Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение системы управления финансами в РФ на современном этапе.
Цель работы достигается через постановку следующих задач:
рассмотрение сущности и структуры управления финансами на уровне государства;
изучение основных органов управления финансами;
определение роли Министерства финансов, его задачи и функции по управлению финансами российского государства;
выявление направлений совершенствования системы управления финансами в РФ.
Введение
1. Понятие системы управления финансами.
2. Рыночные приёмы и методы управления финансами.
3. Федеральное Собрание и Министерство финансов РФ: их задачи и функции, направления повышения эффективности управления финансами.
4. Финансовый менеджмент на предприятии, его роль в управлении финансами.
Заключение.
Список использованной литературы
2. Рыночные приёмы и методы управления финансами |
Качество управления в широком смысле,
как показывают новейшие исследования
по конкурентоспособности стран в мировой
экономике, является предпосылкой и обязательным
условием достижения экономикой высоких
результатов. При этом под управлением
понимается совокупность приемов и методов
целенаправленного воздействия на объект
для достижения поставленной цели или
определенного результата. Значение грамотного
управления финансами для успешного экономического
развития страны трудно переоценить.
Особенно важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства. Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях. Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить объект и субъекты управления. Как отмечалось в первой главе, финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории. Только
управляя финансовыми отношениями,
конкретными формами проявления
категории финансов, можно позитивно
воздействовать на эффективное развитие
экономики. В этом качестве финансы
выступают объектом управления. Объектами
управления являются разные виды финансовых
отношений. В соответствии с классификацией
финансовых отношений по их сферам
выделяют обычно три основные группы,
которые и принимаются в Что касается субъектов управления финансами, то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы в) финансовые органы и налоговые инспекции. Данные службы называют еще финансовым аппаратом. Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды финансовых отношений, складывающихся в государственных и муниципальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой — субъекты управления, включающие органы управления финансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управления. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами. Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах: а) планирование и прогнозирование; б) оперативное управление; в) финансовый контроль. Рассмотрим их подробнее. Финансовое
планирование занимает важное место
в системе управления финансами.
Оно позволяет оценить На макроуровне — это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне — это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины ана¬лиза финансовой деятельности за предыдущие периоды. На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Феде¬ральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно
предусматривает: зачисление доходов
на единый счет федерального бюджета;
распределение федеральных В
процессе финансового прогнозирования
исследуется возможное Необходимость
оперативного управления обусловлена
текущими изменениями условий Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населе¬ния, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Данный контроль осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства. Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство,, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное самоуправление). В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы: 1) Счетную палату РФ; 2) Министерство финансов РФ и его органы на местах; 3) Центральный банк РФ; 4) Министерство по налогам и сборам РФ; 5) Государственный таможенный комитет РФ; 6) Федеральную комиссию по ценным бумагам; 7) Министерство государственного имущества РФ; 8) исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения. |
Управление финансами - процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для осуществления функций субъектов власти и субъектов хозяйствования.
Осуществляется управление финансами через сложившуюся систему отношений. Оно обусловлено их историческими, экономическими и политическими условиями и подчинено финансовой политике государства. В соответствии с финансовой политикой определяется объем распределения и перераспределения национального дохода через финансовую систему и отдельные ее звенья. Степень перераспределения, в свою очередь, зависит от роли государства в финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений как источников производственного инвестирования и научно-технического прогресса.
Экономический
строй, или система хозяйствования,
определяет круг финансовых отношений,
входящих в сферу управленческих
функций непосредственно
В
сферу непосредственного
В управлении финансами, как и в любой другой управляемой области, выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами выступают те организационные структуры, которые осуществляют управление.
В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование и прогнозирование, оперативное управление, контроль.
Финансовое
планирование и прогнозирование
используются для научного обоснования
текущего и перспективного развития экономики,
изменений в конкретном периоде темпов
роста ее отдельных отраслей и субъектов
хозяйствования, обеспечивают необходимый
предварительный контроль над образованием
и использованием финансовых ресурсов.
В ходе планирования каждый субъект хозяйствования
всесторонне оценивает состояние своих
финансов, выявляя возможности увеличения
финансовых ресурсов, направления их наиболее
эффективного использования.
3. Федеральное собрание и Министерство финансов РФ: их задачи и функции, направления эффективности управления финансами.
Управление
финансами осуществляют высшие органы
государственной власти и управления
– Федеральное Собрание Российской
Федерации и Президент РФ. Это
управление имеет место при рассмотрении
и утверждении проекта
Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.
Современные
задачи и функции Министерства финансов
РФ определены законодательством, в
котором предусмотрено
В настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб: налоговая служба, служба страхового надзора, служба финансово-бюджетного надзора, служба по финансовому мониторингу, федеральное казначейство.
Кроме
федеральных служб имеется
Основными задачами Министерства финансов являются:
• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей; совершенствование методов финансово-бюджетного планирования;
•
осуществление финансового
Министерство финансов РФ принимает участие в:
•
разработке прогнозов социально-
• разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
• подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
• подготовке федеральных целевых программ, обеспечивая в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;
• разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ;
• разработке предложений по совершенствованию системы федеральных органов исполнительной власти и их структуры;
• разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;
• разработке порядка и осуществлении контроля над поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
• разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг в РФ;
• подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений.
Особую роль в системе управления финансами играет Федеральное казначейство. Необходимость его создания в 1992 г. была вызвана: банковской реформой, в результате которой средства федерального бюджета оказались рассредоточены в разных кредитных организациях; отсутствием автоматизации безналичных расчетов и, соответственно, отсутствием оперативной информации у Минфина России о движении бюджетных средств; конституционной реформой, в результате которой исполнение федерального бюджета перестало относиться к вопросам деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.
Структура
построения соответствует существующему
административно-
1-й уровень - Главное управление Федерального казначейства (ГУФК) Министерства финансов Российской Федерации.
2-й
уровень - управления Федерального
казначейства (УФК) по субъектам
Российской Федерации, краям,
областям, автономным образованиям,
городам Москве и Санкт-
3-й
уровень - отделения Федерального
казначейства (ОФК) по городам
(за исключением городов
3.1. Функции ГУФК
Основными функциями ГУФК являются:
•осуществление сводного учета доходов и расходов федерального бюджета;
•управление движением средств на счетах казначейства;
•доведение информации о результатах исполнения федерального бюджета до высших исполнительных и законодательных органов власти;
•руководство работой нижестоящих органов казначейства, получение от них оперативной информации и отчетных данных о доходах и средствах федерального бюджета;
•обеспечение исполнения нижестоящими органами казначейства бюджета в соответствии с действующим законодательством.
Основной функцией Управления федерального казначейства (УФК) является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета.
Отделения
Федерального казначейства по городам
(кроме городов районного
•формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории;
• обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям;
• ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства;
•представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета.
Органам
федерального казначейства открыты
счета в подразделениях Центрального
банка Российской Федерации и
уполномоченных банках по учету средств
федерального бюджета. Казначейские органы
осуществляют краткосрочное прогнозирование
исполнения доходов и расходов федерального
бюджета. Они открывают и ведут
лицевые счета бюджетных
Информация о работе Управление финансами в условиях перехода к рыночной экономике