Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:30, курсовая работа
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.
Задача данной работы дать общее понятие об управлении финансами, охарактеризовать объекты и субъекты управления, рассмотреть сущность государственного регулирования.
Введение 3
1 Глава 4
Управление финансами: функциональный, правовой и организационный аспекты 4
1.1 Общее понятие об управлении финансами 4
1.2 Характеристика объектов и субъектов управления 5
1.3 Сущность государственного регулирования косвенными методами на макро- уровне 6
1.4 Сущность государственного регулирования косвенными методами на микро-уровне 7
1.5 Микроэкономические методы прямого административного воздействия 8
Глава 2 9
Финансовые индикаторы в системе макроэкономического (микроэкономического) регулирования 9
2.1 Характеристика основных макроэкономических показателей социально-экономического развития 9
2.2 Финансовые индикаторы в системе макроэкономического регулирования. 15
2.3 Методы анализа финансовых индикаторов 26
Глава 3 27
Сводный финансовый баланс его роль и значение в процессе управления финансами 27
Заключение 32
Список литературы 33
Ставка 18%
Размер ставки |
Объект налогообложения |
Примечание |
18% |
1. Реализация (передача для собственных нужд) товаров (работ, услуг), которые не облагаются по ставке 0% или 10% |
|
2. Выполнение строительно- |
||
3. Импорт товаров, реализация которых не облагается по ставке 10% |
||
1. Получение продавцом денежных средств: – в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 18%; |
||
– в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 18%; |
Например, проценты по коммерческому кредиту; доход, полученный поставщиком при реализации права требования по цене, превышающей величину задолженности за отгруженные товары (работы, услуги), и т. д. | |
– в виде процента (дисконта) по облигациям и векселям, полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги), облагаемые по ставке 18%; |
В налоговую базу включаются проценты в размере, превышающем ставку рефинансирования, действующую в период, за который начислены проценты | |
– в виде процента по товарному кредиту, по которому товары облагаются по ставке 18%; |
В налоговую базу включаются проценты в размере, превышающем ставку рефинансирования, действующую в период, за который начислены проценты | |
– в виде страховых выплат при неисполнении покупателем своих обязательств по оплате поставленных ему товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 18% |
НДС при получении страховых выплат рассчитывает продавец товаров (работ, услуг) | |
2. Последующая уступка (прекращение) денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС |
НДС облагается разница между суммой дохода, полученного новым кредитором от должника или при последующей уступке требования, и суммой расходов на приобретение требования | |
3. Передача денежного требования, приобретенного у третьих лиц |
НДС облагается разница между доходами, полученными от должника или при последующей уступке требования, и расходами на приобретение требования | |
4. Передача имущественных прав на жилые дома (помещения), доли в жилых домах (помещениях), гаражи или машино-места |
НДС облагается разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права (с учетом налога), и расходами на приобретение указанных прав | |
5. Реализация: – иностранными организациями, не зарегистрированными в качестве налогоплательщика, на территории России товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 18%; |
Исчисляет, удерживает у иностранной организации и уплачивает НДС в бюджет налоговый агент | |
– имущества, облагаемого по ставке 18%, учитываемого по стоимости с учетом «входного» НДС; |
НДС облагается разница между ценой реализуемого имущества (с учетом НДС и акцизов) и его покупной (остаточной) стоимостью | |
– сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (облагаемой по ставке НДС 18%), закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС) |
НДС облагается разница между ценой реализации (с учетом налога) и ценой приобретения указанной продукции | |
6. Предоставление органами государственной власти и местного самоуправления на территории России в аренду федерального, муниципального имущества и имущества субъектов РФ |
Исчисляют и уплачивают НДС в бюджет арендаторы указанного имущества (налоговые агенты) |
Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг - соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продаж отрицательный - имеет место убыточность.
Рентабельность активов
- соотношение сальдированного
Средства труда
Объекты, не имеющие физических свойств, но включаемые в активы предприятия и обычно требующие постепенной амортизации в течение срока их использования. Нематериальные активы - это затраты предприятий долгосрочного периода в хозяйственной деятельности, приносящие доход: права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты и привилегии, организационные расходы, торговые марки и товарные знаки. Нематериальные активы учитываются по первоначальной оценке, которая определяется для объектов, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный фонд предприятия — по договоренности сторон; приобретенных за плату у других предприятий и лиц — исходя из фактически произведенных затрат по приобретению и приведению в состояние готовности этих объектов; полученных от других предприятий и лиц - экспертным путем. Износ нематериальных активов относится на себестоимость продукции (работ, услуг) ежемесячно по нормам, рассчитанным предприятием исходя из их первоначальной стоимости и срока полезного использования (но не более срока деятельности предприятия). По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы износа устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности предприятия). За рубежом к нематериальным активам относят также фирменный стиль компании, который охватывает как бланки, конверты и визитные карточки, так и одежду персонала, дизайн офиса (внешний и внутренний), оформление транспортных средств компании, фирменных сувениров и т.п.
В целях управления финансами, распределением и использованием финансовых ресурсов, раскрытия доходов и расходов по укрупненным статьям Минфин совместно с Минэкономразвития и другими ведомствами разрабатывают сводный финансовый баланс. Он включает в себя доходы, расходы, итог.
Доходы включают в себя: прибыль, амортизационные отчисления, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество, на внешнюю торговлю и доходы от внешнеэкономической деятельности, налог с продаж, средства внебюджетных фондов, средства целевых бюджетных фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности и прочие доходы.
К расходам относятся: расходы предприятий за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов и амортизации; расходы на государственные инвестиции; расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы; расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые из государственного бюджета; государственные дотации; расходы на науку; расходы на содержание правоохранительных органов; расходы на оборону; расходы на содержание государственной власти (без капитальных вложений); расходы по внешнеэкономической деятельности; расходы на образование резервных фондов и прочие расходы.
Затем определяется превышение расходов над доходами бюджетов территорий, превышение расходов над доходами бюджета федерального. Дается объем ВВП. Основная часть финансовых ресурсов страны (60% доходов) формируется за счет прибыли предприятий, амортизационных отчислений и НДС.
Другая значительная статья баланса – средства внебюджетных фондов. Они составляют порядка 14-16% финансовых ресурсов страны, отраженных в сводном балансе.
Государственные налоги с населения составляют незначительную долю в общем объеме финансовых ресурсов (порядка 10%).
Удельный вес других статей, образующих финансовые ресурсы страны незначителен, хотя экономическая роль многих весьма существенна.
2.3 Методы анализа финансовых индикаторов
Для анализа финансовых индикаторов используют следующие методы:
а) анализ основных показателей
эффективности результатов
б) проведение комплексной оценки формирования и распределения финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и направлений их использования, включая поступления в доход городского бюджета;
в) анализ факторов формирования
прибыли хозяйствующих
г) проведение анализа изменения количества убыточных предприятий (сравнивается удельный вес убыточных предприятий в общем числе);
д) анализ суммы НДС и акцизов, их динамики и структурных факторов;
е) анализ состояния платежеспособности хозяйствующих субъектов, расчет коэффициентов ликвидности, изменения кредиторской и дебиторской задолженности.
Глава 3
Сводный финансовый баланс его роль и значение в процессе управления финансами
В бюджетном кодексе Российской Федерации (статья 175) регламентировано, что «баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета».
В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах прошлого века. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли В.А.Галанов, А.М.Ляндо, Н.С.Марголин, В.С.Павлов, Т.Я.Шахова.
Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом, выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, провести прогнозные финансовые расчеты, разработать направления финансовой политики.
Финансовый баланс государства разрабатывается в министерстве экономического развития и торговли РФ с участием министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей и представляется в Правительство РФ для рассмотрения и последующего направления в Федеральное собрание в комплекте документации по проекту федерального бюджета на очередной год.
В таблице 1.1 приведены основные показатели сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне.
Таблица 1.1
Показатели сводного финансового баланса
Доходы |
Расходы |
1 |
2 |
1. Прибыль |
1. Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства) |
2. Налог на добавленную стоимость и акцизы |
2. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы |
3. Подоходный налог с физических лиц |
3. Государственные дотации |
4. Налоги на имущество |
4. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации. |
5. Средства для образования фонда социального страхования, пенсионного фонда, фонда страховой медицины и фонда занятости |
5. Расходы на социально- |
6. Средства других бюджетных целевых фондов |
6. Расходы на науку за счет бюджета |
7. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы |
7. Расходы за счет средств других бюджетных целевых фондов |
8. Амортизационные отчисления |
8. Расходы на оборону |
9. Доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы о продажи государственного имущества. |
9. Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений) |
10. Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности |
10. Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений) |
11.Прочие доходы |
11. Расходы по внешнеэкономической деятельности |
12. Расходы на образование резервных фондов | |
13. Прочие расходы | |
Итого доходов: |
Итого расходов: |
Доходы и расходы всегда «привязаны» к определенному субъекту хозяйствования (экономической единице), относящейся по типу своего экономического поведения к тому или иному сектору экономики:
Таких секторов пять:
1. нефинансовые предприятия, охватывающие производителей товаров и рыночных услуг (кроме финансовых услуг);
2. кредитные организации, выполняющие финансовые операции и услуги на коммерческой основе, включая и услуги по страхованию (страховые организации);