Управление
финансами хозяйствующих субъектов
и домохозяйств регулируется налоговой
системой, регламентацией кредитных
отношений, регулированием финансового
рынка, системой государственной поддержки,
системой пенсионного обеспечения,
регулированием доходов работающего
населения и т.д., т.е. носят опосредованный
характер. Также к опосредованным
методам управления финансами можно
отнести [5;с.194]:
- формирование
и поддержание конкурентной среды в экономике,
воспрепятствование образованию монополий;
- проведение
эффективной экономической политики;
- содействие
развитию рынка капитала, рынка страховых
услуг;
- защита контрактных
отношений между субъектами рынка;
- государственное
регулирование цен естественных монополий.
На
финансовую деятельность хозяйствующих
субъектов государство также
воздействует посредством прямых методов:
- лицензирование
предпринимательской деятельности, установление
квот на производство некоторых товаров,
установление предельных цен на некоторые
товары;
- финансовое
дотирование и субсидирование производства
и реализации некоторых товаров и услуг;
- применение
государственной монополии и акцизного
налогообложения на отдельные виды товаров;
- система социальных
гарантий и финансовой защиты в отношении
малообеспеченных слоев населения;
- установление
льгот по налогам для некоторых налогоплательщиков;
- применение
финансовых санкций к нарушителям финансовой
дисциплины [6;с.159].
Непосредственное
государственное управление финансами
осуществляется только в отношении
государственных финансов (например,
утверждение государственного бюджета,
отчет о его исполнении, утверждение
предельного размера государственного
долга, введение или отмена отдельных
видов налогов, и т.д.). Управление
государственными финансами регулируется
законодательством через высшие
законодательные органы.
Задача
управления состоит в достижении
объектом наиболее целесообразного, с
точки зрения субъекта, состояния. Задачи
управления государственными финансами
– обеспечение относительного баланса
экономических интересов государства,
юридических и физических лиц; обеспечение
бездефицитного государственного бюджета;
обеспечение устойчивости национальной
валюты как основополагающего элемента
в финансовых отношениях. Задачи управления
финансами предприятия - максимизация
рентабельности; достижение конкурентоспособного
уровня прибыли; рост доходов собственника,
менеджеров, персонала фирмы; усиление
мотивации их труда; оптимизация
затрат; повышение уровня управления
капиталом, оптимизация потоков денежных
средств; упрочение завоеванных позиций
в конкурентной борьбе; финансовое обеспечение
конкурентного преимущества на рынках,
обеспечение "прорывов" в необходимых
направлениях деятельности и др.
Функции
управления финансами включают: финансовый
анализ, финансовое прогнозирование, планирование
финансовых ресурсов и финансовой деятельности,
оперативное регулирование финансов,
контроль их состояния, учет финансовых
ресурсов.
Финансовый
анализ призван формировать информацию,
необходимую для принятия управленческих
решений в области финансов, исходя
из сложившейся ситуации, проявившихся
тенденций и выявленных проблем.
Он опирается на бухгалтерскую, статистическую,
оперативную документацию, отчетность.
В ходе финансового анализа широко
используются методы аудита.
Прогноз
– это вероятностное представление
о будущих событиях, основывающееся
на наблюдениях, теоретических обобщениях,
допущениях и ограничениях. Финансовое
прогнозирование выявляет ожидаемую
в перспективе картину состояния
финансовых ресурсов и потребностей
финансовых процессов в них, возможные
варианты осуществления финансовой
деятельности, и является предпосылкой
финансового планирования. Выделяют
долгосрочное (более 10 лет) и краткосрочное
(5 – 10 лет) финансовое прогнозирование.
Главной целью финансового прогнозирования
является определение реально возможного
объема финансовых ресурсов и их потребности
в прогнозируемом периоде. Финансовые
прогнозы являются необходимым элементом
и одновременно этапом в выработке
финансовой политики. Они позволяют
разрабатывать различные сценарии
решения социально-экономических
задач, стоящих перед всеми субъектами
финансовой системы [4;с.132].
Планирование
характеризуется регламентированностью,
упорядоченностью процесса, оно связано
с обработкой информации, направлено
на достижение определенных целей носит
временной характер. Это процесс разработки
и принятия целевых установок количественного
и качественного характера и определение
путей наиболее эффективного их достижения.
Высшая цель планирования состоит в своевременном
выявлении средств и альтернатив, которые
снижали бы риск принятия ошибочных решений.
В ходе планирования финансовых ресурсов
и финансовой деятельности устанавливают
параметры финансовой системы, величину
и источники получения финансовых ресурсов
и каналы их расходования, степень соответствия
поступлений и затрат, уровень дефицитности
ресурсов. Основой финансового планирования
служат составление и принятие бюджетов
и финансовых балансов, а также разработка
и утверждение финансовых разделов целевых
программ, бизнес-проектов, бизнес-планов.
Оперативное регулирование финансов осуществляется
с целью реагирования на складывающуюся
ситуацию, принятия текущих решений, корректировки
бюджетов, балансов, финансовых планов,
осуществляемой в связи с возникшими обстоятельствами,
а также с целью перераспределения, изменения
целевой направленности финансовых ресурсов
в свете новых задач. Главным объектом
финансового планирования выступают финансовые
ресурсы, перераспределяемые между отдельными
субъектами финансовой системы.
Движение
финансовых ресурсов закрепляется в
соответствующих планах, которые
образуют единую систему финансового
планирования. Центральное место
в системе финансового планирования
принадлежит бюджетам. В них количественно
отражается образование и расходование
фондов денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения
задач и функций государственного
и муниципального управления. Бюджеты
разрабатываются на основе нормативов
финансовых затрат, а также в соответствии
с другими нормами, установленными
законодательством Российской Федерации,
субъектов Федерации, правовыми
актами органов местного самоуправления.
Наряду с бюджетами могут формироваться
внебюджетные фонды.
Контроль
состояния финансов и финансовой
деятельности на всех уровнях финансовой
системы призван выступать звеном
обратной связи в цепи управления,
предоставлять органам управления
финансами информацию о соблюдении
законов, правил, норм расходования, использования
финансовых ресурсов, денежных средств,
исполнении бюджетов, балансов. Финансовый
контроль представляет собой совокупность
мероприятий по организации соблюдения
финансового законодательства и
финансовой дисциплины всех субъектов
хозяйствования и управления, а также
оценку эффективности финансовых операций
и целесообразности произведенных
расходов. Объектом финансового контроля
выступают распределительные процессы
при формировании и использовании
финансовых ресурсов. Предметом финансового
контроля выступают различные финансовые
показатели: доходы и расходы бюджетов
различных уровней, размеры налоговых
платежей, доходы хозяйствующих субъектов,
их издержки обращения, себестоимость
и прибыль, а также доходы и
расходы домохозяйств и т.д. Сферой
финансового контроля являются операции
не только денежного оборота, но и
бартерные сделки, и различные
формы взаимозачетов. Существуют различные
формы контроля:
- по регламенту
осуществления: обязательный, инициативный,
внешний, внутренний;
- по времени
проведения: предварительный, текущий,
последующий;
- по субъектам
контроля: государственный (в том числе
президентский, органов законодательной
и представительной власти), органов местного
самоуправления, финансово-кредитных
органов, ведомственный, внутрихозяйственный,
независимый (аудиторский);
- по объектам
контроля: бюджетный, внебюджетных фондов,
налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный,
таможенный, валютный.
Обязательный
контроль осуществляется государственными
органами финансового контроля в
соответствии с действующим законодательством
в установленные сроки. Инициативный
контроль определяется соответствующими
органами хозяйствующих субъектов
и выступает в качестве неотъемлемой
составляющей управления его финансами.
Предварительный контроль осуществляется
на стадии рассмотрения и принятия
бюджетов, финансовых планов, смет доходов
и расходов. В ходе предварительного
контроля проверяется обоснованность
показателей различных финансовых
планов, что позволяет выявить
дополнительные резервы и источники
возможных доходов и предотвратить
нерациональное использование финансовых
ресурсов. Текущий контроль осуществляется
в ходе исполнения бюджетов всех уровней,
финансовых планов, отдельных программ.
Последующий контроль осуществляется
в ходе рассмотрения и утверждения
отчетов об исполнении бюджетов, подведения
итогов финансово-хозяйственной деятельности
хозяйствующих субъектов в конце
отчетного периода. Он предназначен
для оценки результатов исполнения
бюджетов, выполнения финансовых планов
и выработки тактики и стратегии
на последующий финансовый год [3;с.145].
Государственный
контроль проводится органами государственной
власти. Его цель – соблюдение интересов
государства и общества в целом
при реализации финансовой политики
государства. Контроль органов местного
самоуправления направлен на контроль
исполнения местных бюджетов. Контроль
финансов кредитных органов состоит
в проверке правильности и достоверности
данных финансовой отчетности предприятий
и организаций. Ведомственный контроль
направлен на контроль подотчетных
ведомству предприятий. Независимый
(аудиторский) контроль проводится аудиторскими
фирмами в соответствии с действующим
законодательством.
Учет
финансовых ресурсов выявляет их состояние,
наличие на текущий момент, сохранность,
динамику изменения, резервы.
В
управлении финансами сочетаются административно-распорядительные
и экономические методы. Распорядительные
методы основаны на жестком выполнении
принятых органами управления решений
о формировании, распределении, использовании
финансовых ресурсов, соблюдении заданных
нормативов распределения и расходования
денежных средств. Экономические методы
основаны на материальной заинтересованности
агентов финансовых отношений, участников
финансовой деятельности в лучшем,
эффективном использовании финансовых
ресурсов.
В
условиях централизовано управляемой
экономики главное место в
управлении финансами принадлежит
административно-распорядительным методам,
тогда как рыночной экономике
присуща высокая степень децентрализации
управления финансовыми ресурсами.
Однако значительная централизация
управления финансами наблюдаются
и в странах с рыночной системой
ведения хозяйства, что является
неизбежным следствием большой доли
финансовых ресурсов, аккумулируемых
и распределяемых через государственный
(федеральный) бюджет, бюджеты субъектов
федерации и муниципальных территориальных
образований (местные бюджеты).
Управление
финансами тесно связано с
управлением кредитом, с функционированием
банковской системы, так как кредиты
служат важнейшим источником финансовых
ресурсов. Применение экономико-математических
методов и моделей, использование
компьютерной техники и новейших
средств передачи и обработки
информации позволяет автоматизировать
отдельные процессы управления финансами.
Развитие мирохозяйственной системы
приводит к образованию мировой
финансовой системы, вследствие чего выделяется,
формируется управление международными
финансами, осуществляемое рядом комитетов
Организации Объединенных Наций, Международным
валютным фондом и другими мировыми
финансовыми институтами.
3.
Совершенствование
системы управления
финансами
на
современном этапе
Финансовая
политика состоит из следующих главных
компонентов:
-налоговой
политики;
-бюджетной
политики;
-денежно-кредитной
политики;
-ценовой
политики;
-таможенной
политики;
-социальной
политики;
-инвестиционной
политики.
Налоговая
политика направлена на формирование
налоговой системы, определяет выбор
состава налогов, размера налоговых
ставок, льгот и санкций по каждому
виду налога. Ее цель - обеспечение бюджетов
разных уровней финансовыми ресурсами.
Рассмотрев
основные направления налоговой политики
на период 2010-2011 годов можно выделить следующие
стратегические цели: сохранение неизменного
уровня номинального налогового бремени
в среднесрочной перспективе при условиях
поддержания сбалансированности бюджетной
системы; унификация налоговых ставок,
повышение эффективности и нейтральности
налоговой системы [7].