Управление финансами в условиях перехода к рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение системы управления финансами в РФ на современном этапе.
Цель работы достигается через постановку следующих задач:
рассмотрение сущности и структуры управления финансами на уровне государства;
изучение основных органов управления финансами;
определение роли Министерства финансов, его задачи и функции по управлению финансами российского государства;
выявление направлений совершенствования системы управления финансами в РФ.

Содержание

Введение
1. Понятие системы управления финансами.
2. Рыночные приёмы и методы управления финансами.
3. Федеральное Собрание и Министерство финансов РФ: их задачи и функции, направления повышения эффективности управления финансами.
4. Финансовый менеджмент на предприятии, его роль в управлении финансами.
Заключение.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.docx

— 90.70 Кб (Скачать документ)

     В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 134) в случае получения финансовой помощи из федерального бюджета субъектом  Российской Федерации региональный и местные бюджеты данного субъекта должны также исполняться через органы федерального казначейства. В настоящее время органами федерального казначейства заключены соглашения со многими субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями о таком исполнении.

     На  предприятиях различных форм собственности  управление финансами осуществляют планово-финансовые управления и отделы, которые составляют бизнес-планы, включающие в качестве составной части финансовые планы предприятий.

     Отчеты  об исполнении бюджетов составляются исполнительными органами власти всех уровней: Министерством финансов РФ, Министерствами финансов республик в составе России, финансовыми органами на местах, а также Федеральной налоговой службой. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному Собранию, которое его утверждает.

     Для осуществления контроля над исполнением  федерального бюджета Совет Федерации  и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок  деятельности которой определяются федеральным законом.

     3.2. Финансовый контроль

     Финансовый  контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает  необходимым условием эффективности  управления ими.

     Особое  место финансового контроля в  общей системе контроля как элемента в системе управления определяется его спецификой, выражающейся в контролирующей функции самих финансов. Объективно присущая финансам способность выражать специфическую сторону производственно-хозяйственной  деятельности в любой сфере делает финансовый контроль всеохватывающим, всеобъемлющим. Если контрольная функция финансов является свойством самих финансов, то финансовый контроль является деятельностью соответствующих органов, организующих и осуществляющих этот контроль.

     Финансовый  контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

     Формально объектом финансового контроля являются финансовые показатели деятельности, но так как они либо регламентируют процесс формирования, распределения, перераспределения и использования  финансовых ресурсов, либо отражают результативность их кругооборота, фактическим объектом финансового контроля становится весь процесс производственно-хозяйственной  деятельности. Этим и определяется огромная роль финансового контроля в системе управления. Непосредственно  предмет том проверок выступают  такие стоимостные показатели, как  прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

     Сферой  финансового контроля являются практически  все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях  и без них (бартерные сделки).

     Необходимым условием эффективности финансового  контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность  и полноту отражения движения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического или физического  лица.

     В государственном финансовом контроле основное внимание уделяется своевременности  и полноте мобилизации государственных  ресурсов, законности расходов и доходов  всех звеньев государственной финансовой системы, соблюдению правил учета и  отчетности. Государственный финансовый контроль охватывает не только процесс  формирования и исполнения федерального бюджета, но и местных бюджетов, поскольку  центральной властью осуществляется контроль: при выдаче местным бюджетам дотаций (субсидий) и кредитов из федерального бюджета на финансирование их текущих и капитальных затрат; санкционирование выпуска местных займов, гарантированных правительством; реализации правительственных программ.

     За  сферу государственного финансового  контроля выходит финансовый контроль, осуществляемый в сфере деятельности монополий и частного предпринимательства самими владельцами финансового капитала или его отдельных компонентов. Здесь финансовый контроль осуществляется, пожалуй, самый бескомпромиссный, ибо от его повседневности и строгости непосредственно зависит финансовая результативность деятельности самих владельцев капитала.

     Самостоятельным звеном финансового контроля является финансовый контроль независимых аудиторских служб. Аудиторская проверка направлена на оценку достоверности финансовой отчетности, глубокий экономический анализ финансовой деятельности, оценку финансовой надежности фирмы, предприятия, банка, страховой организации или другого контролируемого юридического лица и подготовку соответствующего заключения.

     Функцию обеспечения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных  финансов имеет Контрольное управление Президента РФ. Основными задачами Управления являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями федеральных законов, в части, касающейся полномочий Президента РФ, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль над реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ.

     Важная  роль в проведении финансового контроля принадлежит Федеральной налоговой службе и ее органам на местах. Инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС) уполномочены осуществлять контроль правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет всеми юридическими и физическими лицами, подлежащими налогообложению. Инспекции наделены широкими правами. Они осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг и иных документов, связанных с исчислением и уплатой в бюджет налоговых и других обязательных платежей; могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках.

     При выявлении нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет начальники налоговых  инспекций и их заместители могут  применять к предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным гражданам  финансовые санкции, начиная от взыскания  сокрытых сумм налога и штрафа за соответствующее  нарушение до передачи в арбитражные  или судебные органы требований о  взыскании в доход государства  незаконно полученных предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами средств. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц определены ст. 31, 32 Налогового кодекса РФ. Кодексом также предусмотрено, что реализация полномочий и исполнение установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами обязанностей в части налогового контроля осуществляется органами налогового контроля при их взаимодействии, в том числе, с органами таможенного контроля.

     На  Федеральное казначейство возлагаются задачи: организовывать, осуществлять и контролировать исполнение федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Казначейство занимается также сбором и анализом информации о состоянии финансов страны, прогнозированием объемов государственных финансовых ресурсов, оперативным управлением ими. Совместно с Центральным Банком органы Казначейства должны осуществлять обслуживание внешнего долга России.

     Для контроля над использованием государственных  бюджетных и внебюджетных средств  органы Казначейства наделяются большими правами: они могут осуществлять проверки денежных документов на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности, включая  совместные предприятия; применять  к.нарушителям штрафные санкции; приостанавливать операции по счетам; принудительно взыскивать используемые не по назначению средства. В ходе осуществления контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

     Неотъемлемой  частью системы финансового контроля в условиях углубления рыночных реформ является аудиторский контроль, основная цель которого - установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и организаций, оценка надежности их информационных систем. Важное место в аудиторской работе принадлежит аналитической и экспертно-прогностической деятельности, которая позволяет заказчикам разработать эффективную стратегию и тактику своей деловой политики.

     Аудиторский контроль в РФ осуществляется на основании федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица).

     Аудиторская деятельность осуществляется в форме  обязательного и инициативного  аудита. Законодательством определены группы субъектов хозяйствования, деятельность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, исходя из определенных критериев. Такими критериями в Российской Федерации являются: организационно-правовая форма (акционерные общества открытого типа), вид деятельности (банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, др.), финансовые показатели деятельности (объем выручки, сумма активов) и др. В отдельных случаях орган государственной власти может выступать заказчиком аудиторского контроля, например, при проведении аудита коммерческих организаций, использующих государственные средства.

     Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация внутреннего контроля обязательна для коммерческих банков. Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется: органам! управления (например, советом директоров); администрацией предприятия; специализированными службами (внутреннего аудита, внутреннего контроля) или работниками в чьи должностные обязанности входит осуществление контроля. В отдельных случаях законодательство предусматривает обязательное избрание ревизионной комиссии (ревизора), например, для акционерных обществ. Организация может осуществлять внутрихозяйственный контроль как самостоятельно, так и на основании договора с аудиторской организацией. Кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций.

     Общественный  контроль в РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например, в сфере образования, сфере социального страхования и пенсионного обеспечения. Так, предусмотрено расширение участия общества в управлении образованием путем создания попечительских советов, деятельность которых позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль.

     В системе обязательного пенсионного  страхования создан Общественный совет  по инвестированию средств пенсионных накоплений, который осуществляет общественный контроль деятельности субъектов по формированию и инвестированию средств  пенсионных накоплений. 
 

     4.  Финансовый менеджмент на предприятии ,его роль в управлении финансами.

     Финансовый  менеджмент как управляющая система  характеризуется наличием определенных субъектов управления. Современная  практика финансового менеджмента  позволяет выделить 3 основные группы таких субъектов:

     1.   Собственник предприятия самостоятельно осуществляет функции финансового управления, как правило, на малых предприятиях с небольшим объемом финансовой деятельности. В этом случае в привлечении для осуществления этих функций специалиста – наемного работника нет необходимости.

     2.   Финансовый менеджер широкого профиля является специалистом – наемным работником, осуществляющим практически все функции финансового управления предприятием. Такие специалисты используются в основном на предприятиях для общего руководства финансовой деятельностью.

     3.   Функциональный финансовый менеджер является узким специалистом – наемным работником, осуществляющим специализированные функции управления в одной из сфер финансовой деятельности предприятия. Современная, зарубежная и отечественная практика выделяет следующие формы специализации функциональных финансовых менеджеров: а) менеджер по управлению инвестициями предприятия (“инвестиционный менеджер”); б) менеджер по управлению денежными потоками предприятия (“кэш - менеджер”); в) менеджер по управлению финансовыми рисками предприятия (“риск - менеджер”); г) менеджер по антикризисному управлению предприятием при угрозе банкротства (“антикризисный менеджер”) и некоторые другие.

     С увеличением объемов финансовой деятельности и ее диверсификацией  потребность в финансовых менеджерах всех уровней будет возрастать, а  их специализация – постоянно  расширяться.

Информация о работе Управление финансами в условиях перехода к рыночной экономике