Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:36, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является раскрытие понятия прибыль от продаж и её зависимость от объема реализации и структуры затрат организации.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
Рассмотреть взаимосвязь понятий "затраты - объем - прибыль";
Изучить одно из торгово-производственных предприятий Арзамасского района;
Провести анализ формирования прибыли от продажи на данном предприятии;
Изучить показатели рентабельности предприятия.
Введение 3
Глава 1. Ученые-экономисты и практики о взаимосвязи "затраты - объем - прибыль"
5
1.1 Анализ соотношения "затраты - объем - прибыль" 5
1.2. Условия безубыточности 7
Глава 2. Производственный левередж организации и влияние основных факторов на его величину
10
2.1. Классификация затрат на производство продукции 10
2.2. Производственный левережд 12
2.3. Факторы влияющие на величину производственного левереджа 14
Глава 3. Условия безубыточности, запас финансовой прочности организации
20
3.1. Анализ порогового объема реализации продукции 20
3.2. Запас финансовой прочности 27
Заключение 31
Список литературы
При
управлении постоянными затратами
следует иметь в виду, что высокий
их уровень в значительной мере определяется
отраслевыми особенностями
Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести: существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.
При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.
Использование механизма производственного левереджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.
Для
отечественных предприятий
Глава
3. Условия безубыточности, запас финансовой
прочности организации
3.1.
Анализ порогового объема реализации
продукции
Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.
Рассмотрим некоторые из показателей рентабельности торговых предприятий применительно к хозяйственной деятельности ООО «Дивеевский родник».
Рентабельность продаж.
Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.
Использование различных показателей прибыли при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитические возможности последнего показателя. Интерес представляет исчисление уровня рентабельности по всей (балансовой) прибыли, а не только по прибыли от реализации товаров, несмотря на то, что внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 3.1.
Таблица 3.1
Расчет показателей рентабельности продаж Фирмы «Дивеевский родник» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатель | 2006 г | 2007 г. |
Выручка (нетто) от реализации товаров | 105258 | 182842 |
Себестоимость реализации товаров | 91771 | 158772 |
Коммерческие расходы | 9990 | 15886 |
Прибыль от реализации | 3496 | 8184 |
Проценты к получению | 49 | 39 |
Прочие операционные доходы | 180 | 200 |
Прочие операционные расходы | 785 | 870 |
Прочие внереализационные доходы | 408 | 71 |
Прочие внереализационные расходы | 131 | 233 |
Прибыль отчетного периода | 3217 | 7390 |
Рентабельность
продаж (%)
- по прибыли от реализации товаров |
3,32 | 4,48 |
- по балансовой прибыли | 3,06 | 4,04 |
Как видно, что в 2006г., что 2007г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2007г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.
Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации.
Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж фирмы «Дивеевский родник», можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2007г. - 4,48%). В Российском статистическом ежегоднике за 2006г. следующие данные: рентабельность продаж торгового предприятия – 4,9%; рентабельность активов – 3,0%.
Рентабельность деятельности.
Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.
С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Расчет
рентабельности торговой и финансово-хозяйственной
Показатель |
2006г. | 2007г. |
Издержки обращения | 9990 | 15886 |
Затраты предприятия | 10906 | 16989 |
Прибыль от реализации | 3496 | 8184 |
Балансовая прибыль | 3217 | 7390 |
Рентабельность издержек обращения, % | 34,99 | 51,52 |
Рентабельность текущих расходов, % | 29,50 | 43,50 |
Сопоставив таблицы 3.1 и 3.2, увидим, что из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов, что в 2007г., что в 2006г.
Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности.
Оценка
уровней показателей
Рентабельность капитала.
Эффективность
использования ресурсов торгового
предприятия характеризуется
С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.
Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (табл.3.3).
Как
видно, рентабельность собственного капитала
в 2007 году (19,97%) ниже, чем в 2006г. (49,54%). Этому
способствовало уменьшение прибыли более
чем в 2 раза, тогда как средняя величина
собственного капитала изменилась незначительно
(в 1,2 раза) по сравнению с 2006г.
Таблица 3.3
Расчет
рентабельности собственного капитала
фирмы «Дивеевский родник»
(в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатель | 2006г. | 2007г |
Собственный
капитал:
|
9865 11104 |
11104 13086 |
Средняя величина собственного капитала в течение года | 10484,5 | 12095 |
Чистая прибыль | 5194 | 2415 |
Рентабельность собственного капитала, % | 49,54 | 19,97 |
Рентабельность используемых ресурсов.
Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения. Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (табл. 3.4).
Информация о работе Условия безубыточности, запас финансовой прочности организации