Управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:31, реферат

Описание

В настоящей работе будут раскрыты следующие вопросы: содержание и задачи финансовой политики государства на современном этапе; содержание и организация управления финансами; совершенствование системы управления финансами на современном этапе.
В заключении работы будут сделаны необходимые выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Содержание и задачи финансовой политики государства
на современном этапе…………………………………………………….4
2.Содержание и организация управления финансами………………….8
3.Совершенствование системы управления финансами
на современном этапе…………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………..25
Список используемых источников………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

контрольная финансы.docx

— 45.62 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1.Содержание  и задачи финансовой политики  государства 

на современном  этапе…………………………………………………….4

2.Содержание  и организация управления финансами………………….8

3.Совершенствование  системы управления финансами 

на современном  этапе…………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………..25

Список используемых источников………………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики, составной частью которой  является финансовая политика.

     Финансовая  политика как часть экономической  политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию  финансовых ресурсов государства в  соответствии со стратегическими и  тактическими целями государственной  экономической политики. Вне зависимости  от уровня развития страны главными стратегическими  целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

     Финансовая  политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств  и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности  проведения финансовой политики зависят  темпы спада или роста промышленного  производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной  темы.

     В настоящей работе будут раскрыты следующие вопросы: содержание и  задачи финансовой политики государства  на современном этапе; содержание и  организация управления финансами; совершенствование системы управления финансами  на современном этапе.

    В заключении работы будут сделаны  необходимые выводы. 

1. Содержание и задачи финансовой политики государства

на  современном этапе

     Совокупность  государственных мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих  функций представляет собой финансовую политику. Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий [2;с.67]:

     -разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

     -создание адекватного финансового механизма;

     -управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

     Основу  финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу  использования финансов и предусматривает  решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики  и социальной сферы страны.

     В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

     Оценка  результатов финансовой политики государства  основывается на ее соответствии интересам  общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

     Несмотря  на все особенности формирования финансовой политики, можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее.

     Любая финансовая политика в первую очередь  предполагает решение фискальных задач  государства, которые связаны с  балансированием доходов и расходов государства. Оптимальной в этом случае является ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов и увеличения доходов. И то и другое направление является сложным с точки зрения его практического осуществления.

     Особенно  труден поиск дополнительных доходов, потому что это приводит к росту  налогового бремени плательщиков и  противоречиво влияет на всю совокупность получаемых государством доходов.

     Балансирование  доходов и расходов государства  возможно также при помощи сокращения расходов, но этот процесс достаточно сложен, потому что может затрагивать  интересы предпринимателей и больших  социальных групп населения, что  приводит к определенным социальным издержкам. Кроме того, уменьшение расходов очень часто не дает быстрого фискального  эффекта, так как первоначально  стимулирует увеличение смежных  затрат.

     Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает проведение регулирования  экономических процессов. Государство  располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов (налоги, государственный кредит, бюджетные  ассигнования, различные нормы и  нормативы) и при помощи которых  регулируются финансовые отношения [2;с.70].

     К регулируемым экономическим процессам  относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного  курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий. Регулирование  может осуществляться государством стихийно или сознательно. Если государство  не ставит перед собой специальных  целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в таком случае регулирование  осуществляется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов.

     В настоящее время регулирование  является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно  используется для достижения целей  экономического развития. Существует два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующий механизм направлен  на увеличение финансовых ресурсов экономических  субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения  экономического роста и занятости  населения. Рестрикционный механизм, наоборот, связан с сокращением денежных средств  в экономике, которое достигается  за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, в целях сдерживания деловой  активности и стабилизации денежного  обращения [4;с.115].

     Фискальные  и регулирующие цели финансовой политики, как правило, находятся в определенном противоречии: фискальные требуют ежегодного балансирования доходов и расходов государства, а регулирующие очень  часто приводят к бюджетным дефицитам  в условиях стимулирования экономического роста и занятости. Однако такая  ситуация временна, потому что после  достижения позитивного результата обеспечивается сбалансирование бюджета  и в ряде случаев формирование и накопление бюджетных профицитов. В целом осуществляется циклическое  балансирование доходов и расходов государства, то есть покрытие дефицитов  за счет накопленных в другие годы профицитов.

     Важной  составной частью финансовой политики является установление финансового  механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства  в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Это формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

     Финансовый  механизм подразделяется на директивный  и регулирующий. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается  для финансовых отношений, в которых  непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы  бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

     В этом случае государством детально разрабатывается  вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его  участников. В ряде случаев директивный  финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно  не участвует.

     Регулирующий  финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо  интересы государства. Такая разновидность  финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных  финансовых отношений на частных  предприятиях [4;с.189]. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, порядок их образования и направления использования. 
 
 

2. Содержание и организация управления финансами

     Перераспределение финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и  внутри них имеет определенную цель, и поэтому не может происходить  стихийно. Он предполагает организацию  определенной системы управления. Управление – это целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или  целенаправленное влияние субъекта управления на объект управления.

     Управление  финансами - (англ. financial management) - сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих  субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания  сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач [5;с.152].

     Управление  финансами является составной частью управления социально-экономическими процессами в обществе через регулирование  финансовых отношений. Составляющей управлением  финансами является управление бюджетами, внебюджетными фондами, страхованием, финансово-кредитными учреждениями.

     Объектами управления финансами являются различные  виды финансовых отношений, в том  числе специфические, которые предопределяются социальным строем государства, политической ситуацией в стране, раскладом  политических сил и другими факторами, оказывающими влияние на распределительные  процессы. В соответствии со структурой финансовой системы РФ по видам объектов управления подразделяют: управление государственными финансами страны и финансами субъектов Федерации, финансами муниципальных образований, финансами хозяйствующих субъектов, юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений, обществ, фондов). Непосредственным объектом управления является денежный оборот и финансовые ресурсы в данной сфере финансовых отношений.

     Субъектами  управления в государственных, муниципальных  финансах, в финансах хозяйствующих  субъектов являются специальные  службы, называемые финансовым аппаратом. Субъектами управления финансами домохозяйств являются сами домохозяйства. Субъекты управления – это законодательные  органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и  контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном, местном  уровнях, а также финансовый аппарат  в коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях, учреждениях. К исполнительным органам управления финансами относятся Министерство финансов и его территориальные  органы, налоговые органы в центре и на местах, органы налоговой полиции, таможенные службы.

Информация о работе Управление финансами