Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:03, курсовая работа
Целью работы является определение и обоснование оптимальной структуры капитала для сети магазинов ОАО «Магнит» с точки зрения его стоимости.
Для достижения поставленной цели в работе решен комплекс взаимосвязанных задач:
1. раскрыты сущность, виды и эффективность использования источников финансирования предприятия и способы управления ценой и структурой капитала организации;
2. проведен анализ предпринимательской деятельности ОАО «Магнит» и источников ее финансирования;
3. разработаны рекомнедации по повышению эффективности использования капитала на ОАО «Магнит».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические предпосылки проведения анализа капитала.. 6
1.1 Капитал: понятие, структура, функции, назначение…………….. 6
1.2 Методологические основы проведения анализа эффективности
использования и структуры капитала…………………………………
10
1.3 Доходность капитала как показатель эффективности его
использования…………………………………………………………..
16
Глава 2. Анализ структуры и доходности капитала ОАО «Магнит»... 21
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика
ОАО «Магнит»………………………………………………………….
21
2.2 Анализ структуры капитала на примере ОАО «Магнит»………. 26
2.3 Анализ доходности капитала на примере ОАО «Магнит»……… 31
2.4. Рекомендации по совершенствованию цены и структуры
капитала ОАО «Магнит»………………………………………………
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретические предпосылки проведения анализа капитала.. | 6 |
1.1
Капитал: понятие, структура, |
6 |
1.2
Методологические основы использования и структуры капитала………………………………… |
10 |
1.3
Доходность капитала как показатель
эффективности его
использования……………………………… |
16 |
Глава 2. Анализ структуры и доходности капитала ОАО «Магнит»... | 21 |
2.1
Краткая технико-экономическая характеристика
ОАО
«Магнит»………………………………………………………… |
21 |
2.2 Анализ структуры капитала на примере ОАО «Магнит»………. | 26 |
2.3 Анализ доходности капитала на примере ОАО «Магнит»……… | 31 |
2.4.
Рекомендации по капитала ОАО «Магнит»……………………………………………… |
34 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
46 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ | 38 |
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
40 |
ВВЕДЕНИЕ
С
позиций финансового
Актуальность курсового исследования определяет тот факт, что капитал предприятия является основным фактором производства. В экономической теории выделяют три основных фактора производства, обеспечивающих хозяйственную деятельность производственных предприятий - капитал; землю и другие природные ресурсы; трудовые ресурсы. В системе этих факторов производства капиталу принадлежит приоритетная роль, так как он объединяет все факторы в единый производственный комплекс.
Капитал характеризует финансовые ресурсы предприятия, приносящие доход. В этом своем качестве капитал может выступать изолированно от производственного фактора - в форме ссудного капитала, обеспечивающего формирование доходов предприятия не в производственной, а в финансовой (инвестиционной) сфере его деятельности.
В
современных условиях перед российскими
предприятиями остро стоит
Значительная часть отечественных компаний продолжает рассчитывать на собственные средства в тот момент, когда существует возможность эффективного привлечения инвестиционных ресурсов с целью увеличения темпов экономического роста предприятия.
Управление капиталом представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его формированием из различных источников, а также обеспечением эффективного его использования в различных видах хозяйственной деятельности предприятия. Данное обстоятельство обусловило выбор темы исследования и ее актуальность.
Целью работы является определение и обоснование оптимальной структуры капитала для сети магазинов ОАО «Магнит» с точки зрения его стоимости.
Для достижения поставленной цели в работе решен комплекс взаимосвязанных задач:
Предметом исследования явились особенности формирования структуры и стоимости капитала.
Объектом исследования является анализ цены и структуры капитала ОАО «Магнит»
Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты РК, работы отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме, статистические материалы. Для решения поставленных в работе задач использованы такие общенаучные методы, как категориальный, субъектно-объектный, системный подходы, а также методы сравнительного анализа, статистической обработки информации, экономико-математического моделирования, экспертных оценок.
Информационную базу составили данные периодической и годовой отчетности ОАО «Магнит» за период с 2008 по 2010 год.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику курсового исследования, включающего в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Глава 1. Теоретические предпосылки проведения анализа капитала
1.1.
Капитал: понятие, структура,
функции, назначение
Одним из ключевых понятий в финансах организаций, а так же их основным объектом управления является капитал.
Теории капитала имеют длительную историю. Многие известные экономисты трактовали его по разному.
Так
Ряд экономистов –
Другие авторы (В. Ле-Кутре, И. Фишер, Дж.С. Милль) рассматривают капитал более широко – как накопленное богатство, имущество собственника и т.д. [15, с. 147].
Наиболее подходящим и более полно определяющим понятие капитала в рамках анализа его структуры и оценки эффективности использования можно считать следующее определение:
Капитал организации – представляет собой значительную часть финансовых ресурсов организации, направляемую в текущую, финансовую и инвестиционную деятельность в целях получения прибыли
Основной целью формирования капитала организации является обеспечение потребности в источниках финансирования ее операционной и финансовой деятельности с учетом динамики развития и особенностей функционирования, а также достижение сбалансированности структуры данных источников с позиции обеспечения условий для более эффективного функционирования организации на основе выбранных собственниками и менеджерами критериев оптимизации.
Капитал в организации выполняет ряд значительных функций:
- оперативную - связана с поддержанием непрерывности деятельности организации (предприятия);
- защитную (абсорбирующую) - направлена на защиту капитала кредиторов и возмещение (поглощение) убытков организации;
- распределительную - связана с участием в распределении полученной прибыли;
- регулирующую - определяет возможности и масштабы привлечения заемных источников финансирования, а также участия отдельных субъектов в управлении организацией [20, с. 102].
Капитал организации можно поделить на два основных вида это: Собственный капитал и Заемный капитал.
Собственный капитал (СК) организации как юридического лица в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего организации. Это так называемые чистые активы организации. Они определяются как разность между стоимостью имущества (активным капиталом) и заемным капиталом.
Собственный капитал могут формировать следующие источники:
– уставный капитал (акционерный – обыкновенный акционерный капитал и привилегированные акции, паевой, индивидуальный);
– эмиссионный доход (в случае организационно правовой формы компании как акционерного общества);
– добавочный капитал;
– нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);
– резервный капитал;
– целевое финансирование.
Уставной капитал представляет собой совокупность вкладов акционеров в имущество в момент создания организации для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
Добавочный
капитал, который показывает прирост
стоимости имущества в
Нераспределенная прибыль - чистая прибыль (или ее часть),не распределенная в виде дивидендов между акционерами (учредителями) и не использованная на другие цели. Обычно эти средства используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, т.е. в любой момент готовых к новому обороту. Нераспределенная прибыль может из года в год увеличиваться, представляя рост собственного капитала на основе внутреннего накопления [7, с. 89].
Резервный капитал - капитал, который создается за счет отчислений от прибыли. Резервный капитал используется в качестве резервного фонда для пополнения собственного капитала и для выплаты дивидендов в периоды конъюнктурных спадов.
Эмиссионный
доход акционерного общества представляет
собой доход полученный в результате
образовавшейся разницы между ценой
продажи и номинальной
Целевое финансирование представляет собой средства организации направляемые ею на финансирование каких - либо мероприятий , объектов, целей.
Что касается заемного капитала, то он, в свою очередь, характеризует привлекаемые для финансирования развития компании на возвратной основе денежные средства и/или другие имущественные ценности и включает в себя:
– долгосрочные банковские кредиты;
– собственные долговые ценные бумаги сроком погашения более одного года;
– финансовый лизинг;
Использование Собственного и Заемного капитала организацией может иметь свои плюсы и минусы. Положительные и отрицательные стороны от использования собственного и заемного капитала приведены в табл. 1 [20, с. 78].
Таблица 1
Плюсы и минусы использования заемного и собственного капитала
Собственный капитал | |
Плюсы | Минусы |
Простота
привлечения
Обеспечение финансовой устойчивости компании, ее платежеспособности в долгосрочном периоде, а также снижение риска банкротства; более высокая способность генерирования прибыли |
Ограниченность
объема привлечения в силу недостатка
собственных средств.
Более высокая
стоимость привлечения в Исключается возможность роста рентабельности капитала за счет привлечения |
Заемный капитал | |
Достаточно
широкие объемы привлечения
Возможность увеличения финансового потенциала организации Более низкая стоимость в сравнении со стоимостью собственного капитала, что обеспечивается «льготным» налогообложением. Способность генерировать рост коэффициента рентабельности СК за счет эффекта финансового рычага |
Увеличивается
риск снижения финансовой устойчивости
компании и потери ее платежеспособности.
Возможность банкротства Уменьшение,
при прочих равных условиях, величины
прибыли в силу необходимости выплачивать
ссудный процент. Сложность процедуры
привлечения.
зависимость стоимости от конъюнктуры финансового рынка |