Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:07, курсовая работа
Представленная работа посвящена рассмотрению вопроса валютной системы России. Тема является актуальной и довольно интересной не только с позиции экономиста, но и простого обывателя.
Валютная система страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.
Введение………………………………………………………………………………..3
1.Сущность валютной системы, её задачи и роль……………………………...4-6
2.Валютный контроль: понятие, задачи………………………………………..7-11
2.1 Правовые основы валютного контроля в РФ……………………………11-14
2.2 Валютные операции – предмет валютного контроля…………………...14-18
2.3 Субъекты валютного контроля по законодательству РФ……………...18-21
2.4 Объекты валютного контроля по законодательству РФ……………….21-23
3. Валютное регулирование и его виды…………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………..25-26
Список использованной литературы…………………………………………….27
Валютный контроль осуществляется в целях реализации государственной политики, представляя собой вид
государственного контроля. В таком качестве валютный контроль может быть рассмотрен в некоторых аспектах.
Во-первых, он является одной из функций государственного управления. Валютный контроль обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений для выявления случаев отклонения от выполнения управляющих предписаний государства.
Во-вторых, валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства. Так, установив правело обязательного возврата в страну экспортной выручки резидентов, государство в лице органов и агентов валютно-экспортного контроль отслеживает движение выручки практически по каждому внешнеторговому контракту через систему паспортов сделок.
В-третьих, валютный контроль- форма обратной связи в системе регулирования валютных отношений. Действующая в России система валютного контроля предполагает получение его органами и агентами информации не только о противоправный, но и о правомерных действиях лиц, совершающих операции с валютой. Тем самым, становится возможным оценка результатов валютных мероприятий государства и их своевременная коррекция. Например, получая информацию о многочисленных фактах приобретения резидентами недвижимого имущества за рубежом без оформления лицензии на вывоз капитала, Банк России принял решение о переходе к уведомительному порядку совершения таких операций, поскольку массовые нарушения нерационального требования подрывали уважение к любым правилам валютного регулирования как таковым.
В-четвертых, как уже было показано выше, валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения правил валютных операций ( валютных ограничений). Тем самым валютный контроль есть способ поддержания правопорядка в валютной сфере.
Анализ отдельных элементов валютного контроля приводит к выводу, что валютный контроль является самостоятельным видом государственного контроля. Данный вид контроля обладает собственным предметом, особым кругом субъектов контрольной деятельности и подконтрольных объектов, специальными задачами и целями и определенным набором контрольных методов. Остановимся на каждом из элементов несколько подробней.
Валютные операции, совершаемые резидентами и нерезидентами на территории Российской Федерации, подвергают валютному контролю независимо от того, установлены ли законодательством ограничения на совершение тех или иных действий с валютой (валютные ограничения), однако наличие валютных ограничений сказывается на степени активности государственного контроля. Наиболее жестоко контролируют валютные операции, связанные с вывозом капитала. Как правило, совершение таких операций возможно только с согласия Центрального банка РФ. Получение разрешения Банка России всегда предполагает проверку сведений, заявлений лицом, обратившегося за разрешением.
Операции, проведение которых не ограниченно, тщательно документируются и подвергаются выборочным проверкам, преследующим цель выявить операции, ошибочно или умышленно отнесенные к текущим, но фактически направленные на вывоз капитала из страны. Кроме того, свободное совершение валютных операций, как правило, связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т.п.). Такие меры позволяют организовать наблюдение органов валютного контроля за проведением любых валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства. Следовательно, предметом валютного контроля выступают любые валютные операции.
Субъектами валютного контроля - это те государственные органы, а в ряде случаев негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства.
По законодательству РФ субъекты валютного контроля делятся на две группы.
- Органы валютного контроля – государственные органы исполнительной власти специальной компетенции, наделенные полномочиями:
Органами валютного контроля в настоящее время являются Центральный банк РФ, Федеральная служба России по валютно-экспортному контролю и Государственный таможенный комитет РФ. Законодательством к органам валютного контроля причислено также Министерство РФ по налогам и сборам.
- Агенты валютного контроля – как правило, негосударственные организации и учреждения, на которые законом возложена обязанность осуществления контрольных функций. Полномочия агентов исчерпываются правом вести наблюдение за валютными операциями и проверять исполнение валютного законодательства. Например, агентами валютного контроля выступает негосударственные банки, имеющие право на выполнение валютных операций. Совершая валютные операции по поручению клиентов, банки обязаны контролировать законность этих операций.
Полномочия агентов валютного контроля по проведению проверок ограничиваются операциями, совершаемыми с их участием. Так, банк не вправе и не обязан проверять законность валютных операций своего клиента, осуществляемых через другой банк.
Подконтрольными объектами выступают физические и юридические лица, совершающие валютные операции. В системе управления валютными отношениями эти лица являются адресатами властных предписании, что вызывает необходимость контроля за выполнением таких предписаний.
Лица – участники валютных отношений подразделяются на две группы в зависимости от их связи с государством:
- резиденты страны;
- нерезиденты страны;
чаще всего для определения такой связи используют два критерия: во-первых, экономический (лицо признается резидентом той страны, где оно имеет центр экономических интересов) и, во – вторых, формально –юридический (лицо является резидентом той страны, где оно зарегистрировано).
Валютные операции резидентов подчиняются нормам валютного законодательства РФ независимо от территории их совершения. Например, действует правило, согласно которому резидент может открыть счет в иностранном банке за пределами РФ только при наличии разрешения Центрального банка РФ. Очевидно, что деятельность резидентов в полном объеме подконтрольна российским органам и агентам валютного контроля. В приведенном примере органы валютного контроля будут вправе проверить наличие лицензии БР на открытие счета в зарубежном банке.
Что касается нерезидентов, то российские правила о валютных операциях распространяются на них лишь постольку, поскольку они совершают операции на территории РФ. При этом режимы операций, адресованные нерезидентами, отличаются от режимов, установленных для резидентов.
Соблюдение нерезидентами таких специальных режимов и правил может проверяться российскими органами и агентами валютного контроля, хотя на практике это достаточно сложно. Тем не менее, нерезиденты наряду с резидентами могут быть признаны объектами валютного контроля (подконтрольными субъектами) при совершении ими валютных операций, подпадающих под действие российских правил валютного регулирования.
Цель валютного контроля может быть определена как обеспечение законности при проведении валютных операций. В первую очередь, это выражается в проверке соблюдения режимов валютных ограничений. Однако контроль за законностью распространяется и на совершение действий, не подпадающих под запреты или ограничения. Речь идет об уже упоминавшихся нормативных требованиях по предоставлению информации о валютных операциях, совершаемых свободно (например, ведение паспорт внешнеэкономической сделки).
Следует особо отметить, что целью контроля не являются воздействие на режим осуществления той или иной валютной операции. Выполнение требований контролирующий субъектов по предоставлению информации не должно затруднять или делать невозможным проведение законных операций с валютой.
Ряд исследователей указывает, что контрольные мероприятия иногда перерастают в валютные ограничения фактического характера, действующие наряду с законодательными. Так, Л.И. Фрей приводит пример Италии, в которой в 30-е гг. переводы валюты по импортным контрактам с иностранными партнерами не были запрещены формально, однако банки были обязаны для перевода средств за рубеж требовать представления таможенных документов о ввозе товара. Тем самым операции по переводу средств до ввоза товара фактически были запрещены. На опасность перерастания мер пассивного контроля в валютные ограничения указывается также в работе В. Эбке « Международное валютное право».
По своим целям валютный контроль может быть назван скорее «валютным надзором», так как контролирующие органы не решают вопросов целесообразности проверяемых операций и не наделены правом вмешательства в оперативную деятельность проверяемых объектов. Например, уполномоченный банк как агент валютного контроля может отказаться выполнить поручение клиента на проведение незаконного платежа, однако он не может ни дать указание руководителю организации об отзыве поручения, ни повлиять на решение о заключении валютной сделки.
Для выполнения своей основной цели – обеспечение правопорядка в валютной сфере – валютный контроль направлен на решение определенных задач, зависящих от проводимых государством мер валютного регулирования:
- обеспечение соблюдения режимов операций, связанных с движением капитала;
- обеспечение наблюдения за экспортом, проверка соблюдения требований, направленных на репатриацию экспортной валютной выручки и формирование валютного резерва страны;
- проверка соблюдения правил совершения операций с валютной и валютными ценностями внутри страны;
- обеспечение соблюдения правил перемещения валюты и валютных ценностей через границу.
К валютному контролю относится проверка исполнения валютных требований экономического (а не юридического) характера, а также различных правил, хотя и влияющих на состояние платежного баланса страны, но не относящихся к валютному регулированию.
Используемые субъектами валютного контроля методы – это, как правило, наблюдение и проверка. Наблюдение состоит в сборе информации, регулярно предоставляемой участниками валютных операций. Проверка предполагает привлечение дополнительных источников информации. Метод наблюдения позволяет реализовать функцию контроля как элемента обратной связи в системе валютного регулирования. Метод проверки используется там, где контроль направлен на пресечение нарушений валютных правил.
Валютный контроль представляет собой вид государственного контроля, состоящий в осуществлении органами валютного контроля и их агентами мероприятий, направленных на обеспечение законности при проведении валютных операций. Валютный контроль в России является составной частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность устанавливаемых государством валютных ограничений.
2.1 Правовые основы валютного контроля в РФ
Правовые нормы, регулирующие валютный контроль в РФ, являются составной частью правового института валютного регулирования. Данная группа норм закрепляет основные элементы валютного контроль: компетенцию и полномочия органов и агентов валютного контроля, права и обязанности подконтрольных субъектов, задачи валютного контроля.
Информация о работе Валютная система РФ. Валютное регулирование и валютный контроль