Управление стоимостью капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание

Целью работы является определение и обоснование оптимальной структуры капитала для сети магазинов ОАО «Магнит» с точки зрения его стоимости.
Для достижения поставленной цели в работе решен комплекс взаимосвязанных задач:
1. раскрыты сущность, виды и эффективность использования источников финансирования предприятия и способы управления ценой и структурой капитала организации;
2. проведен анализ предпринимательской деятельности ОАО «Магнит» и источников ее финансирования;
3. разработаны рекомнедации по повышению эффективности использования капитала на ОАО «Магнит».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические предпосылки проведения анализа капитала.. 6
1.1 Капитал: понятие, структура, функции, назначение…………….. 6
1.2 Методологические основы проведения анализа эффективности
использования и структуры капитала…………………………………

10
1.3 Доходность капитала как показатель эффективности его
использования…………………………………………………………..

16
Глава 2. Анализ структуры и доходности капитала ОАО «Магнит»... 21
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика
ОАО «Магнит»………………………………………………………….

21
2.2 Анализ структуры капитала на примере ОАО «Магнит»………. 26
2.3 Анализ доходности капитала на примере ОАО «Магнит»……… 31
2.4. Рекомендации по совершенствованию цены и структуры
капитала ОАО «Магнит»………………………………………………

34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа состоит из  1 файл

Управление стоимостью капит.doc

— 315.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические предпосылки проведения анализа капитала.. 6
     1.1 Капитал: понятие, структура, функции,  назначение…………….. 6
     1.2 Методологические основы проведения  анализа эффективности

     использования и структуры капитала…………………………………

 
10
     1.3 Доходность капитала как показатель эффективности его

     использования…………………………………………………………..

 
16
Глава 2. Анализ структуры и доходности капитала ОАО «Магнит»... 21
     2.1 Краткая технико-экономическая характеристика

     ОАО «Магнит»………………………………………………………….

 
21
     2.2 Анализ структуры капитала на  примере ОАО «Магнит»………. 26
     2.3 Анализ доходности капитала на  примере ОАО «Магнит»……… 31
     2.4. Рекомендации по совершенствованию  цены и структуры

     капитала  ОАО «Магнит»………………………………………………

 
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 46
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….. 40
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     С позиций финансового менеджмента  капитал предприятия характеризует  общую стоимость средств в  денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов.

     Актуальность  курсового исследования определяет тот факт, что капитал предприятия является основным фактором производства. В экономической теории выделяют три основных фактора производства, обеспечивающих хозяйственную деятельность производственных предприятий - капитал; землю и другие природные ресурсы; трудовые ресурсы. В системе этих факторов производства капиталу принадлежит приоритетная роль, так как он объединяет все факторы в единый производственный комплекс.

     Капитал характеризует финансовые ресурсы  предприятия, приносящие доход. В этом своем качестве капитал может  выступать изолированно от производственного фактора - в форме ссудного капитала, обеспечивающего формирование доходов предприятия не в производственной, а в финансовой (инвестиционной) сфере его деятельности.

     В современных условиях перед российскими  предприятиями остро стоит проблема привлечения ресурсов для финансирования процессов обновления основных средств, расширения производства и совершенствования национальной экономики в целом. Эта проблема особенно актуальна в нынешней ситуации, когда руководство страны поставило задачу увеличения темпов роста национальной экономики.

     Значительная  часть отечественных компаний продолжает рассчитывать на собственные средства в тот момент, когда существует возможность эффективного привлечения инвестиционных ресурсов с целью увеличения темпов экономического роста предприятия.

     Управление  капиталом представляет собой систему  принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его формированием из различных источников, а также обеспечением эффективного его использования в различных видах хозяйственной деятельности предприятия. Данное обстоятельство обусловило выбор темы исследования и ее актуальность.

     Целью работы является определение и обоснование оптимальной структуры капитала для сети магазинов ОАО «Магнит» с точки зрения его стоимости.

     Для достижения поставленной цели в работе решен комплекс взаимосвязанных задач:

  1. раскрыты сущность, виды и эффективность использования источников финансирования предприятия и способы управления ценой и структурой капитала организации;
  2. проведен анализ предпринимательской деятельности ОАО «Магнит» и источников ее финансирования;
  3. разработаны рекомнедации по повышению эффективности использования капитала на ОАО «Магнит».

     Предметом исследования явились особенности формирования структуры и стоимости капитала.

     Объектом  исследования является анализ цены и структуры капитала ОАО «Магнит»

     Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты РК, работы отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме, статистические материалы. Для решения поставленных в работе задач использованы такие общенаучные методы, как категориальный, субъектно-объектный, системный подходы, а также методы сравнительного анализа, статистической обработки информации, экономико-математического моделирования, экспертных оценок.

     Информационную  базу составили данные периодической и годовой отчетности ОАО «Магнит» за период с 2008 по 2010 год.

     Поставленные  цель и задачи обусловили структуру и логику курсового исследования, включающего в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Глава 1. Теоретические предпосылки проведения анализа капитала

     1.1. Капитал: понятие, структура, функции, назначение 

     Одним из ключевых понятий в финансах организаций, а так же их основным объектом управления является капитал.

     Теории  капитала имеют длительную историю. Многие известные экономисты трактовали его по разному.

     Так Ряд экономистов – представителей школы классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и др.) соотносят капитал со стоимостью, приносящей прибавочную стоимость, опираясь при этом на концепцию создания прибавочного продукта, а также особенности производственных отношений людей в процессе общественного производства [12, с. 18].

     Другие  авторы (В. Ле-Кутре, И. Фишер, Дж.С. Милль) рассматривают капитал более  широко – как накопленное богатство, имущество собственника и т.д. [15, с. 147].

     Наиболее  подходящим и более полно определяющим понятие капитала в рамках анализа  его структуры и оценки эффективности  использования можно считать  следующее определение:

     Капитал организации – представляет собой значительную часть финансовых ресурсов организации, направляемую в текущую, финансовую и инвестиционную деятельность в целях получения прибыли

     Основной  целью формирования капитала организации  является обеспечение потребности  в источниках финансирования ее операционной и финансовой деятельности с учетом динамики развития и особенностей функционирования, а также достижение сбалансированности структуры данных источников с позиции обеспечения условий для более эффективного функционирования организации на основе выбранных собственниками и менеджерами критериев оптимизации.

     Капитал в организации выполняет ряд  значительных функций:

     - оперативную - связана с поддержанием непрерывности деятельности организации (предприятия);

     - защитную (абсорбирующую) - направлена на защиту капитала кредиторов и возмещение (поглощение) убытков организации;

     - распределительную - связана с участием в распределении полученной прибыли;

     - регулирующую - определяет возможности и масштабы привлечения заемных источников финансирования, а также участия отдельных субъектов в управлении организацией [20, с. 102].

     Капитал организации можно поделить на два  основных вида это: Собственный капитал  и Заемный капитал.

     Собственный капитал (СК) организации как юридического лица в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего организации. Это так называемые чистые активы организации. Они определяются как разность между стоимостью имущества (активным капиталом) и заемным капиталом.

     Собственный капитал могут формировать следующие источники:

     – уставный капитал (акционерный –  обыкновенный акционерный капитал и привилегированные акции, паевой, индивидуальный);

     – эмиссионный доход (в случае организационно правовой формы компании как акционерного общества);

     – добавочный капитал;

     – нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);

     – резервный капитал;

     – целевое финансирование.

     Уставной  капитал представляет собой совокупность вкладов акционеров в имущество  в момент создания организации для  обеспечения его деятельности в  размерах, определенных учредительными документами. Уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

     Добавочный  капитал, который показывает прирост  стоимости имущества в результате переоценок основных средств и незавершенного строительства организации, производимых по решению правительства, полученные денежные средства и имущество в сумме превышения их величины над стоимостью переданных за них акций и др. Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала, погашение балансового убытка за отчетный год, а также распределен между учредителями предприятия и на др цели.

     Нераспределенная  прибыль - чистая прибыль (или ее часть),не распределенная в виде дивидендов между акционерами (учредителями) и не использованная на другие цели. Обычно эти средства используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, т.е. в любой момент готовых к новому обороту. Нераспределенная прибыль может из года в год увеличиваться, представляя рост собственного капитала на основе внутреннего накопления [7, с. 89].

     Резервный капитал - капитал, который создается за счет отчислений от прибыли. Резервный капитал используется в качестве резервного фонда для пополнения собственного капитала и для выплаты дивидендов в периоды конъюнктурных спадов.

     Эмиссионный доход акционерного общества представляет собой доход полученный в результате образовавшейся разницы между ценой  продажи и номинальной стоимостью акции.

     Целевое финансирование представляет собой  средства организации направляемые ею на финансирование каких - либо мероприятий , объектов, целей.

     Что касается заемного капитала, то он, в  свою очередь, характеризует привлекаемые для финансирования развития компании на возвратной основе денежные средства и/или другие имущественные ценности и включает в себя:

     – долгосрочные банковские кредиты;

     – собственные долговые ценные бумаги сроком погашения более одного года;

     – финансовый лизинг;

     Использование Собственного и Заемного капитала организацией может иметь свои плюсы и минусы. Положительные и отрицательные стороны от использования собственного и заемного капитала приведены в табл. 1 [20, с. 78].

Таблица 1

Плюсы и  минусы использования заемного и  собственного капитала

Собственный капитал
Плюсы Минусы
Простота  привлечения

Обеспечение финансовой устойчивости компании, ее платежеспособности в долгосрочном периоде, а также

снижение риска  банкротства;

более высокая  способность

генерирования прибыли

Ограниченность  объема привлечения в силу недостатка собственных средств.

Более высокая  стоимость привлечения в сравнении  с альтернативными заемными источниками  формирования капитала.

Исключается возможность  роста рентабельности капитала за счет привлечения

Заемный капитал
Достаточно широкие объемы привлечения

Возможность увеличения финансового потенциала организации  Более низкая стоимость в сравнении  со стоимостью собственного капитала, что обеспечивается «льготным» налогообложением.

Способность генерировать рост коэффициента рентабельности СК за счет эффекта финансового рычага

Увеличивается  риск снижения финансовой устойчивости компании и потери ее платежеспособности. Возможность банкротства Уменьшение, при прочих равных условиях, величины прибыли в силу необходимости выплачивать ссудный процент. Сложность процедуры привлечения.

зависимость стоимости  от конъюнктуры финансового рынка 

Информация о работе Управление стоимостью капитала