Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:30, курсовая работа
В работе будет определена ситуация с долговыми обязательствами России, будут приведены мнения специалистов и их видение выхода из создавшегося положения. При написании работы были использованы материалы, подготовленные специалистами и экспертами в области экономики и государственного долга в частности. В работе будут освещены история государственного долга России, современные долговые обязательства, взятые нашей страной, методы управления государственным долгом, и все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом.
1.Сущность государственного долга. Основные понятия.
2. управление государственным долгом
2.1 Внешний государственный долг
2.2Внутренний государственный долг
2.3Мировая практика управления государственным долгом
3. Основные проблемы управления государственным долгом в РФ
Содержание
1.Сущность
государственного долга.
2. управление государственным долгом
2.1 Внешний государственный долг
2.2Внутренний государственный долг
2.3Мировая практика
управления государственным
3.
Основные проблемы управления государственным долгом
в РФ
ВВЕДЕНИЕ
Большое
внимание в последние годы уделяется
дефициту бюджета и государственному
долгу. Бюджетный дефицит - это та
сумма, на которую в данный год
расходы правительства
В
работе будет определена
1 Сущность
государственного долга.
Определение и сущность государственного долга Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
Согласно
действующему законодательству, следует
выделять государственный и
Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.
Государственный
долг - это общая сумма всех выпущенных,
но еще не погашенных займов государственных
и не выплаченных по ним процентов.
Государственный долг образуется вследствие
возникновения дефицитов
Формы государственного долга - в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашения
и договоры, в т.ч. международные,
заключенные от имени Российской
Федерации, о пролонгации и
Размещение государственных ценных бумаг может быть: Добровольным - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации;
Вынужденным
квазирыночным - рыночное оформление фактического
государственного долга. Так появились
на свет облигации внутреннего валютного
займа (ОВВЗ), казначейские обязательства
(КО), векселя Минфина, переоформившие
на Минфин задолженность предприятий
по банковским кредитам, предоставленным
под государственные программы. Сюда же
может быть отнесен портфель государственных
бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки
собственно рынка.
Важнейшим критерием для принятия решения
об использовании того или иного средства
платежа должно выступать соотношение
их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой
перспективе. Рациональная стратегия
заключается в том, чтобы в качестве средств
платежа использовать в первую очередь
активы, более дорогие в данный момент,
но дешевеющие в перспективе. Использование
активов, дешевых в настоящее время и дорожающих
в перспективе, целесообразно откладывать
до более позднего времени.
С этой точки зрения цены большинства предлагаемых "неклассических" средств платежа по сравнению с наличными деньгами, получаемыми властями в качестве традиционных бюджетных доходов являются, во-первых, весьма низкими и, во-вторых, растущими в перспективе
Таким
образом, использование для целей
обслуживания и погашения долга
более дешевых средств платежа при
дальнейшем их неизбежном удорожании,
к тому же при наличии более дорогих альтернатив,
является неоптимальным и ведет к существенным
экономическим потерям.
2. управление
государственным долгом
Государственный
долг оказывает существенное влияние
на социально-экономическую и
Управление государственным долгом на стратегическом уровне предполагает:
Управление государственным долгом на тактическом, уровне (текущее управление) предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения государственных долговых ценных бумаг.
Традиционно распределение полномочий по управлению государственным долгом между органами государственной власти и государственного управления осуществляется следующим образом. Парламент законодательно закрепляет правила осуществления операций с государственными долговыми обязательствами. При этом на высший орган исполнительной власти (правительство) юридически возлагаются все полномочия по управлению государственным долгом. Однако, как правило, та их часть, которая связана с решением тактических задач, затем делегируется финансовому органу. В результате на практике основной функцией правительства является утверждение стратегических направлений долговой политики.
Управление государственным долгом является целенаправленной деятельностью. В самом обобщенном виде ее целью является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Однако каждое государство конкретизирует данную цель исходя из приоритетов национальной финансовой политики. В мировой практике можно выделить два основных типа целевых установок управления государственным долгом. Первый из них связан с минимизацией стоимости обслуживания государственных долговых обязательств. Второй — со снижением долговых рисков. Кроме них в качестве сопутствующих целей управления государственным долгом называются также развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг (Бразилия, Дания), защита ликвидности (Ирландия, Польша), максимизация долгосрочной экономической прибыли по государственным активам и долгосрочным обязательствам (Новая Зеландия) и некоторые другие. Как правило, цели управления государственным долгом прописываются в основных направлениях долговой политики, утверждаемых правительством.
Управление государственным долгом осуществляется на основе определенных принципов, к которым традиционно относятся: