Управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:31, реферат

Описание

В настоящей работе будут раскрыты следующие вопросы: содержание и задачи финансовой политики государства на современном этапе; содержание и организация управления финансами; совершенствование системы управления финансами на современном этапе.
В заключении работы будут сделаны необходимые выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Содержание и задачи финансовой политики государства
на современном этапе…………………………………………………….4
2.Содержание и организация управления финансами………………….8
3.Совершенствование системы управления финансами
на современном этапе…………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………..25
Список используемых источников………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

контрольная финансы.docx

— 45.62 Кб (Скачать документ)

     Управление  финансами хозяйствующих субъектов  и домохозяйств регулируется налоговой  системой, регламентацией кредитных  отношений, регулированием финансового  рынка, системой государственной поддержки, системой пенсионного обеспечения, регулированием доходов работающего  населения и т.д., т.е. носят опосредованный характер. Также к опосредованным методам управления финансами можно  отнести [5;с.194]:

  • формирование и поддержание конкурентной среды в экономике, воспрепятствование образованию монополий;
  • проведение эффективной экономической политики;
  • содействие развитию рынка капитала, рынка страховых услуг;
  • защита контрактных отношений между субъектами рынка;
  • государственное регулирование цен естественных монополий.

     На  финансовую деятельность хозяйствующих  субъектов государство также  воздействует посредством прямых методов:

  • лицензирование предпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторых товаров, установление предельных цен на некоторые товары;
  • финансовое дотирование и субсидирование производства и реализации некоторых товаров и услуг;
  • применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;
  • система социальных гарантий и финансовой защиты в отношении малообеспеченных слоев населения;
  • установление льгот по налогам для некоторых налогоплательщиков;
  • применение финансовых санкций к нарушителям финансовой дисциплины [6;с.159].

     Непосредственное  государственное управление финансами  осуществляется только в отношении  государственных финансов (например, утверждение государственного бюджета, отчет о его исполнении, утверждение  предельного размера государственного долга, введение или отмена отдельных  видов налогов, и т.д.). Управление государственными финансами регулируется законодательством через высшие законодательные органы.

     Задача  управления состоит в достижении объектом наиболее целесообразного, с  точки зрения субъекта, состояния. Задачи управления государственными финансами  – обеспечение относительного баланса  экономических интересов государства, юридических и физических лиц; обеспечение  бездефицитного государственного бюджета; обеспечение устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях. Задачи управления финансами предприятия - максимизация рентабельности; достижение конкурентоспособного уровня прибыли; рост доходов собственника, менеджеров, персонала фирмы; усиление мотивации их труда; оптимизация  затрат; повышение уровня управления капиталом, оптимизация потоков денежных средств; упрочение завоеванных позиций в конкурентной борьбе; финансовое обеспечение конкурентного преимущества на рынках, обеспечение "прорывов" в необходимых направлениях деятельности и др.

     Функции управления финансами включают: финансовый анализ, финансовое прогнозирование, планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности, оперативное регулирование финансов, контроль их состояния, учет финансовых ресурсов.

     Финансовый  анализ призван формировать информацию, необходимую для принятия управленческих решений в области финансов, исходя из сложившейся ситуации, проявившихся тенденций и выявленных проблем. Он опирается на бухгалтерскую, статистическую, оперативную документацию, отчетность. В ходе финансового анализа широко используются методы аудита.

     Прогноз – это вероятностное представление  о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую  в перспективе картину состояния  финансовых ресурсов и потребностей финансовых процессов в них, возможные  варианты осуществления финансовой деятельности, и является предпосылкой финансового планирования. Выделяют долгосрочное (более 10 лет) и краткосрочное (5 – 10 лет) финансовое прогнозирование. Главной целью финансового прогнозирования  является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности  в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом  и одновременно этапом в выработке  финансовой политики. Они позволяют  разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических  задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы [4;с.132].

     Планирование  характеризуется регламентированностью, упорядоченностью процесса, оно связано  с обработкой информации, направлено на достижение определенных целей носит временной характер. Это процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений. В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливают параметры финансовой системы, величину и источники получения финансовых ресурсов и каналы их расходования, степень соответствия поступлений и затрат, уровень дефицитности ресурсов. Основой финансового планирования служат составление и принятие бюджетов и финансовых балансов, а также разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-проектов, бизнес-планов. Оперативное регулирование финансов осуществляется с целью реагирования на складывающуюся ситуацию, принятия текущих решений, корректировки бюджетов, балансов, финансовых планов, осуществляемой в связи с возникшими обстоятельствами, а также с целью перераспределения, изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач. Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы.

     Движение  финансовых ресурсов закрепляется в  соответствующих планах, которые  образуют единую систему финансового  планирования. Центральное место  в системе финансового планирования принадлежит бюджетам. В них количественно  отражается образование и расходование фондов денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государственного и муниципального управления. Бюджеты  разрабатываются на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами, установленными законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации, правовыми  актами органов местного самоуправления. Наряду с бюджетами могут формироваться внебюджетные фонды.

     Контроль  состояния финансов и финансовой деятельности на всех уровнях финансовой системы призван выступать звеном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам управления финансами информацию о соблюдении законов, правил, норм расходования, использования  финансовых ресурсов, денежных средств, исполнении бюджетов, балансов. Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и  финансовой дисциплины всех субъектов  хозяйствования и управления, а также  оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных  расходов. Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов. Предметом финансового  контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов различных уровней, размеры налоговых  платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость  и прибыль, а также доходы и  расходы домохозяйств и т.д. Сферой финансового контроля являются операции не только денежного оборота, но и  бартерные сделки, и различные  формы взаимозачетов. Существуют различные  формы контроля:

  • по регламенту осуществления: обязательный, инициативный, внешний, внутренний;
  • по времени проведения: предварительный, текущий, последующий;
  • по субъектам контроля: государственный (в том числе президентский, органов законодательной и представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский);
  • по объектам контроля: бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный.

     Обязательный  контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в  соответствии с действующим законодательством  в установленные сроки. Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов  и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами. Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов, финансовых планов, смет доходов  и расходов. В ходе предварительного контроля проверяется обоснованность показателей различных финансовых планов, что позволяет выявить  дополнительные резервы и источники  возможных доходов и предотвратить  нерациональное использование финансовых ресурсов. Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения  отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в конце  отчетного периода. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии  на последующий финансовый год [3;с.145].

     Государственный контроль проводится органами государственной  власти. Его цель – соблюдение интересов  государства и общества в целом  при реализации финансовой политики государства. Контроль органов местного самоуправления направлен на контроль исполнения местных бюджетов. Контроль финансов кредитных органов состоит  в проверке правильности и достоверности  данных финансовой отчетности предприятий  и организаций. Ведомственный контроль направлен на контроль подотчетных  ведомству предприятий. Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами в соответствии с действующим законодательством.

     Учет  финансовых ресурсов выявляет их состояние, наличие на текущий момент, сохранность, динамику изменения, резервы.

     В управлении финансами сочетаются административно-распорядительные и экономические методы. Распорядительные методы основаны на жестком выполнении принятых органами управления решений  о формировании, распределении, использовании  финансовых ресурсов, соблюдении заданных нормативов распределения и расходования денежных средств. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности агентов финансовых отношений, участников финансовой деятельности в лучшем, эффективном использовании финансовых ресурсов.

     В условиях централизовано управляемой  экономики главное место в  управлении финансами принадлежит  административно-распорядительным методам, тогда как рыночной экономике  присуща высокая степень децентрализации  управления финансовыми ресурсами. Однако значительная централизация  управления финансами наблюдаются  и в странах с рыночной системой ведения хозяйства, что является неизбежным следствием большой доли финансовых ресурсов, аккумулируемых и распределяемых через государственный (федеральный) бюджет, бюджеты субъектов  федерации и муниципальных территориальных  образований (местные бюджеты).

     Управление  финансами тесно связано с  управлением кредитом, с функционированием  банковской системы, так как кредиты  служат важнейшим источником финансовых ресурсов. Применение экономико-математических методов и моделей, использование  компьютерной техники и новейших средств передачи и обработки  информации позволяет автоматизировать отдельные процессы управления финансами. Развитие мирохозяйственной системы  приводит к образованию мировой  финансовой системы, вследствие чего выделяется, формируется управление международными финансами, осуществляемое рядом комитетов  Организации Объединенных Наций, Международным  валютным фондом и другими мировыми финансовыми институтами. 
 

3. Совершенствование системы управления финансами

     на  современном этапе

     Финансовая  политика состоит из следующих главных  компонентов:

     -налоговой политики;

     -бюджетной политики;

     -денежно-кредитной политики;

     -ценовой политики;

     -таможенной политики;

     -социальной политики;

     -инвестиционной политики.

     Налоговая политика направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор  состава налогов, размера налоговых  ставок, льгот и санкций по каждому  виду налога. Ее цель - обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами.

     Рассмотрев  основные направления налоговой политики на период 2010-2011 годов можно выделить следующие стратегические цели: сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условиях поддержания сбалансированности бюджетной системы; унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы [7].

Информация о работе Управление финансами