Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:30, курсовая работа
В работе будет определена ситуация с долговыми обязательствами России, будут приведены мнения специалистов и их видение выхода из создавшегося положения. При написании работы были использованы материалы, подготовленные специалистами и экспертами в области экономики и государственного долга в частности. В работе будут освещены история государственного долга России, современные долговые обязательства, взятые нашей страной, методы управления государственным долгом, и все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом.
1.Сущность государственного долга. Основные понятия.
2. управление государственным долгом
2.1 Внешний государственный долг
2.2Внутренний государственный долг
2.3Мировая практика управления государственным долгом
3. Основные проблемы управления государственным долгом в РФ
Управление государственным долгом осуществляется посредством применения двух управленческих подходов административного и финансового.
При использовании административного подхода все операции долговыми обязательствами государства осуществляются на основании прямых директив уполномоченных органов государственной власти и управления. Как правило, в этом случае оценка экономической эффективности и результативности действий по управлению государственным долгом не производится.
Финансовый подход базируется, в первую очередь, на анализе финансовых показателей и нацелен на получение максимально возможного эффекта от привлекаемых займов при минимизации связанных с ними издержек.
На практике
в процессе проведения операций с
долговыми обязательствами
В
условиях повышенной долговой напряженности
или долгового кризиса
В соответствии со ст. 101 БК РФ управление государственым долгом РФ осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Минфином России. Конкретизация данного положения осуществляется ст. 165 БК РФ, в которой перечисляются бюджетные полномочия Минфина России, в том числе — полномочия по управлению государственным долгом РФ. К ним относятся:
1) разработка по поручению Правительства РФ программы государственных внутренних заимствований РФ, условий выпуска и размещения государственных займов РФ, эмиссия государственных ценных бумаг РФ, проведение государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг; осуществление по решению Правительства РФ сотрудничества с международными финансовыми организациями;
2) осуществление
по решению правительства РФ
сотрудничества с
3) разработка
по поручению Правительства РФ
программы государственных
4) представление
РФ в договорах о
5) представление
Правительства РФ на
8)управление
государственным долгом и
9) осуществление
проверки финансового
10) установление
порядка размещения, обращения, обслуживания,
выкупа, обмена и погашения
Реализацию
перечисленных функций
Объектом управления на федеральном уровне является государственный долг РФ, который в соответствии с БК РФ может существовать в виде обязательств:
1)по кредитам, привлеченным от имени как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2)государственным ценным бумагам, выпущенным от имени;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
4) государственным гарантиям РФ;
5)
иным долговым обязательствам, ранее
отнесенным в соответствии с
законодательством РФ на
Государственный
долг РФ складывается из двух
составляющих, выделяемых по валютному
критерию, — государственного внутреннего
и государственного внешнего долга
Государственный внешний долг РФ складывается из трех составляющих (табл. 9.3.2).
1. Несекьюритизированный долг, т.е. долг, оформленный прямыми кредитными соглашениями между РФ и зарубежными кредиторами. Он может быть разделен на четыре группы.
Первую группу составляет долг перед странами — участницами Парижского клуба, представляющего собой неформальное международное объединение государств, являющихся наиболее крупными мировыми кредиторами.
Ко второй группе относятся долги перед странами, не являющимися членами Парижского клуба.
Третья группа включает в себя так называемую коммерческую задолженность, представляющую собой долг по импорту бывших советских внешнеторговых организаций. Часть этой задолженности в 2002 г. была переоформлена в еврооблигации РФ, переоформление оставшейся части осуществляется по мере ее выверки.
В четвертую группу входят долги перед международными валютно-финансовыми организациями, такими, как МВФ", МБРР и ЕБРР.
2. Секъюритизированный долг, т.е. долг, оформленный в виде государственных долговых ценных бумаг. Такими ценными бумагами являются еврооблигации — облигации с длительным сроком обращения (от 5 до 15 лет), выпускаемые от имени Российской Федерации и номинированные в евровалюте, а также облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ) — средне и долгосрочные долговые ценные бумаги (срок обращения от 1 года до 15 лет) с постоянными купонными выплатами, номинированные в долларах США и размещаемые среди юридических лиц — резидентов РФ.
Сопоставление секьюритизированного и несекъюритизированного долга показывает, что управление последним сопряжено со значительными трудностями. Проблема состоит в том, что прямые кредитные договоры, как правило, заключаются на условиях, диктуемых кредиторами, что, во-первых, затрудняет применение должником методов долговой оптимизации и, во-вторых, может привести к частичной или полной потери должником экономической и политической самостоятельности. Так, например, МВФ, согласно своему уставу, не имеет права проводить реструктуризацию, поэтому единственным путем урегулирования взаимоотношений с этой организацией является получение кредита на рефинансирование существующей задолженности. Кроме того, само предоставление кредитов МВФ осуществляется только при условии согласия страны-должника следовать экономическим рекомендациям, разработанным для нее фондом.
По условиям Парижского клуба реструктуризации может быть подвергнуто не более 20% задолженности, кроме того, все решения, касающиеся урегулирования задолженности перед странами — членами данной организации, принимаются на коллегиальной основе, что также является дополнительным тормозом для применения тех или иных схем долговой оптимизации. Помимо перечисленных уставных ограничений, урегулирование долговых вопросов по несекьюритизированным займам зачастую прямо связано с упоминавшимися выше ограничениями политического характера. В современных условиях одним из основополагающих моментов во взаимоотношениях страны-должника с ее кредиторами, организованных на нерыночной основе, является предоставление экономических выгод в обмен на политическое сотрудничество, что как раз и означает частичную потерю ею своей политической независимости.
3. Условный долг — государственный внешний долг, сформированный гарантиями, выданными РФ в иностранной валюте.
Таблица 9.3.2
Структура государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 октября 2009 г.
|
Сумма, млн евро |
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) | 26 032,6 |
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации | 757,8 |
|
Сумма, млн евро |
Задолженность перед официальными кредиторами — иг членами Парижского клуба | 1271,3 |
Задолженность перед официальными кредиторами — бывшими странами СЭВ | 913,6 |
коммерческая задолженность бывшего СССР | 830,4 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 2687,3 |
Задолженпость по еврооблигационным заемам, в том числе | 17 942,8 |
внешний облигационный заем 2010 г. | 224,4 |
внешний облигационный заем 2030 г. | 13 638,6 |
внешний облигационный заем 2018 г. | 2370,4 |
внешний облигационный заем 2028 г. | 1709,4 |
Задолженность по ОВГВЗ | 1216,1 |
Предоставление гарантий РФ в иностранной валюте | 413,3 |
2.2 внутренний государственный долг
(табл. 9.3.1) Государственный внутренний долг РФ включает в себя следующие виды обязательств:
1. облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купонным доходом (ОФЗФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД), эмитируемые Минфином России и дающие их владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. Все виды облигации федерального займа выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением и относятся к облигациям с известным купонным доходом. Номинал данных ценных бумаг также составляет 1 тыс. руб., а срок их обращения колеблется от 1 года до 30 лет;
2. государственные сберегательные облигации с переменной процентной ставкой (ГСО-ППС) и с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС). Они являются именными государственными ценными бумагами, выпускаемыми в документарной форме и подлежащими централизованному хранению. Номинал ГСО также составляет 1 тыс. руб., по срокам обращения они могут быть кратко-, средне- и долгосрочными;