Управление финансами в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические процессы.
Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Работа состоит из  1 файл

Финансы.doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

       Методы  проведения финансового контроля:

       1. Проверка – единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности поверяемого объекта. Она выражается в составлении фактических данных контроля с данными, отраженными в документах.

       Проверки  различаются:

       а) в зависимости от места проведения на:

  • камеральные – проверка органами финансового контроля представленной им отчетности и документов без выезда на объект;
  • выездные – проводятся по месту нахождения проверяемого объекта;

       б) по полноте охвата материала:

  • частичные (выборочные);
  • сплошные;

       в) по объему проверяемых вопросов:

  • комплексные;
  • выборочные;
  • тематические (целевые).

       2. Ревизия – система обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности совершённых в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц.      Ревизия основывается на проверке первичных документов, учётных регистров, бухгалтерской, статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей. Результатом ревизии является акт.

       По  способу организации ревизии, проводимые органами государственного контроля, могут быть плановыми и внеплановыми.

       3. Обследование – это оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию органа финансового контроля. В целях определения целесообразности финансово-хозяйственных операций и проведения детальной проверки.

       4. Анализ – это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта (обычно годовая отчетность).

       Результатами  такого анализа могут быть:

  • оценка текущего финансового состояния хозяйствующего субъекта;
  • оценка рациональности и эффективности использования финансовых средств;
  • оценка эффективности использования субъекта.

        5. Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль, например, со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента.

       6. Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид деятельности, и предполагает соблюдение установленных правил и нормативов. Например, осуществление надзора со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора  Минфина России – за страховыми организациями.

       Система государственных органов финансового контроля:

  • Министерство финансов России;
  • Федеральная налоговая служба РФ;
  • Главное управление федерального казначейства;
  • Государственный таможенный комитет;
  • Счетная палата РФ.

       Основная  задача Cчетной палаты РФ – контроль за исполнением федерального бюджета, включая контроль за обеспечением и поступлением доходов, за эффективным целевым использованием федеральных финансовых средств, за формированием и использованием средств федеральных внебюджетных фондов.

       К задачам счетной палаты относится контроль за эффективным использованием федеральной собственности, за состоянием и обслуживанием внутреннего государственного долга.

       Счетная палата вправе делать контрольные предписания, которые обязательны для исполнения и могут быть оспорены только в суде.

       Счетная палата – коллегиальный орган (насчитывает 12 аудиторов). Каждый аудитор может  высказать особое мнение.

       В процессе ревизии счетная палата может привлекать государственных  должностных лиц и негосударственных (аудиторов).

       Контрольные действия: оформляется акт, содержащий много разделов, каждый из которых состоит из нескольких групп. По каждому разделу могут быть приложены акты отдельных аудиторов.

       Решение по результатам ревизии.

       Все материалы представляются на коллегию счетной палаты, которая его утверждает или не утверждает.

       После вынесения счетной палатой представления (на должностных лиц) или предписания (предприятию), устанавливается контроль за  их исполнением.

       Последующий государственный финансовый контроль Министерства Финансов РФ имеет форму ревизии или проверки.

       Главная цель ревизии – контроль за соблюдением  законодательства РФ при осуществлении  организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью наличием и движением имущества и обязательствами, использование материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

  • соответствия осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
  • обоснованность расчетов сметных назначений;
  • исполнение смет расходов;
  • использование бюджетных средств по целевому назначению;
  • обеспечение сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей;
  • обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
  • соблюдение финансовой дисциплины;
  • правильность бухгалтерского учета и отчетности;
  • полнота и своевременность расчетов с бюджетом  внебюджетными фондами;
  • формирование финансовых результатов и их распределение.

       Организация ревизии включает:

  • компетенцию контрольно-ревизионных органов;
  • сроки проведения ревизии и состав ревизионной группы;
  • выход на объект ревизии.

       Оформление  результатов ревизии заключается  актом, состоящим из:

  • вводной части;
  • описательной части (состоит из разделов, в которых указаны факты нарушений).

         Акт подписывает руководитель  ревизионной группы и передает  руководителю Контрольно-ревизионного управления. На основании акта составляется доклад [11, с. 58].

       По  результатам проведенной ревизии  руководитель контрольно-ревизионного управления направляет руководителю проверенной  организации представление на пресечение выявленных нарушений.

       Государственный таможенный комитет осуществляет контроль за перемещением товаров через таможенную территорию РФ, а также за своевременностью уплаты таможенной пошлины, таможенных сборов в соответствии Таможенным кодексом РФ.

       Основной  задачей органов Управления федерального казначейства в составе Минфина РФ является кассовое исполнение бюджета.

       Федеральная налоговая служба в составе Минфина РФ осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением налогов в доходы бюджетов всех уровней [9, с. 12].

       Управление  финансами можно также классифицировать по характеру и периоду управления, в соответствии с которыми различают стратегическое (общее) управление финансами оперативное управление финансами.

       Стратегическое  управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ) в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального секторов, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ. В процессе осуществления стратегического управления финансами определяются источники и размеры финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство в тех пропорциях, которые были заложены в соответствии с основными направлениями финансовой политики; устанавливается оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления и субъектов хозяйствования; выявляются наиболее эффективные направления использования финансовых ресурсов и резервы их роста.

       Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно  участвующими в реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровнях.

       При осуществлении стратегического  и оперативного управления финансами важно соблюдать системность в принятии управленческих решений, в основе которых лежит научный подход обоснования методики финансового прогнозирования и планирования, организации оперативного управления финансовыми ресурсами, выработки приемов и методов финансового контроля, соответствующих современным рыночным условиям хозяйствования, что позволяет выработать новые инструменты регулирования финансовых потоков, выявить преимущества одних направлений развития финансов и бесперспективность других, создает дополнительные предпосылки к развитию финансового механизма, непосредственно участвующего в процессе управления финансами. Создание научного фундамента для разработки и осуществления конкретных практических мер в области управления финансами особенно важно в условиях рыночной экономики, когда деятельность экономических субъектов находится под влиянием жесткой конкуренции и функционирование экономики характеризуется проявлением многих элементов стихийности. Научный подход к управлению финансами способствует обеспечению стабильного финансирования отраслей экономики и организаций, повышению финансового благополучия населения, позволяет предотвратить или сгладить последствия неблагоприятных событий в ходе финансово-хозяйственной деятельности организаций и совокупности обеспечить стабильное развитие экономики государства.

       Рыночные  условия хозяйствования обусловливают  необходимость пересмотра действовавшего в советское время механизма управления финансами на макро- и микроуровнях, разработки принципиально новых методов управления финансами, которые должны обеспечить финансовую самостоятельность административно-территориальных образований на территории РФ, финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, их инвестиционную активность и создать другие необходимые условия для устойчивого и стабильного развития экономики и ее дальнейшего роста. Для реализации на практике этих задач в современных условиях в первую очередь необходимо четко разграничить функции органов законодательной и исполнительной власти, принимающих участие в управлении государственными и муниципальными финансами, распределить финансовые полномочия между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями, что требует серьезного совершенствования правовой базы их деятельности.

         2. Правовое обеспечение системы управления финансами

2.1. Сущность финансового  права

       Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Роль финансового права значительно возрастает и в связи с переходом в нашей стране от административно-командной системы управления крыночной. Кроме того, кардинальное изменение государственного устройства, построение федеративных отношений между органами власти непосредственно влияют на состав финансовой системы нашего государства, что диктует необходимость переосмысления ранее существовавших юридических норм, регулирующих финансовые отношения, и создания нового финансового законодательства.

       Установление  и применение к финансовым отношениям соответствующих новым условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности норм финансового права, означающих установление четких правил организации этих отношений, позволяет эффективно управлять финансами органов власти и субъектов хозяйствования, защищать экономические интересы субъектов финансовых отношений и обеспечивает строгую финансовую дисциплину.

       Обращаясь к историческому аспекту возникновения  финансового права как самостоятельной  науки, следует отметить, что ее основы были заложены в существовавшей с XVI в. камералистике, изучавшей главные закономерности, влияющие на эффективное ведение дворцового хозяйства, и исследовавшей вопросы государственного управления, государственных финансов, экономики, аграрного дела, торговли и другие. Во второй половине XIX в. стали появляться научные работы, в которых большое внимание уделялось правовым вопросам, а к концу того же столетия в России появились самостоятельные научные исследования по финансовому праву. В то же время в России до 1917 г. финансовая и финансово-правовая наука не были разграничены и составляли единое целое. В большинстве университетов Российской империи они рассматривались в рамках единого курса, который в зависимости от учебного заведения назывался либо «финансовое право», либо «финансовая наука», а ученые того времени в большинстве своем рассматривали термины «финансовое право» и «финансовая наука» как тождественные [13, с. 8 – 9]. Однако необходимость упорядочения процесса управления финансовыми отношениями в государстве с помощью введения единых правил и приемов их организации, осуществления и контроля за соблюдением этих правил предопределила формирование самостоятельной науки финансового права.

Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений