Управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.
Задача данной работы дать общее понятие об управлении финансами, охарактеризовать объекты и субъекты управления, рассмотреть сущность государственного регулирования.

Содержание

Введение 3
1 Глава 4
Управление финансами: функциональный, правовой и организационный аспекты 4
1.1 Общее понятие об управлении финансами 4
1.2 Характеристика объектов и субъектов управления 5
1.3 Сущность государственного регулирования косвенными методами на макро- уровне 6
1.4 Сущность государственного регулирования косвенными методами на микро-уровне 7
1.5 Микроэкономические методы прямого административного воздействия 8
Глава 2 9
Финансовые индикаторы в системе макроэкономического (микроэкономического) регулирования 9
2.1 Характеристика основных макроэкономических показателей социально-экономического развития 9
2.2 Финансовые индикаторы в системе макроэкономического регулирования. 15
2.3 Методы анализа финансовых индикаторов 26
Глава 3 27
Сводный финансовый баланс его роль и значение в процессе управления финансами 27
Заключение 32
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

  
Введение

 

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

Экономическая политика государства осуществляется с помощью  финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических  процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Его назначение заключается  в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает  необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Задача данной работы дать общее понятие об управлении финансами, охарактеризовать объекты и субъекты управления, рассмотреть сущность государственного регулирования.

Рассматриваются финансовые индикаторы в системе макро- и  микро-экономического регулирования. Даётся характеристика основных финансовых индикаторов.

Кроме того, показана их взаимосвязь.

В последней главе  рассмотрена структура финансового  баланса и указана его роль и значение в процессе управления финансами.

 

1 Глава

Управление  финансами: функциональный, правовой и организационный аспекты

 

1.1 Общее понятие  об управлении финансами

 

Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

 

Управление присуще  всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Оно основано на знании объективных закономерностей развития общества; вместе с тем, на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

 

Процесс перераспределения  финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и, соответственно, предполагает организацию некоторой схемы управления. 

 

Управление финансами – это деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

 

Система управления финансами  имеет определяющее значение для функционирования и развития современной экономики. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали - выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и т.д. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой экономики.

 

Между тем цивилизованная рыночная экономика не может успешно  и стабильно функционировать и развиваться без хорошо отлаженной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовый рынок и финансовая система функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в то же время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимости от результатов экономического роста.

 

Управление финансами  является составной частью общей  системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимых для социально-экономического развития общества.

 

Цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества1

 

 

1.2 Характеристика  объектов и субъектов управления

 

Управление финансами  осуществляет специальный аппарат  с помощью особых приемов и  методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью оперативного решения поставленной задачи.

 

В управление финансами, как и в любой управляемой  системе, выделяют объекты и субъекты управления.

 

В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства. Выделяют три группы объектов:

 

1) финансы предприятий,  учреждений, организаций; 

2) страховые отношения;

3) государственные финансы. 

 

Им соответствуют такие  субъекты управления, как финансовые службы (отделы) предприятий, учреждений, организаций, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат2.

 

 

1.3 Сущность  государственного регулирования  косвенными методами на макро- уровне

 

Экономическая политика есть совокупность государственных  мероприятий по воздействию на хозяйственный процесс с целью решения определенных задач.

С одной стороны экономическая  политика отражает процесс изменения  хозяйственной ситуации, с другой - перемены экономического решения.

Экономическая политика должна сочетать методы решения как  перспективных, так и текущих задач.

Т.к. макроэкономическое регулирование народного хозяйства  реализуется через систему органов государственной власти и управления, необходимо четко определить субъектов государственного регулирования и зоны их ответственности:

1. Законодательный орган (парламент) обеспечивает правовое оформление экономических и социальных процессов, определяет границы и формы вмешательства государства в экономику. Основной рычаг влияния - рассмотрение и принятие государственного бюджета.

2. Исполнительная власть (правительство) осуществляет оперативное регулирование народного хозяйства, разрабатывает долгосрочные планы социально-экономического развития.

3. Относительно самостоятельный  субъект рыночной экономики - Центральный Банк. Его функции: эмиссия денег и регулирование денежного рынка.

4. Судебная система  обеспечивает охрану экономических  прав и разрешение хозяйственных споров.

 

Различают методы прямого  и косвенного воздействия государственного регулирования.

Прямые методы: административно-юридические  методы, государственное предпринимательство, социальная политика.

Косвенные методы: финансовая политика (политика государственных  расходов, политика государственных  доходов, политика оптимизации государственного бюджета); кредитно-денежные рычаги (учетная ставка Центрального Банка, политика банковских резервов, эмиссия и реализация государственных ценных бумаг); индикативное планирование3.

 

Государственное регулирование  финансами включает следующие направления – так называемые косвенные методы макроэкономического регулирования финансовой системой:

  1. Выработка принципов и концепций программы экономической политики, мер и методов регулирования финансовой системы. Эта часть включает ежегодное послание президента РФ, подготовку правительством, правительствами субъектов федерации, а также местными администрациями программ проектов бюджетов разных уровней. Кроме того, правительство и ЦБ РФ совместно разрабатывают принципы денежно-кредитной и валютной политики на предстоящий период.
  2. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение финансовой политики и мер ее регулирования. Управление финансами регулируется конституцией РФ. В ведении РФ находятся: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия; ценовая политика; федеральные экономические службы (федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития и т. д.); установление правовых основ единого рынка. Гражданский кодекс РФ регулирует наряду с экономическими отношениями гражданско-правовые основы управления финансами и финансовыми отношениями: налоговый кодекс определяет основы налоговой политики, бюджетный процесс регулируется бюджетным кодексом (01.01.1999 г.).

Для устойчивого функционирования системы финансов и ее отдельных  звеньев большое значение имеет проведение жесткой и гибкой монетарной политики. Проведение в условиях открытой экономики регулирующего валютного курса имеет большое стабилизирующее значение4.

 

 

1.4 Сущность  государственного регулирования  косвенными методами на микро-уровне

 

Микроэкономические косвенные методы регулирования финансовой сферы:

  1. Формирование и поддержание конкурентной среды, ограничение монополизации рынка.
  2. Регулирование финансовой деятельности (регулирование цен, естественных монополий).
  3. Формирование контрактно-договорных отношений.
  4. Использование государством мер воздействие на товарный и финансовый рынки, поддержание уровня и соотношения цен.
  5. Регулирование внешнеэкономической деятельности государства, коммерческих фирм, банков и проведение эффективной таможенной политики.5

 

 

1.5 Микроэкономические  методы прямого административного  воздействия

 

Микроэкономические методы прямого административного воздействие  на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов:

  1. Регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности.
  2. Управление унитарными предприятиями государственной собственности.
  3. Финансовое датирование отдельных предприятий.
  4. Применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товара.
  5. Целенаправленная социально-финансовая защита малообеспеченных слоев и проведение мер социальной защиты.
  6. Установление льгот по налогам и другим платежам (предприятиям, которые входят в план структурной перестройки, малым предприятиям, предприятиям, которые занимаются особыми видами деятельности).
  7. Применение финансовых и других санкций к нарушителям финансовой дисциплины.6

 

Глава 2

Финансовые индикаторы в системе макроэкономического (микроэкономического) регулирования

 

Для управления финансовой системой необходимо систематическое наблюдение и анализ макроэкономических показателей социально-экономического развития страны и важнейших финансовых индикаторов. Они применяются в планировании и при составлении отчетов. Наблюдают за рядом показателей по регионам, областям и городам.

 

 

2.1 Характеристика основных макроэкономических показателей социально-экономического развития

 

Для управления финансовой системой необходим мониторинг (систематическое наблюдение и анализ) основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, регионов и, конечно, важнейших финансовых индикаторов (показателей), имеющих непосредственное значение в системе макроэкономического регулирования экономики и финансовой системы. На основе анализа и прогноза макроэкономических показателей и финансовых индикаторов должна быть получена достаточно полная и объективная характеристика финансового состояния экономики страны и ее регионов, выявлены реальные возможности финансовой стабилизации, создания условий для экономического роста и финансово-экономических предпосылок формирования и расширения налоговой базы.

Информация о работе Управление финансами