Управление оборотными активами в краткосрочном аспекте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 06:17, реферат

Описание

Оборотные активы – это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла.
Политика управления оборотными средствами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных средств, реализации и оптимизации структуры источников их финансирования.

Содержание

1. Этапы разработки политики управления оборотными активами. Производственно-операционный цикл……………………………………..3
2. Управление материально-производственными запасами…………………6
3. Управление дебиторской задолженностью……………………………….11
4. Организация расчетов и их влияние на дебиторскую задолженность….14
5. Управление денежными активами и их эквивалентами………………....15

Работа состоит из  1 файл

Реф.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, с ростом среднего размера  одной партии поставки товаров снижаются операционные затраты по размещению заказа и возрастают операционные затраты по хранению товарных запасов на складе предприятия (и наоборот). Модель EOQ позволяет оптимизировать пропорции между этими двумя группами операционных затрат таким образом, чтобы совокупная их сумма была минимальной. 

РПП0 =  

где РПП0 – оптимальный средний размер партии поставки товаров (EOQ);

ОПП – объем производственного потребления  товаров (сырья или материалов) в рассматриваемом периоде;

Срз – средняя стоимость размещения одного заказа;

Сх – стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.

Соответственно  оптимальный средний размер производственного  запаса определяется по следующей формуле 

ПЗ0 = ,

Где ПЗ0 – оптимальный средний размер производственного запаса (сырья, материалов);

РПП0 – оптимальный средний размер партии поставки товаров (EOQ).

4 этап – оптимизация общей суммы запасов ТМЦ, включаемых в состав оборотных активов. Расчет оптимальной суммы запасов каждого вида (в целом и по основным группам учитываемой их номенклатуры) осуществляется по формуле:

Зп = (Нтх * О0) + Зсх + Зцн , 

где Зп – оптимальная сумма запасов на конец рассматриваемого периода;

Нтх – норматив запасов текущего хранения в днях оборота;

О0 – однодневный объем производства (для запасов сырья и материалов) или реализации (для запасов готовой продукции) в предстоящем периоде;

Зсх – планируемая сумма запасов сезонного хранения;

Зцн – планируемая сумма запасов целевого назначения других видов.

5 этап – обеспечение высокой оборачиваемости и эффективных форм движения запасов. Управление этими процессами осуществляется путем оптимизации материальных потоков всех видов запасов. Оптимизация материальных потоков представляет собой процесс выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом условий и особенностей осуществления технологического цикла его операционной деятельности. Основной целью оптимизации материальных потоков предприятий является обеспечение своевременной доставки различных материальных активов в необходимом количестве в нужные пункты с минимумом затрат на осуществление этого процесса. Методологическую основу оптимизации материальных потоков составляют концепции, методы и приемы логистики.

Интегральная  оценка экономической эффективности оптимизации материальных потоков может быть получена путем использования «метода совокупных затрат» – [total distribution cost method; TDS], в основе которого лежит сравнение суммы полных затрат на организацию материальных потов оборотных активов до и после проведения их оптимизации.

ИЭо = ,

где ИЭ0 – интегральная экономическая эффективность оптимизации материальных потоков оборотных активов предприятия, в %;

ПЗ1 – фактическая сумма полных затрат на организацию материальных потоков до проведения их оптимизации в определенном периоде;

ПЗ2 – ожидаемая сумма полных затрат на организацию материального потока аналогичного объема после проведения его оптимизации в аналогичном периоде.

Результаты  оптимизации материальных потоков оборотных активов получают отражение в системе соответствующих текущих и оперативных планов предприятия по операционной деятельности.

6 этап – обоснование учетной политики оценки запасов. Для всех видов и разновидностей запасов, имеющих одинаковое назначение и одинаковые условия использования может применяться только один из методов оценки.

7 этап – построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии. Основной задачей таких контролирующих систем, которые являются составной частью оперативного финансового контроллинга предприятия, является своевременное размещение заказов на пополнение запасов и вовлечение в операционный оборот излишне сформированных их видов.

Среди систем контроля за движением запасов  в странах с развитой экономикой наиболее широкое применение получило «Система АВС». Суть этой контролирующей системы состоит в разделение всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования отрицательных последствий их нехватки для хода операционной деятельности и финансовых результатов и т.п.

              В категорию «А» включают наиболее дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. Частота завоза этой категории запасов определяется, как правило, на основе «Модели EOQ». Круг конкретных товарно-материальных ценностей, входящих в категорию «А», обычно ограничен и требует еженедельного контроля.

              В категорию «В» включают товарно-материальные ценности, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании конечных результатов финансовой деятельности. Запасы этой группы контролируются обычно 1 раз в месяц.

              В категорию «С» включают все остальные товарно-материальные ценности с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Объем закупок таких материальных ценностей может быть довольно большим, поэтому контроль за их движением осуществляется с периодичностью один раз в квартал.

Таким образом, основной контроль запасов  по «Системе АВС» концентрируется на наиболее важной их категории с позиции обеспечения бесперебойности операционной деятельности предприятия и формирования конечных финансовых результатов.

Определенное  распространение в зарубежной практике контроля запасов получила и «Система уровня повторного заказа». Она применяется обычно специализированными предприятиями торговли с относительно узким ассортиментом товаров, но с достаточно обширным контингентом покупателей.

В основе этой системы лежит предварительное  установление трех нормативных элементов уровня запаса по определенной товарной позиции:

              средний период исполнения заказа, в днях;

              страховой запас на возможное нарушение срока поставки товара;

              страховой запас на возможное превышение среднего уровня спроса покупателей на товар.

На  основе суммирования этих трех нормативных  элементов определяется  «уровень повторного заказа». При снижении фактического размера запасов до этого уровня, осуществляется повторный заказ данного товара у поставщиков.

Эта система контроля позволяет минимизировать издержки по хранению запасов на предприятии.

В процессе управления запасами должны быть заранее предусмотренной меры по ускорению вовлечения их в непосредственный операционный процесс (производство или реализацию). Это обеспечивает высвобождение части финансовых ресурсов, а также снижение размера потерь товарно-материальных ценностей в процессе их хранения. 

 

3. Управление дебиторской задолженностью.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам.

1. Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде.
Задачей анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств.

Состоит из нескольких этапов:

На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности организации и его динамика в предшествующем периоде.

На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде.

На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности организации по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность.

На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность.

Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации.

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.

При формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

              в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;

              какой тип кредитной политики следует избрать организации.

В процессе выбора должны учитываться следующие факторы: сложившаяся практика, состояние экономики, конъюнктура рынка, спрос на продукцию, потенциал производства, правовые условия, финансовые возможности, отношение собственников и менеджеров организации к отвлечению денежных средств.

Существует 3 модели управления дебиторской задолженностью:

Консервативная, умеренная, агрессивная. Их характеристика представлена в таблице 2

Подход

Реализация на практике

Соотношение доходности и риска

Консервативный

Жесткая политика предоставления кредита и инкассации задолженности, минимальная отсрочка платежа, работа только с надежными клиентами

Минимальные потери от образования безнадежной задолженности и задержки оплаты, но уровень продаж и конкурентоспособность невелики

Умеренный

Предоставление среднерыночных (стандартных) условий поставки и оплаты

Средняя доходность. Средний риск.

Агрессивный

Большая отсрочка, гибкая политика кредитования

Большой объем продаж по ценам выше среднерыночных, но также высока вероятность появления просроченной дебиторской задолженности

Таблица 2. Характеристика моделей управления дебиторской задолженностью.

 

3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту.

При расчете этой суммы необходимо учитывать:

              планируемые объемы реализации продукции в кредит;

              средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита;

              средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики;

              соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Если финансовые возможности организации не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

4. Формирование системы кредитных условий.

В состав этих условий входят следующие элементы:

              срок предоставления кредита (кредитный период);

              размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

              стоимость предоставления кредита (сумма скидок по реализуемой продукции);

              система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита.

В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Данная оценка производится на основе информационно-сравнительной базы путем использования различных методик оценки с дальнейшей группировкой покупателей по категориям. На основе этих категорий дифференцируются кредитные условия.

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.

В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

7. Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

В практике финансового менеджмента используется новая форма управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг.

Информация о работе Управление оборотными активами в краткосрочном аспекте