Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:36, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является раскрытие понятия прибыль от продаж и её зависимость от объема реализации и структуры затрат организации.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
Рассмотреть взаимосвязь понятий "затраты - объем - прибыль";
Изучить одно из торгово-производственных предприятий Арзамасского района;
Провести анализ формирования прибыли от продажи на данном предприятии;
Изучить показатели рентабельности предприятия.
Введение 3
Глава 1. Ученые-экономисты и практики о взаимосвязи "затраты - объем - прибыль"
5
1.1 Анализ соотношения "затраты - объем - прибыль" 5
1.2. Условия безубыточности 7
Глава 2. Производственный левередж организации и влияние основных факторов на его величину
10
2.1. Классификация затрат на производство продукции 10
2.2. Производственный левережд 12
2.3. Факторы влияющие на величину производственного левереджа 14
Глава 3. Условия безубыточности, запас финансовой прочности организации
20
3.1. Анализ порогового объема реализации продукции 20
3.2. Запас финансовой прочности 27
Заключение 31
Список литературы
2.1.
Классификация затрат на производство
продукции
Каждую статью издержек обращения фирма тщательно анализирует. Фирма ищет пути и разрабатывает мероприятия по сокращению издержек обращения. Так, для сокращения транспортных расходов фирма добивается за счет полной загрузки машин уменьшение порожнего пробега. Использование прицепов и тягачей, расширение централизованной и кольцевой доставки товаров.
Планирование транспортных расходов производится фирмой «Дивеевский родник» по составным элементам, видам транспорта. В фирме преобладают расходы по автоперевозкам. Для прогнозирования этих расходов используется расчет транспортного грузооборота. Транспортный грузооборот запланирован в размере 15 тыс. р. при тарифе за перевозку 1 тонны груза 350 рублей. Таким образом, расходы за перевозку определяются путем умножения тарифа за перевозку 1 тонны на транспортный грузооборот. Он составляет 5250 т. р. (350 х 15000).
В основу планирования фонда оплаты труда берется штатное расписание, в котором прогнозируется численность работников, месячные оклады и на их основе фонд заработной платы на месяц, квартал, год. На 2008 г. изменений в штатном расписании не планируется. Руководство фирмы планирует повысить среднюю заработную плату работников на 60 руб. (760 – 700). Это приведет к увеличению расходов на оплату труда работников на 262 т. р. (3312 – 3050).
Таблица 3.7
Планирование по статьям издержек фирмы «Дивеевский родник» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Статьи издержек обращения | 2006 г. | 2007 г. | Отклонение (+;-) | План на 2008 г. | Отклонение плана от факт 2007 г. (+;-) |
1. Транспортные расходы | 3500 | 6200 | 2700 | 5250 | -950 |
2. Расходы по оплате труда | 2940 | 3050 | 110 | 3312 | 262 |
3. Отчисления на социальные нужды | 1138 | 1180 | 42 | 1281 | 101 |
4. Расходы на аренду и содержание зданий | 256 | 410 | 154 | 458 | 48 |
5. Амортизация основных средств | 550 | 625 | 75 | 620 | -5 |
6. Расходы на ремонт основных средств | 680 | 850 | 170 | 645 | -205 |
7. Износ санитарной и спец. одежды | 416 | 114 | -2 | 105 | -9 |
8. Плата за электро- и теплоэнергию | 80 | 104 | 24 | 106 | 2 |
9. Расходы на хранение | 129 | 138 | 9 | 134 | -4 |
10. Расходы на рекламу | 185 | 176 | -9 | 178 | 2 |
11. Затраты по оплате % за пользование займами | 32 | 58 | 21 | 86 | 28 |
12. Потери товаров и технологические отходы | 136 | 85 | -51 | 82 | -3 |
13. Расходы на тару | 88 | 110 | 22 | 105 | -5 |
14. Прочие расходы | 160 | 2786 | 2626 | 1256 | -1530 |
Итого: | 9990 | 15886 | 5896 | 13618 | 2268 |
Расходы
на аренду, содержание зданий, сооружений,
оборудования и инвентаря планируются
по составным элементам. В 2008 году фирма
планирует арендовать торговые павильоны
и палатки на рынках города и районных
центрах области для организации розничной
торговли. Расходы на ремонт основных
средств включают расходы на проведение
всех видов ремонта основных средств,
в том числе расходы по ремонту арендованных
зданий. Их планирование основывается
на составление сметы расходов по ремонту
основных средств.
2.2.
Производственный левережд
Производственный левередж (leverage в дословном переводе - рычаг) - это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.[18]
Необходимым условием применения механизма производственного левереджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
Производственный левередж определяется с помощью следующей формулы:
(1)
либо
=
(2)
где ЭПЛ - эффект производственного левереджа;
МД - маржинальный доход;
Зпост - постоянные затраты;
П - прибыль.
Найденное
с помощью формулы (1) значение эффекта
производственного левереджа в
дальнейшем используется для прогнозирования
изменения прибыли в
(3)
где П - изменение прибыли, в %;
Для наглядности рассмотрим эффект производственного левереджа на ООО «Дивеевский родник»:
1.
Сумма продаж (выручка)
2.
Переменные затраты
3. Маржинальный доход (п. 1 - п. 2) 25000
4.
Постоянные затраты
5.
Прибыль (п. 3 - п. 4)
6.
Объем реализованной продукции,
7.
Цена за единицу напитка, руб.
8.
Эффект производственного
Используя
механизм производственного левереджа,
спрогнозируем изменение
Производственный
левередж является показателем, помогающим
менеджерам выбрать оптимальную стратегию
предприятия в управлении затратами и
прибылью.
2.3.
Факторы влияющие на величину производственного
левереджа
Величина
производственного левереджа
- цены и объема продаж;
-
переменных и постоянных
-
комбинации любых
Рассмотрим влияние каждого фактора на эффект производственного левереджа на основе вышеприведенного примера.
Увеличение цены реализации на 10% (до 16 руб. 50 коп. за единицу) приведет к увеличению объема продаж до 82500 руб., маржинального дохода - до 32500 руб. (82500 - 50000) и прибыли до 17500 руб. (32500 - 15000). При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу напитка с 5 руб. (25000 руб. : 5000 бут.) до 6 руб. 50 коп. (32500 руб. : 5000 бут.). В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составит 2308 бут. (15000 руб. : 6 руб. 50 коп.), а маржинальный запас прочности предприятия увеличится до 2692 бут. (5000 - 2308) или на 53,8%. Как следствие, предприятие может получить дополнительную прибыль в сумме 7500 руб. (17500 - 10000). При этом, эффект производственного левереджа снизится с 2,5 до 1,86 единиц (32500 : 17500).
Снижение переменных затрат на 10% (с 50000 руб. до 45000 руб.) приведет к увеличению маржинального дохода до 30000 руб. (75000 - 45000) и прибыли до 15000 руб. (30000 - 15000). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 37500 руб. [15000 : (30000 : 75000)], что в натуральном выражении составит 2500 бут. (37500 : 15). Как следствие, маржинальный запас прочности предприятия составит 37500 руб. (75000 - 37500) или 2500 бут. (37500 руб. : 15 руб.). В этих условиях эффект производственного левереджа на предприятии снизится до 2 единиц (30000 : 15000). При снижении постоянных затрат на 10% (с 15000 руб. до 13500 руб.) прибыль предприятия увеличится до 11500 руб. (75000 - 50000 - 13500) или на 15%. В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 34848 руб. [13500 : (25000 : 75000)], а в натуральном выражении - 2323 бут. (34848 : 15). При этом маржинальный запас прочности предприятия будет соответствовать 40152 руб. (75000 - 34848) или 2677 бут. (40152 : 15). Как следствие, в результате снижения постоянных затрат на 10% эффект производственного левереджа составит 2,17 единиц (25000 : 11500) и по сравнению с первоначальным уровнем снизится на 0,33 единиц (2,5 - 2,17).
Анализ приведенных расчетов позволяет сделать вывод о том, что в основе изменения эффекта производственного левереджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
Следует
отметить, что в конкретных ситуациях
проявление механизма производственного
левереджа имеет ряд
1.
Положительное воздействие
Для
того, чтобы положительный эффект
производственного левереджа
2. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левереджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.
3. Механизм производственного левереджа имеет и обратную направленность - при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.
4.
Между производственным
5.
Эффект производственного
Понимание
механизма проявления производственного
левереджа позволяет
При
неблагоприятной конъюнктуре
Информация о работе Условия безубыточности, запас финансовой прочности организации