Условия безубыточности, запас финансовой прочности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является раскрытие понятия прибыль от продаж и её зависимость от объема реализации и структуры затрат организации.

Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

Рассмотреть взаимосвязь понятий "затраты - объем - прибыль";
Изучить одно из торгово-производственных предприятий Арзамасского района;
Провести анализ формирования прибыли от продажи на данном предприятии;
Изучить показатели рентабельности предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Ученые-экономисты и практики о взаимосвязи "затраты - объем - прибыль"
5
1.1 Анализ соотношения "затраты - объем - прибыль" 5
1.2. Условия безубыточности 7
Глава 2. Производственный левередж организации и влияние основных факторов на его величину
10
2.1. Классификация затрат на производство продукции 10
2.2. Производственный левережд 12
2.3. Факторы влияющие на величину производственного левереджа 14
Глава 3. Условия безубыточности, запас финансовой прочности организации
20
3.1. Анализ порогового объема реализации продукции 20
3.2. Запас финансовой прочности 27
Заключение 31
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Прибыль от продаж_МОЙ 2 (3) .doc

— 251.00 Кб (Скачать документ)

        
 

      2.1. Классификация затрат на производство продукции 
 
 

      Каждую статью издержек обращения фирма тщательно анализирует. Фирма ищет пути и разрабатывает мероприятия по сокращению издержек обращения. Так, для сокращения транспортных расходов фирма добивается за счет полной загрузки машин уменьшение порожнего пробега. Использование прицепов и тягачей, расширение централизованной и кольцевой доставки товаров.

      Планирование  транспортных расходов производится фирмой «Дивеевский родник» по составным элементам, видам транспорта. В фирме преобладают расходы по автоперевозкам. Для прогнозирования этих расходов используется расчет транспортного грузооборота. Транспортный грузооборот запланирован в размере 15 тыс. р. при тарифе за перевозку 1 тонны груза 350 рублей. Таким образом, расходы за перевозку определяются путем умножения тарифа за перевозку 1 тонны на транспортный грузооборот. Он составляет 5250 т. р. (350 х 15000).

      В основу планирования фонда оплаты труда берется штатное расписание, в котором прогнозируется численность работников, месячные оклады и на их основе фонд заработной платы на месяц, квартал, год. На 2008 г. изменений в штатном расписании не планируется. Руководство фирмы планирует повысить среднюю заработную плату работников на 60 руб. (760 – 700). Это приведет к увеличению расходов на оплату труда работников на 262 т. р. (3312 – 3050).

      Таблица 3.7

      Планирование  по статьям издержек фирмы «Дивеевский родник»                          (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Статьи  издержек обращения 2006 г. 2007 г. Отклонение (+;-) План на 2008 г. Отклонение плана от факт 2007 г.  (+;-)
1. Транспортные  расходы 3500 6200 2700 5250 -950
2. Расходы  по оплате труда 2940 3050 110 3312 262
3. Отчисления  на социальные нужды 1138 1180 42 1281 101
4. Расходы  на аренду и содержание зданий 256 410 154 458 48
5. Амортизация  основных средств 550 625 75 620 -5
6. Расходы  на ремонт основных средств 680 850 170 645 -205
7. Износ  санитарной и спец. одежды 416 114 -2 105 -9
8. Плата  за электро- и теплоэнергию 80 104 24 106 2
9. Расходы  на хранение 129 138 9 134 -4
10. Расходы  на рекламу 185 176 -9 178 2
11. Затраты  по оплате % за пользование займами 32 58 21 86 28
12. Потери  товаров и технологические отходы 136 85 -51 82 -3
13. Расходы на тару 88 110 22 105 -5
14. Прочие  расходы 160 2786 2626 1256 -1530
Итого: 9990 15886 5896 13618 2268
 

      Расходы на аренду, содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря планируются по составным элементам. В 2008 году фирма планирует арендовать торговые павильоны и палатки на рынках города и районных центрах области для организации розничной торговли. Расходы на ремонт основных средств включают расходы на проведение всех видов ремонта основных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных зданий. Их планирование основывается на составление сметы расходов по ремонту основных средств. 
 
 

      2.2. Производственный левережд 
 
 

      Производственный  левередж (leverage в дословном переводе - рычаг) - это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.[18]

      Необходимым условием применения механизма производственного  левереджа является использование  маржинального метода, основанного  на подразделении затрат предприятия  на постоянные и переменные. Чем  ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

      Производственный  левередж определяется с помощью  следующей формулы:

         (1)  

      либо = (2) 

      где ЭПЛ - эффект производственного левереджа;

      МД - маржинальный доход;

      Зпост - постоянные затраты;

      П - прибыль.

      Найденное с помощью формулы (1) значение эффекта  производственного левереджа в  дальнейшем используется для прогнозирования  изменения прибыли в зависимости  от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:[18]

       (3)

      где П - изменение прибыли, в %;

  • В - изменение выручки, в %.

      Для наглядности рассмотрим эффект производственного  левереджа на ООО «Дивеевский родник»:

                                                                                           (руб.)

      1. Сумма продаж (выручка)                                        75000

      2. Переменные затраты                                                50000

      3. Маржинальный доход (п. 1 - п. 2)                          25000

      4. Постоянные затраты                                                15000

      5. Прибыль (п. 3 - п. 4)                                                 10000

      6. Объем реализованной продукции,  бут.                  5000

      7. Цена за единицу напитка, руб.                                  15

      8. Эффект производственного левереджа  (п. 3 : п. 5) 2,5

      Используя механизм производственного левереджа, спрогнозируем изменение прибыли  предприятия в зависимости от изменения выручки, а также определим  точку безубыточной деятельности. Для нашего примера эффект производственного левереджа составляет 2,5 единиц (25000 : 10000). Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1%, прибыль сократится на 2,5%, а при снижении выручки на 40% мы достигнем порога рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой. Предположим, что выручка сократится на 10% и составит 67500 руб. (75000 - 75000 х 10 : 100). В этих условиях прибыль предприятия сократится на 25% и составит 7500 руб. (10000 - 10000 х 25 : 100).

      Производственный  левередж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью.  
 
 
 

      2.3. Факторы влияющие на величину производственного левереджа 
 
 

      Величина  производственного левереджа может  изменяться под влиянием:

      - цены и объема продаж;

      - переменных и постоянных затрат;

      - комбинации любых перечисленных  факторов.

      Рассмотрим  влияние каждого фактора на эффект производственного левереджа на основе вышеприведенного примера.

      Увеличение  цены реализации на 10% (до 16 руб. 50 коп. за единицу) приведет к увеличению объема продаж до 82500 руб., маржинального дохода - до 32500 руб. (82500 - 50000) и прибыли до 17500 руб. (32500 - 15000). При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу напитка с 5 руб. (25000 руб. : 5000 бут.) до 6 руб. 50 коп. (32500 руб. : 5000 бут.). В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составит 2308 бут. (15000 руб. : 6 руб. 50 коп.), а маржинальный запас прочности предприятия увеличится до 2692 бут. (5000 - 2308) или на 53,8%. Как следствие, предприятие может получить дополнительную прибыль в сумме 7500 руб. (17500 - 10000). При этом, эффект производственного левереджа снизится с 2,5 до 1,86 единиц (32500 : 17500).

      Снижение  переменных затрат на 10% (с 50000 руб. до 45000 руб.) приведет к увеличению маржинального дохода до 30000 руб. (75000 - 45000) и прибыли до 15000 руб. (30000 - 15000). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 37500 руб. [15000 : (30000 : 75000)], что в натуральном выражении составит 2500 бут. (37500 : 15). Как следствие, маржинальный запас прочности предприятия составит 37500 руб. (75000 - 37500) или 2500 бут. (37500 руб. : 15 руб.). В этих условиях эффект производственного левереджа на предприятии снизится до 2 единиц (30000 : 15000). При снижении постоянных затрат на 10% (с 15000 руб. до 13500 руб.) прибыль предприятия увеличится до 11500 руб. (75000 - 50000 - 13500) или на 15%. В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 34848 руб. [13500 : (25000 : 75000)], а в натуральном выражении - 2323 бут. (34848 : 15). При этом маржинальный запас прочности предприятия будет соответствовать 40152 руб. (75000 - 34848) или 2677 бут. (40152 : 15). Как следствие, в результате снижения постоянных затрат на 10% эффект производственного левереджа составит 2,17 единиц (25000 : 11500) и по сравнению с первоначальным уровнем снизится на 0,33 единиц (2,5 - 2,17).

      Анализ  приведенных расчетов позволяет  сделать вывод о том, что в основе изменения эффекта производственного левереджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

      Следует отметить, что в конкретных ситуациях  проявление механизма производственного  левереджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в  процессе его использования. Эти  особенности состоят в следующем:

      1. Положительное воздействие производственного левереджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.

      Для того, чтобы положительный эффект производственного левереджа начал  проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным "грузом" на пути к достижению точки безубыточности.

      2. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левереджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.

      3. Механизм производственного левереджа имеет и обратную направленность - при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

      4. Между производственным левереджем  и прибылью предприятия существует  обратная зависимость. Чем выше  прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левереджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный левередж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

      5. Эффект производственного левереджа  проявляется только в коротком  периоде. Это определяется тем,  что постоянные затраты предприятия  остаются неизменными лишь на  протяжении короткого отрезка  времени. Как только в процессе  увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левереджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.[13]

      Понимание механизма проявления производственного  левереджа позволяет целенаправленно  управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения  эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.

      При неблагоприятной конъюнктуре товарного  рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

Информация о работе Условия безубыточности, запас финансовой прочности организации