Управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.
Задача данной работы дать общее понятие об управлении финансами, охарактеризовать объекты и субъекты управления, рассмотреть сущность государственного регулирования.

Содержание

Введение 3
1 Глава 4
Управление финансами: функциональный, правовой и организационный аспекты 4
1.1 Общее понятие об управлении финансами 4
1.2 Характеристика объектов и субъектов управления 5
1.3 Сущность государственного регулирования косвенными методами на макро- уровне 6
1.4 Сущность государственного регулирования косвенными методами на микро-уровне 7
1.5 Микроэкономические методы прямого административного воздействия 8
Глава 2 9
Финансовые индикаторы в системе макроэкономического (микроэкономического) регулирования 9
2.1 Характеристика основных макроэкономических показателей социально-экономического развития 9
2.2 Финансовые индикаторы в системе макроэкономического регулирования. 15
2.3 Методы анализа финансовых индикаторов 26
Глава 3 27
Сводный финансовый баланс его роль и значение в процессе управления финансами 27
Заключение 32
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

 

Ставка 18%

 

Размер ставки

Объект налогообложения

Примечание

18%

1. Реализация (передача  для собственных нужд) товаров  (работ, услуг), которые не облагаются по ставке 0% или 10%

 

2. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления

 

3. Импорт товаров, реализация которых не облагается по ставке 10%

 

1. Получение продавцом  денежных средств:   

– в счет предстоящих  поставок товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 18%;

 

– в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 18%;

Например, проценты по коммерческому кредиту; доход, полученный поставщиком при реализации права требования по цене, превышающей величину задолженности за отгруженные товары (работы, услуги), и т. д.

– в виде процента (дисконта) по облигациям и векселям, полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги), облагаемые по ставке 18%;

В налоговую базу включаются проценты в размере, превышающем ставку рефинансирования, действующую в период, за который начислены проценты

– в виде процента по товарному кредиту, по которому товары облагаются по ставке 18%;

В налоговую базу включаются проценты в размере, превышающем ставку рефинансирования, действующую в период, за который начислены проценты

– в виде страховых  выплат при неисполнении покупателем своих обязательств по оплате поставленных ему товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 18%

НДС при получении  страховых выплат рассчитывает продавец товаров (работ, услуг)

2. Последующая уступка  (прекращение) денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС

НДС облагается разница  между суммой дохода, полученного новым кредитором от должника или при последующей уступке требования, и суммой расходов на приобретение требования

3. Передача денежного требования, приобретенного у третьих лиц

НДС облагается разница  между доходами, полученными от должника или при последующей уступке требования, и расходами на приобретение требования

4. Передача имущественных прав на жилые дома (помещения), доли в жилых домах (помещениях), гаражи или машино-места

НДС облагается разница  между стоимостью, по которой передаются имущественные права (с учетом налога), и расходами на приобретение указанных прав

5. Реализация:   

– иностранными организациями, не зарегистрированными в качестве налогоплательщика, на территории России товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 18%;

Исчисляет, удерживает у  иностранной организации и уплачивает НДС в бюджет налоговый агент

– имущества, облагаемого  по ставке 18%, учитываемого по стоимости с учетом «входного» НДС;

НДС облагается разница  между ценой реализуемого имущества (с учетом НДС и акцизов) и его покупной (остаточной) стоимостью

– сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (облагаемой по ставке НДС 18%), закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС)

НДС облагается разница  между ценой реализации (с учетом налога) и ценой приобретения указанной продукции

6. Предоставление органами государственной власти и местного самоуправления на территории России в аренду федерального, муниципального имущества и имущества субъектов РФ

Исчисляют и уплачивают НДС в бюджет арендаторы указанного имущества (налоговые агенты)


 

  1. Рентабельность продукции, работ, услуг

Рентабельность проданных  товаров, продукции, работ, услуг - соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продаж отрицательный - имеет место убыточность.

 

  1. Рентабельность активов

Рентабельность активов - соотношение сальдированного финансового  результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный - имеет место убыточность.

 

  1.  Основные средства

Средства труда производственного  и непроизводственного назначения. Характерной особенностью основных средств является участие в процессе производства длительное время, в течение многих циклов, при сохранении основных свойств и первоначальной формы, при этом постепенное изнашивание и их стоимость переносятся на изготавливаемую продукцию. К основным средствам относят землю, производственные здания, сооружения, машины, оборудование, приборы, инструменты, то есть физический капитал. Объем основных средств исчисляется в денежном выражении в виде их стоимости. В силу этого основные средства характеризуют иногда как денежные средства, вложенные в основные средства производства. В бухгалтерском учете основные средства отражаются по первоначальной стоимости, которая может быть изменена только при переоценке на восстановительную. Износ основных средств оценивается отдельно.

 

  1.  Нематериальные активы

Объекты, не имеющие физических свойств, но включаемые в активы предприятия и обычно требующие постепенной амортизации в течение срока их использования. Нематериальные активы - это затраты предприятий долгосрочного периода в хозяйственной деятельности, приносящие доход: права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты и привилегии, организационные расходы, торговые марки и товарные знаки. Нематериальные активы учитываются по первоначальной оценке, которая определяется для объектов, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный фонд предприятия — по договоренности сторон; приобретенных за плату у других предприятий и лиц — исходя из фактически произведенных затрат по приобретению и приведению в состояние готовности этих объектов; полученных от других предприятий и лиц - экспертным путем. Износ нематериальных активов относится на себестоимость продукции (работ, услуг) ежемесячно по нормам, рассчитанным предприятием исходя из их первоначальной стоимости и срока полезного использования (но не более срока деятельности предприятия). По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы износа устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности предприятия). За рубежом к нематериальным активам относят также фирменный стиль компании, который охватывает как бланки, конверты и визитные карточки, так и одежду персонала, дизайн офиса (внешний и внутренний), оформление транспортных средств компании, фирменных сувениров и т.п.

 

  1.  Совокупный доход, полученный физическими лицами в денежной и натуральной форме

В целях управления финансами, распределением и использованием финансовых ресурсов, раскрытия доходов и расходов по укрупненным статьям Минфин совместно с Минэкономразвития и другими ведомствами разрабатывают сводный финансовый баланс. Он включает в себя доходы, расходы, итог.

Доходы включают в  себя: прибыль, амортизационные отчисления, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество, на внешнюю торговлю и доходы от внешнеэкономической деятельности, налог с продаж, средства внебюджетных фондов, средства целевых бюджетных фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности и прочие доходы.

К расходам относятся: расходы предприятий за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов и амортизации; расходы на государственные инвестиции; расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы; расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые из государственного бюджета; государственные дотации; расходы на науку; расходы на содержание правоохранительных органов; расходы на оборону; расходы на содержание государственной власти (без капитальных вложений); расходы по внешнеэкономической деятельности; расходы на образование резервных фондов и прочие расходы.

Затем определяется превышение расходов над доходами бюджетов территорий, превышение расходов над доходами бюджета федерального. Дается объем ВВП. Основная часть финансовых ресурсов страны (60% доходов) формируется за счет прибыли предприятий, амортизационных отчислений и НДС.

 

Другая значительная статья баланса – средства внебюджетных фондов. Они составляют порядка 14-16% финансовых ресурсов страны, отраженных в сводном балансе.

 

Государственные налоги с населения составляют незначительную долю в общем объеме финансовых ресурсов (порядка 10%).

 

Удельный вес других статей, образующих финансовые ресурсы  страны незначителен, хотя экономическая роль многих весьма существенна.

 

 

2.3 Методы анализа  финансовых индикаторов

 

Для анализа финансовых индикаторов используют следующие  методы:

  1. Элементарные сравнительные методы анализа. Производят сопоставление показателей за анализируемый период с предшествующим, определяют отклонения и структуры показателей.
  2. Специальные методы анализа финансовых результатов.

а) анализ основных показателей  эффективности результатов финансовой деятельности, включая показатели формирование доходной базы, динамику вычисления коэффициента эластичности, структуры;

б) проведение комплексной  оценки формирования и распределения  финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и направлений их использования, включая поступления в доход городского бюджета;

в) анализ факторов формирования прибыли хозяйствующих субъектов, влияние изменения цен на потребленные материальные и трудовые ресурсы, транспортные затраты;

г) проведение анализа  изменения количества убыточных  предприятий (сравнивается удельный вес убыточных предприятий в общем числе);

д) анализ суммы НДС  и акцизов, их динамики и структурных факторов;

е) анализ состояния платежеспособности хозяйствующих субъектов, расчет коэффициентов  ликвидности, изменения кредиторской и дебиторской задолженности.

 

 

Глава 3

Сводный финансовый баланс его роль и значение в процессе управления финансами

 

В бюджетном кодексе  Российской Федерации (статья 175) регламентировано, что «баланс  финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе  отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета».

В нашей стране сводные  финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах  прошлого века. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли В.А.Галанов, А.М.Ляндо, Н.С.Марголин, В.С.Павлов, Т.Я.Шахова.

Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать  материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев  финансово-кредитной системы, обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом, выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, провести прогнозные финансовые расчеты, разработать направления финансовой политики.

Финансовый баланс государства  разрабатывается в министерстве экономического развития и торговли РФ с участием министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей и представляется в Правительство РФ для рассмотрения  и последующего направления в Федеральное собрание в комплекте документации по проекту федерального бюджета на очередной год.

В таблице 1.1 приведены  основные показатели сводного финансового  баланса, составляемого на общегосударственном уровне.

 

Таблица 1.1

Показатели сводного финансового баланса

Доходы

Расходы

1

2

1. Прибыль

1. Затраты на государственные  инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства)

2. Налог на добавленную  стоимость и акцизы

2. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы

3. Подоходный налог  с физических лиц

3. Государственные дотации

4. Налоги на имущество

4. Расходы предприятий  за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации.

5. Средства для образования фонда социального страхования, пенсионного фонда, фонда страховой медицины и фонда занятости

5. Расходы на социально-культурные  мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений)

6. Средства других бюджетных целевых фондов

6. Расходы на науку  за счет бюджета

7. Отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы

7. Расходы за счет  средств  других бюджетных целевых фондов

8. Амортизационные отчисления

8. Расходы на оборону

9. Доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы о продажи государственного имущества.

9. Расходы на содержание  правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений)

10. Налоги на внешнюю  торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности

10. Расходы на содержание  органов государственной власти (без капитальных вложений)

11.Прочие доходы

11. Расходы по внешнеэкономической деятельности

 

12. Расходы на образование  резервных фондов

 

13. Прочие расходы

Итого доходов:

Итого расходов:


 

Доходы и расходы  всегда «привязаны» к определенному  субъекту хозяйствования (экономической единице), относящейся по типу своего экономического поведения к тому или иному сектору экономики:

Таких секторов пять:

 

1. нефинансовые предприятия, охватывающие производителей товаров и рыночных услуг (кроме финансовых услуг);

2. кредитные организации, выполняющие финансовые операции и услуги на коммерческой основе, включая и услуги по страхованию (страховые организации);

Информация о работе Управление финансами