Управление финансами в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические процессы.
Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Работа состоит из  1 файл

Финансы.doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

       Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики.                                ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

       Счетная палата Российской Федерации – это  специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

       Субъектом оперативного управления финансами  является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная  палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.

       Совокупность  всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

       Деятельность  этих органов характеризуется многоаспектностью  и большой сложностью, поскольку объектом управления финансами выступают финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов, составляющие сферы и звенья финансовой системы государства, т. е. каждая сфера и звено финансовой системы являются объектом управления финансами.

       Содержание  процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах, к которым относятся финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.  

       1.3. Основные методы  и формы управления финансами

       Финансовое  планирование и прогнозирование

       Финансовое  планирование и прогнозирование  используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.

       В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов способствует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования, поскольку широко используется на макро- и микроуровнях как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при выработке решений. Финансовые прогнозы позволяют органам управления финансами наметить разные варианты развития финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики. При финансовом прогнозировании применяются экономические модели, с определенной степенью вероятности описывающие динамику показателей в зависимости от различных факторов, влияющих на финансовые процессы. Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов:

  • построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих или влияющих на экономические процессы;
  • корреляционно-регрессионный анализ;
  • метод экспертной оценки [12, с. 47].
 

       На  основе показателей финансовых прогнозов осуществляется финансовое планирование с целью научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития, как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. В ходе планирования субъекты хозяйствования и органы государственной власти и местного самоуправления оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, содержащейся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, которая должна быть достаточно полной и достоверной.

     Финансовое  регулирование

     Финансовое  регулирование социально-экономических  процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

     Основная  задача, решаемая в ходе финансового  регулирования, связана с установлением  пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

     Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные  и смешанные формы регулирования.

     Прямое  влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

     К косвенным формам регулирования  относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов[10, с. 98].

     Среди смешанных форм финансового воздействия  выделяются: местные налоги, система  неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

       Оперативное управление

       Оперативное управление представляет собой процесс  разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенденций развития экономики государства в связи с разнообразными причинами, к которым относятся:

  • существование границы возможностей научного предвидения развития финансовой системы, зависящей от уровня развития финансовой науки, методики планирования и прогнозирования, применения экономико-математических методов и прочих факторов;
  • субъективные факторы, возникающие в результате неправильных действий работников финансовых органов, органов законодательной и исполнительной власти, имеющих отношение к финансовому планированию и прогнозированию, управлению финансовыми потоками организации, распределению и использованию финансовых ресурсов на макроуровне;
  • непредвиденные обстоятельства (т. е. изменение условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей), возникшие при выполнении финансового плана, нарушающие заданный темп развития или ритм производства, как на отдельных предприятиях, так и в экономике в целом;
  • новые научные и технические открытия, не учтенные ранее при прогнозировании экономического развития и способные дестабилизировать финансовую деятельность;
  • чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, нарушающие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, что обусловливает необходимость использования финансовых резервов или мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий;
  • непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые вызывают необходимость увеличения объема государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов с использованием финансового рынка;
  • непредвиденные ситуации, вызванные переходом экономики страны к рыночным условиям хозяйствования, когда трудно прогнозировать некоторые условия, тенденции функционирования экономики из-за определенной стихийности в ее развитии. В период становления рыночной экономики возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества особенно возрастает вследствие высокой степени стихийности рынка, основанного на свободной конкуренции. В этих условиях и субъекты хозяйствования, и субъекты власти могут решать определенные задачи общественного развития, только будучи уверенными, что средства производства, предметы труда, население материально защищены от любых случайностей [8, с. 68].

       Таким образом, в ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильное развитие экономики государства и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово-хозяйственной деятельности и ликвидируются их последствия.

       Финансовый  контроль

       Целью финансового контроля является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономности расходования материальных ресурсов с возможностью принятия корректирующих мер, привлечения виновных к ответственности, получения компенсации за причиненный ущерб, или осуществления мероприятий по предотвращению (сокращению) таких нарушений в будущем.

       Финансовый  контроль – это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявление отклонений, о которых целесообразно информировать органы, способные повлиять на улучшение ситуации [8, с. 139].

       В рыночных условиях финансовая система  приводится в действие и управляется  посредством норм финансового права.

       Основным  содержанием финансового контроля в условиях рынка является:

  • проверка соблюдения финансового законодательства субъектами финансовых отношений;
  • укрепление финансовой системы страны;
  • содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта.

       Финансовый  контроль подразделяют, прежде всего, на внутренний и внешний.

       Внутренний  финансовый контроль – это независимая от внешнего влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работ, проводимая им в собственных интересах. Цель внутреннего контроля – помочь руководству хозяйствующего субъекта эффективно выполнять свои функции.

       Внутренний  финансовый контроль:

  • проводится внутри организации или структуры управления, организуется по решению руководства или органа управления;
  • информация внутреннего контроля предназначена для управленческого персонала;
  • внутренний контроль (органы внутреннего контроля) финансируется за счет средств организации.

       На  внутренних контролеров могут возлагаться функции управленческого  аудита. Внутренний контроль в рамках отдельного предприятия называют еще внутрифирменным (внутриведомственным).

       Основная  цель внешнего финансового контроля – составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлено финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами и законодательными нормами. Внешний финансовый контроль проводится как правило со стороны государственных органов финансового контроля и внешнего аудита.

       Внутренний  и внешний финансовый контроль дополняют  друг друга, но существенно различаются.

       Система организации финансового контроля состоит из трех основных элементов:

  1. государственный финансовый контроль;
  2. негосударственный аудиторский контроль;
  3. общественный контроль.

       Государственный финансовый контроль – это основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности образования, распределения и использования денежных фондов государства, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране государственной собственности, целевому, эффективному и экономному использованию государственных средств, помогающая вскрыть нарушения установленной государством финансовой дисциплины.

       Формы финансового контроля можно классифицировать:

       1. В зависимости от времени проведения  контроль делиться на:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.
  1. По характеру материала, на основе которого производится контроль, он подразделяется на:
  • документальный (формальный) – источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская и другая документация;
  • фактический контроль - базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчет, взвешивание, лабораторный анализ).

Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений