Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание

В работе будет определена ситуация с долговыми обязательствами России, будут приведены мнения специалистов и их видение выхода из создавшегося положения. При написании работы были использованы материалы, подготовленные специалистами и экспертами в области экономики и государственного долга в частности. В работе будут освещены история государственного долга России, современные долговые обязательства, взятые нашей страной, методы управления государственным долгом, и все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом.

Содержание

1.Сущность государственного долга. Основные понятия.
2. управление государственным долгом
2.1 Внешний государственный долг
2.2Внутренний государственный долг
2.3Мировая практика управления государственным долгом
3. Основные проблемы управления государственным долгом в РФ

Работа состоит из  1 файл

КуРсОвАя.docx

— 52.70 Кб (Скачать документ)

Содержание

1.Сущность  государственного долга. Основные  понятия.

2.  управление  государственным долгом

2.1 Внешний государственный долг

2.2Внутренний государственный долг

2.3Мировая практика  управления государственным долгом

3. Основные проблемы управления государственным долгом в РФ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Большое внимание в последние годы уделяется  дефициту бюджета и государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год  расходы правительства превосходят  его доходы; национальный или государственный  долг - это общая сумма накопленных  положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место  в стране. В общеупотребительном  смысле термин "государственный  долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.

 В  работе будет определена ситуация  с долговыми обязательствами  России, будут приведены мнения  специалистов и их видение  выхода из создавшегося положения.  При написании работы были  использованы материалы, подготовленные  специалистами и экспертами в  области экономики и государственного  долга в частности. В работе  будут освещены история государственного  долга России, современные долговые  обязательства, взятые нашей страной,  методы управления государственным  долгом, и все понятия, тесно  переплетающиеся с этим вопросом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Сущность  государственного долга. Основные  понятия. 

Определение и сущность государственного долга  Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно  действующему законодательству, следует  выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

Хроническая дефицитность государственного и местных  бюджетов и высокий государственный  долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Согласно  Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

Государственный долг - это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных  и не выплаченных по ним процентов. Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета  государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его  доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия  денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам - это и есть приблизительное определение внутреннего долга. Внутренний долг по одной из классификаций - это способ пополнения государственной казны за счет заема средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг. Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета. Внешний долг - это задолженность государства гражданам или организациям или правительствам других стран в национальной и иностранной валюте.. Внешний долг может образовываться когда государство берет кредит у другого государства, либо прибегает к услугам международных кредитных организаций. Самой влиятельной из них является Международный валютный фонд (International Monetary Fund). Вердикт именно этой организации может стать своего рода зеленым светом для государства, желающего стать кредитором какой-нибудь страны, или красным - когда государство, желающее получить кредит, не является кредитоспособным по мнению специалистов из МВФ. Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование. Наибольшим бременем на страну ложится внешний долг, так как в этом случае страна вынуждена отдавать наиболее ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Кроме того, получение зарубежных займов и кредитов связано обычно с выполнением определенных условий, диктуемых кредитором. Однако от бремени государственного долга страдают в большей степени слаборазвитые страны. В преуспевающей экономике, по мнению многих зарубежных теоретиков, долг, как частный, так и государственный, играет в целом положительную роль. Важно отметить существенные недостатки в классификации внутреннего и внешнего долга. Внутренний долг классифицируется по инструментальному и институциональному признакам, в то время как внешний долг - по истории возникновения и типу кредиторов.

Формы государственного долга - в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

кредитные соглашения и договоры, заключенные  от имени Российской Федерации, как  заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской Федерации;

договоры  и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации;

договоры  о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

соглашения  и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации  прошлых лет.

Размещение  государственных ценных бумаг может  быть: Добровольным - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации;

Вынужденным квазирыночным - рыночное оформление фактического государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка. 
Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать до более позднего времени.

С этой точки зрения цены большинства предлагаемых "неклассических" средств платежа по сравнению с наличными деньгами, получаемыми властями в качестве традиционных бюджетных доходов являются, во-первых, весьма низкими и, во-вторых, растущими в перспективе

Таким образом, использование для целей  обслуживания и погашения долга  более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям. 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. управление  государственным долгом  

Государственный долг оказывает существенное влияние  на социально-экономическую и политическую жизнь государства, поэтому его  наличие автоматически подразумевает  необходимость выполнения государством функций по его управлению. Как в зарубежной, так и в отечественной экономической литературе, посвященной теоретическим и практическим аспектам реализации долговой политики, к настоящему времени не сложилось единого общепринятого определения понятия управления государственным долгом. Отсутствует оно и в российском бюджетном законодательстве. В то же время анализ современной международной практики организации и осуществления операций с государственными долговыми обязательствами позволяет определить управление государственным долгом как осуществляемую на стратегическом и тактическом уровнях деятельность государства в лице его уполномоченных органов по регулированию объема, структуры и стоимости обслуживания государственных долговых обязательств.

Управление  государственным долгом на стратегическом уровне предполагает:

  • формирование политики в отношении государственного долга;
  • определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;
  • определение основных направлений воздействия на микро и макроэкономические показатели;
  • определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

  Управление  государственным долгом на тактическом, уровне (текущее управление) предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения государственных долговых ценных бумаг.

  Традиционно распределение полномочий по управлению государственным долгом между органами государственной власти и государственного управления осуществляется следующим  образом. Парламент законодательно закрепляет правила осуществления операций с государственными долговыми обязательствами. При этом на высший орган исполнительной власти (правительство) юридически возлагаются все полномочия по управлению государственным долгом. Однако, как правило, та их часть, которая связана с решением тактических задач, затем делегируется финансовому органу. В результате на практике основной функцией правительства является утверждение стратегических направлений долговой политики.

Управление  государственным долгом является целенаправленной деятельностью. В самом обобщенном виде ее целью является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Однако каждое государство конкретизирует данную цель исходя из приоритетов национальной финансовой политики. В мировой практике можно выделить два основных типа целевых установок управления государственным долгом. Первый из них связан с минимизацией стоимости обслуживания государственных долговых обязательств. Второй — со снижением долговых рисков. Кроме них в качестве сопутствующих целей управления государственным долгом называются также развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг (Бразилия, Дания), защита ликвидности (Ирландия, Польша), максимизация долгосрочной экономической прибыли по государственным активам и долгосрочным обязательствам (Новая Зеландия) и некоторые другие. Как правило, цели управления государственным долгом прописываются в основных направлениях долговой политики, утверждаемых правительством.

  Управление  государственным долгом осуществляется на основе определенных принципов, к  которым традиционно относятся:

  • безусловность — обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  • единство учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
  • единство долговой политики — обеспечение единого подхода и политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
  • согласованность — обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
  • снижение рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора
  • оптимальность — создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
  • гласность — предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Информация о работе Управление государственным долгом