Управление издержками производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:09, контрольная работа

Описание

Отличительной особенностью субъектов рыночной экономики является их полная самостоятельность и реализация принципов хозяйствования – самоокупаемость и самофинансирования.
В новых условиях хозяйствования возрастает значение таких функций управления, как стратегическое и текущее планирование, учет, анализ и контроль. Происходит интеграция этих функций в единую информационную систему предприятия, которая является основой для принятия как тактических, так и стратегических управленческих решений.
Для успешной деятельности предприятия необходимо создать эффективную систему управления затратами, в рамках которой информация о затратах используется для разработки стратегии развития, направленной на достижение устойчивого преимущества перед конкурентами.
Именно с этих позиций следует подходить к созданию на предприятии системы управления затратами. Информация о затратах является основой для принятия большого числа управленческих решений, например, какую продукцию производить, от выпуска какой продукции отказаться, какую установить цену, производить или покупать комплектующие изделия и т.п.
Управление себестоимостью продукции предприятия включает:
 прогнозирование и планирование затрат на производство и реализацию продукции;
 выявление резервов снижения затрат на производство продукции;
 нормирование затрат;
 учет затрат и калькулирование себестоимости продукции;
 стимулирование участников производства;
 анализ и контроль за себестоимостью.
Таким образом, управление затратами — это динамичный процесс управленческих действий, направленных на оптимизацию затрат с целью повышения эффективности работы предприятия и получения преимуществ перед конкурентами.

Работа состоит из  1 файл

финансы_организаций-реферат.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

    Маржинальная  прибыль — это превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами.

    Если  из маржинальной прибыли вычесть  постоянные затраты, то получим величину операционной прибыли.

    Критическая точка может быть определена как  точка, в которой разница между  маржинальной прибылью и постоянными затратами равна нулю, т.е. маржинальная прибыль равна постоянным затратам.

    Точка равновесия в единицах продукции  при маржинальном подходе может  быть определена как отношение постоянных затрат к маржинальной прибыли на единицу продукции.

    Анализ  критической точки с поправкой  на фактор прибыли может быть использован  как основа для оценки прибыльности предприятия. В этом случае выручка  от реализации равна сумме переменных и постоянных затрат вместе с прибылью.

    Таким образом, целевой объем продаж, который обеспечивал бы получение целевой величины прибыли, можно рассчитать как отношение суммы постоянных затрат и прибыли к разнице между ценой и переменными затратами на единицу продукции. Эта разница между ценой и переменными затратами, отнесенная к единице продукции, и составляет маржинальную прибыль на единицу продукции.

    Рассмотрим  пример использования критической  точки при планировании прибыли.

    Предприятие планирует получить прибыль в следующем году в сумме 200 тыс. руб. Переменные затраты составляют 1000 руб. на единицу продукции, постоянные затраты — 400 тыс. руб. в год, цена продажи — 1800 руб. за единицу. Каков должен быть объем реализации продукции, чтобы получить заданный объем прибыли? Используя формулу (4), получим:

1800 руб.*Х  = 1000 руб.*Х + 400000 руб. + 200000 руб.;

Х = 750.

    Следовательно, чтобы получить прибыль в размере 200 тыс. руб., объем реализации должен быть равен 750 единицам.

    Для проведения анализа зависимости  затрат, объема и прибыли делают определенные допущения:

  • поведение переменных и постоянных затрат может быть точно определено;
  • затраты и доходы имеют прямую тесную связь;
  • в пределах релевантного уровня рентабельность и производительность производства не меняются;
  • затраты, цены и структура продукции в течение планируемого периода не меняются;
  • объем производства приблизительно равен объему реализации.

Операционный  анализ на основе расчета  силы операционного  рычага

    Действие  операционного рычага состоит в  том, что любое изменение выручки  от реализации Продукции всегда порождает более сильное изменение прибыли. Степень чувствительности прибыли к изменению выручки от реализации — сила операционного рычага зависит от соотношения постоянных и переменных затрат в общих затратах предприятия. Чем выше удельный вес постоянных затрат в общем объеме затрат на производство и реализацию продукции, тем больше сила операционного рычага. Это означает, что большей силой операционного рычага обладают предприятия, использующие дорогостоящее оборудование и имеющие высокую долю внеоборотных активов в балансе. И наоборот, самый низкий уровень операционного рычага наблюдается у тех предприятий, где высок удельный вес переменных затрат. На предприятиях с большой силой операционного рычага прибыль очень чувствительна к изменениям выручки от реализации. Даже незначительное снижение выручки может/привести к значительному снижению прибыли. Действие операционного рычага порождает особые типы риска: производственный риск, риск излишних постоянных затрат в условиях ухудшения конъюнктуры, так как постоянные затраты будут мешать переориентации производства, не давая возможности быстро диверсифицировать активы или сменить рыночную нишу. Таким образом, производственный риск является функцией структуры издержек производства.

    При благоприятной конъюнктуре предприятие с большой силой операционного рычага (высокой фондоемкостью) будет иметь дополнительный финансовый выигрыш. Очевидно, что наращивать фондоемкость производства следует с большой осторожностью, когда есть уверенность, что объемы реализации продукции будут расти.

    Рассмотрим  пример действия операционного рычага.

    Выручка предприятия в отчетном году составила 11000 тыс. руб. при переменных затратах 9300 тыс. руб. и постоянных затратах 1500 тыс. руб. Что произойдет с прибылью при увеличении объема реализации продукции в плановом году до 12000 тыс. руб.?

    Традиционный  расчет прибыли приведен в табл. 1.

Таблица 1

Расчет  прибыли

Показатели Текущий год, тыс. руб. Плановый год, тыс. руб. Изменение, %
Выручка от реализации 11000 12000 +9,1
Переменные  затраты 9300 10146,3

(9300 + 846,3)

+9,1
Постоянные  затраты 1500 1500 -
Прибыль 200 353,7

(12000 – (10146,3 + 1500))

+76,8

    Эффект  действия операционного рычага состоит  в том, что выручка от реализации увеличилась на 9,1%, а прибыль —  на 76,8%.

    В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение валовой маржи к прибыли.

    Сила  операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится  прибыль при изменении выручки  на один процент. По данным нашего примера  сила операционного рычага составляет:

= 8,5.

    Это означает, что при росте выручки  на 9,1% прибыль возрастет на 77,3% (9,1%*8,5). При снижении выручки от реализации на 10% прибыль снизится на 85% (10%*8,5).

    Таким образом, задавая тот или иной темп прироста объема реализации, можно определить, в каких размерах возрастет сумма прибыли при сложившейся на предприятии силе операционного рычага. Различия в достигаемом эффекте на предприятиях будут определяться различиями в соотношении постоянных и переменных затрат.

    Понимание механизма действия операционного  рычага позволяет целенаправленно  управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности текущей деятельности предприятия. Это управление сводится к изменению значения силы операционного рычага при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.

    При неблагоприятной конъюнктуре товарного  рынка, а также на ранних стадиях  жизненного цикла предприятия его  политика должна быть нацелена на снижение силы операционного рычага за счет экономии постоянных затрат. При благоприятной конъюнктуре рынка и при наличии определенного запаса прочности экономия постоянных затрат может быть существенно ослаблена. В такие периоды предприятие может расширить объем реальных инвестиций, проводя модернизацию основных производственных фондов. Поскольку постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, предприятия, имеющие большую силу операционного рычага, теряют гибкость в управлении своими затратами.

    Основной  принцип управления переменными  затратами заключается в их постоянной экономии.

Операционный  анализ на основе расчета  запаса финансовой прочности

    Запас финансовой прочности — это уровень безопасности предприятия. Расчет этого показателя позволяет оценить возможность дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности. Запас финансовой прочности — это разница между выручкой от реализации и порогом рентабельности. Запас финансовой прочности измеряется либо в денежном выражении, либо в процентах к выручке от реализации продукции.

    По  данным предыдущего примера порог  рентабельности равен:

= 9709 тыс. руб.

    Запас финансовой прочности составляет:

11000 –  9709 = 1291 тыс. руб. или 12%.

 

Оценка взаимодействия финансового и операционного рычагов

    Сила  операционного рычага зависит от доли постоянных затрат в общей их сумме и предопределяет степень  гибкости предприятия, обусловливая появление  предпринимательского риска. Увеличение постоянных затрат за счет возрастания процентов по кредиту в структуре капитала способствует наращиванию эффекта финансового рычага.

    Одновременно  операционный рычаг генерирует более  сильный рост прибыли по сравнению  с ростом объема реализации продукции (выручки), повышая величину прибыли на одну акцию и способствуя усилению действия силы финансового рычага. Таким образом, финансовый и операционный рычаги тесно связаны между собой, взаимно усиливая друг друга.

    Совокупное  действие операционного и финансового  рычагов выражается в сопряженном эффекте действия обоих рычагов при их взаимном умножении.

    Уровень сопряженного эффекта действия обоих  рычагов свидетельствует об уровне совокупного риска предприятия  и показывает, на сколько процентов  изменяется прибыль на одну акцию  при изменении выручки от реализации на 1%.

    Сочетание этих мощных рычагов может оказаться  губительным для предприятия, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффекты. Взаимодействие операционного и финансового рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки на величину чистой прибыли.

    Задача  снижения совокупного риска предприятия  сводится к выбору одного из трех вариантов:

  1. сочетание высокого уровня эффекта финансового рычага со слабой силой воздействия операционного рычага;
  2. сочетание низкого уровня эффекта финансового рычага с сильным операционным рычагом;
  3. сочетание умеренных уровней эффектов финансового и операционного рычагов.

    В самом общем виде критерием выбора того или иного варианта служит максимально возможная курсовая стоимость акции предприятия при минимальном риске, что достигается за счет компромисса между риском и доходностью.

    Уровень сопряженного эффекта действия операционного и финансового рычагов позволяет делать плановые расчеты величины прибыли на одну акцию в зависимости от планируемого объема реализации (выручки), обеспечивая возможность реализации дивидендной политики предприятия.

 

Заключение

    В экономической литературе обоснованно  издержки производства и обращения  промышленного предприятия рассматривают как денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности. Эту же категорию характеризуют как затраты живого и овеществленного труда предприятия на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг и их реализацию (сбыт).

    Понятие "затраты" более емкое, чем понятие "издержки производства и обращения". При характеристике последних в  их состав не включают затраты, связанные  с упущениями в хозяйственной деятельности, и расходы будущих периодов.

    Затраты, относящиеся к выпущенной продукции, характеризуют ее себестоимость. Их еще называют текущими затратами  на производство и расходами на продажу.

    В зарубежной литературе затратами называются стоимостные значения использования или расхода материальных благ и услуг, привлекаемых предприятием для достижения его целей или поддержания работоспособности. Объемы использования факторов производства представляют собой вещественное выражение производственных затрат; умножая их на соответствующие цены, получают стоимостное выражение этих затрат. Основное правило хозяйствования — производить заданный объем продукции при минимальных затратах.

    В себестоимость продукции, работ, услуг  включаются все расходы по обычным видам деятельности, или, иначе, обусловленные либо непосредственно связанные с ведением обычной коммерческой деятельности организации. При этом исходят из того, что себестоимость представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также иных расходов на производство и продажу. Себестоимость продукции (работ, услуг) рассматривают как часть стоимости этой продукции. Этот показатель характеризует, во что обходятся каждому предприятию производство и сбыт продукции (работ, услуг).

    Затраты представляют собой средства, израсходованные  в целях обеспечения реализации продукции, получения доходов и  прибыли. В себестоимости продукции, как синтетическом показателе, находят отражение различные стороны производственно-финансовой деятельности предприятия. Поэтому экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг является условием повышения эффективности производственных процессов и увеличения прибыли.

Информация о работе Управление издержками производства и реализации продукции