. Организационно-функциональная структура содержит три уровня иерархии:

     1-й  уровень - Главное управление  Федерального казначейства (ГУФК) Министерства  финансов Российской Федерации.

     2-й  уровень - управления Федерального  казначейства (УФК) по субъектам  Российской Федерации, краям,  областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу.

     3-й  уровень - отделения Федерального  казначейства (ОФК) по городам  (за исключением городов районного  подчинения), районам и районам  в городах.

     3.1. Функции ГУФК

     Основными функциями ГУФК являются:

     осуществление сводного учета доходов и расходов федерального бюджета;

     •управление движением средств на счетах казначейства;

     доведение информации о результатах исполнения федерального бюджета до высших исполнительных и законодательных органов власти;

     руководство работой нижестоящих органов казначейства, получение от них оперативной информации и отчетных данных о доходах и средствах федерального бюджета;

     обеспечение исполнения нижестоящими органами казначейства бюджета в соответствии с действующим законодательством.

     Основной  функцией Управления федерального казначейства (УФК) является обеспечение через  нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств  федерального бюджета.

     Отделения Федерального казначейства по городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах  возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем УФК. Основные функции ОФК:

     формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории;

      обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям;

      ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства;

     представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета.

     Органам федерального казначейства открыты  счета в подразделениях Центрального банка Российской Федерации и  уполномоченных банках по учету средств  федерального бюджета. Казначейские органы осуществляют краткосрочное прогнозирование  исполнения доходов и расходов федерального бюджета. Они открывают и ведут  лицевые счета бюджетных учреждений как учетные регистры на банковском счете по учету средств федерального бюджета. Кроме того, Казначейство России также осуществляет распределение  бюджетных средств между бюджетами  разного уровня, а также государственными внебюджетными фондами (например, различные  виды акцизов, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог, единый налог при упрощенной системе  налогообложения, единый налог на вмененный  доход и т.д.). Федеральное казначейство осуществляет учет приходно-расходных  операций (кассовое исполнение бюджетов), которые производятся кредитными организациями. Они также составляют оперативную, квартальную и годовую отчетность об исполнении федерального бюджета.

Информация о работе Управление финансами в условиях перехода к рыночной экономике