Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:55, контрольная работа
Государственный долг, как и финансы, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный долг обеспечивает возможность органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.
Введение
1. Государственный и муниципальный долг как объект управления.
2. Управление государственным и муниципальным долгом: понятие, задачи, виды.
3. Методы управления государственным и муниципальным долгом.
Заключение
Библиографический список
Широкое распространение получили также различные формы реструктуризации внешнего долга для развивающихся и транзитных стран: увеличение сроков возврата кредитов, уменьшение величины процентов и др. Процедура реструктуризации, в различных ее формах, позволила ряду стран разрешить проблему непомерного обслуживания государственного долга, добиться доверия инвесторов и, соответственно, достичь финансовой стабилизации и обеспечить условия для дальнейшего притока на внутренний рынок иностранных инвестиций.
Согласно ст. 105 БК РФ под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. В сфере внешних заимствований под реструктуризацией понимается изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему.
В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации суверенного долга
1. Реструктуризация. Схема «облигации-облигации» (секьютеризация)
Основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются. В случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств.
Самым распространенным
способом проведения подобных сделок
является так называемый «план Брейди»
(по имени главы казначейства США,
впервые выступившего с такой
инициативой в 1989 г.). Основание же
для реализации этой схемы в той
или иной стране – согласование
правительством этого государства
программы экономических
Модель экономического развития, предлагаемая МВФ развивающимся и транзитным странам, означает их переход к рыночной экономике. Она имеет достаточно целостный и законченный вид, включая:
· тактические и стратегические цели (содействие выходу этих стран из кризиса и проведению в них системной трансформации, то есть переходу в принципиально новую социально-политическую систему);
· структурные механизмы (либерализация экономики этих стран, приватизация и финансовая стабилизация);
· средства,
обеспечивающие реализацию основных целей
(модернизированная система
· научно-теоретическое обеспечение (монетаристская концепция развития рыночной экономики).
Модель включает серию программ, которые объединены в две большие группы: адаптационные и стабилизационные. Предназначение адаптационных программ – приспособление хозяйств стран-заемщиков к основным тенденциям и формам функционирования мирового хозяйства. Данные программы предполагают и внутреннюю адаптацию, то есть приспособление всей хозяйственной системы этих стран к рыночным условиям. Стабилизационные программы направлены на создание в странах-заемщиках условий, обеспечивающих переход к экономическому росту. Соответственно, предоставляемые для реализации этих программ кредиты имеют строго целевое назначение. Адаптационные программы, включенные в модель МВФ, предполагают проведение в странах-дебиторах масштабной либерализации их хозяйственной системы. В отношении внутренней экономики это означает:
· снятие контроля государства над внутренними ценами;
· прекращение государственного регулирования процентных ставок и перевод их на рыночное регулирование;
· проведение девальвации национальной валюты и т.д.
Либерализация
отношений с внешней
Одновременно
с либерализацией экономических
отношений адаптационные
Стабилизационные
программы включают мероприятия, направленные
на остановку кризисных процессов
в экономике развивающихся и
транзитных стран и, в первую очередь,
на обеспечение финансовой стабилизации.
Достижение такого состояния необходимо
государству, чтобы в относительно
спокойной экономической
1. годовая инфляция не более 33-34%;
2. устойчивый курс национальной валюты;
3. золотовалютные резервы на уровне не менее 25% годового импорта.
В общих чертах «план Брейди» выглядит следующим образом. Правительство страны, намеревающейся реструктурировать свой национальный долг, достигает определенных договоренностей с МВФ и разрабатывает совместно с фондом программу структурной перестройки экономики, включающую в себя предоставление стране новых кредитных ресурсов. После того как эта программа начинает успешно претворяться в жизнь, инвесторам предлагается обменять имеющиеся у них кратко- и среднесрочные долговые обязательства на долгосрочные ценные бумаги, номинированные обычно в валюте одного из государств «большой семерки». При этом происходит частичное списание долга (от 20 до 50%). Следует отметить, что мировое сообщество располагает достаточно мощными рычагами давления на инвесторов, сомневающихся в целесообразности подобной сделки. Так, например, в США имелись прецеденты, когда убытки, понесенные американскими компаниями от финансовых операций в странах, реализующих «план Брейди», не уменьшали налогооблагаемую базу, если данная компания не соглашалась на реструктуризацию.
Кроме того, весьма распространены варианты выпуска Brady bonds с определенными привилегиями. Так, Мексика, Венесуэла и Нигерия (страны, экономики которых весьма существенно зависят от экспорта нефти) при выпуске облигаций прилагали к ним специальные варранты, которые давали право владельцам облигаций получать дополнительный доход в случае роста мировых цен на нефть. Технически это выглядело следующим образом (на примере Мексики): держатель облигаций получал дополнительный доход, пропорциональный разнице между средней экспортной ценой мексиканской нефти в течение купонного периода и «относительной» ценой. «Относительная» же цена определялась как стоимость мексиканской нефти на момент выпуска облигаций (14 долл./барр.), умноженная на инфляционный коэффициент, рассчитываемый МВФ. И если эта разница получалась отрицательной, инвестор не нес никаких убытков.
Этот вариант реструктуризации широко применялся в странах Латинской Америки (Аргентине, Бразилии и т.д.), Восточной Европы (Болгарии, Польше), Африки (Нигерии, Марокко). Юго-Восточной Азии (Филиппинах). Некий аналог этой схемы применялся и при реструктуризации долгов бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов.
В ходе реализации
данной программы Всемирным банком,
МВФ и Экспортно-импортным
Несомненно, реализация
модели МВФ, в частности, в развивающихся
странах, была крупномасштабной. Программу
демонтажа государственного сектора
уже до 1990 г. реализовали 19 из 40 стран
Тропической Африки, программу либерализации
экономики – 19. Остальные страны
– частично. В разных формах с 1988
по 1993 г. было приватизировано госпредприятий
только в странах Латинской Америки
на 44,2 млрд долл. Либерализация экономики
привела в большинстве стран-
– в страны Латинской Америки – в 8 раз;
– в страны Азии и в африканские государства – в 7 раз;
– Ближнего Востока – в 3,5 раза.
В результате около 40% общего объема прямых иностранных инвестиций приходится в настоящее время на развивающиеся страны. Этому способствовали: отмена ограничений на приобретение иностранными гражданами финансовых активов, производственных и других объектов собственности. Коренным образом были либерализированы внешнеторговые отношения. Существенному реформированию был подвергнут финансовый сектор, девальвирована национальная валюта и др. Реализация адаптационных и стабилизационных программ и в целом системы управления внешним долгом в странах-дебиторах имеет положительные результаты. Однако, можно привести лишь крайне немногочисленные примеры того, когда страна, достигнув по модели МВФ состояния финансовой стабилизации, затем перешла в экономический рост. Пример Чили стал уже хрестоматийным.
Отличие обычной
схемы реструктуризации «облигации-облигации»
от «плана Брейди» – относительно
стабильное состояние экономики
страны, предлагающей подобный обмен,
а также безупречность
Итак, налицо два
возможных варианта указанной схемы:
обмен долговых обязательств, номинированных
в национальной валюте, на облигации,
чей номинал выражен в
3.Методы
управления государственным
и муниципальным
долгом.
Управление государственным и муниципальным внутренним долгом - совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательными актами.
К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.
Выплата доходов
по займам и их погашение обычно
производятся за счет бюджетных средств,
но в условиях постоянного роста
государственной задолженности
государство может прибегнуть к
рефинансированию, т.е. к погашению
старой задолженности путем выпуска
новых займов. Рефинансирование используется
при выплате процентов и
До ведения в действие Бюджетного Кодекса Российской Федерации использовались методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка и аннулирование.
Конверсия
- изменение размера доходности займа,
например, снижение или повышение процентной
ставки дохода, выплачиваемого своим кредитором.
Государство заинтересовано в получение займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.
Совместно с
консолидацией может
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.
Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.
В настоящее
время законодательством
Основным методом регулирования внешнего долга является его реструктуризация. Наряду с этим мировая практика использует метод конверсии внешнего долга, под которой понимается механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашением его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и др. Существует также практика обмена долга на собственность, т.е. иностранная компания покупает внешний долг страны на вторичном рынке, затем предъявляет его для погашения в Центральный банк, который оплачивает его национальной валютой, направляемый затем для финансирования инвестиций в стране - должника. Финансы: учеб. Для вузов / под ред. Л. А. Дробозиной. С. 204.
Информация о работе Управление государственным и муниципальным долгом