Валютная система РФ. Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание

Представленная работа посвящена рассмотрению вопроса валютной системы России. Тема является актуальной и довольно интересной не только с позиции экономиста, но и простого обывателя.
Валютная система страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1.Сущность валютной системы, её задачи и роль……………………………...4-6
2.Валютный контроль: понятие, задачи………………………………………..7-11
2.1 Правовые основы валютного контроля в РФ……………………………11-14
2.2 Валютные операции – предмет валютного контроля…………………...14-18
2.3 Субъекты валютного контроля по законодательству РФ……………...18-21
2.4 Объекты валютного контроля по законодательству РФ……………….21-23
3. Валютное регулирование и его виды…………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………..25-26
Список использованной литературы…………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Готовое.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

      Необходимо, прежде всего, остановиться на вопросе  о влиянии на систему валютного  контроля конституционных и международно – правовых норм. Данная проблема не получила исчерпывающего освещения в литературе, хотя применительно к международным валютным отношениям примеры таких исследований имеются.

      Конституция Российской Федерации  служит основой и ориентиром правового регулирования практически любой сферы деятельности государственных органов. Однако следует признать, что использование конституционных норм в решении вопросов валютного регулирования и контроля носит, как правило, косвенный характер.

      Анализ  Конституции РФ приводит к выводу, что связь с рассматриваемой проблематикой имеют следующие положения.

      Во  – первых, это п. «ж» ст. 71 и  не говориться о валютном контроле, представляется, что данное положение  следует толковать расширительно, поскольку валютный контроль является составной частью механизма валютного регулирования. Очевидно, что при единстве валютных правил установление разного порядка проведения контрольных мероприятий в субъектах Федерации не имеет смысла.

      Во  – вторых, следует указать п. «в»  ст. 106 Конституции РФ, фиксирующий  правило обязательного рассмотрения в Совете Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой по вопросам валютного регулирования. Тем самым подчеркивается важность законодательного решения валютных вопросов. К сожалению, на практике роль закона данной области, Закон о валютном регулировании и валютном контроле, поправки не вносили в течение 6 лет с момента принятия в октябре 1992 г. на фоне постоянно меняющегося в этот период законодательства России такая стабильность Закона указывает лишь на то, что его нормы фактически не регулировали реальных валютных отношений. Они были подменены подзаконным регулированием, чрезвычайно подвижным и изменчивым, которое и придавало жизнь нормам валютного регулирования. На уровне подзаконных актов решаются вопросы: определения круга валютных операций, связанных с движением капитала, но осуществляемых без лицензии Банка России; установления случаев, в которых экспортная выручка не подлежит обязательной репатриации, и многие другие. Подробнее это будет рассмотрено ниже применительно к регулированию валютного контроля.

      Между тем Конституция РФ дает основания  утверждать, что меры валютного контролирования (валютные ограничения, правила валютного  контроля) должны принимать на законодательном  уровне. Так, в ст. 76 Конституции РФ закреплено, что по вопросам ведения РФ принимаются федеральные законы. Поскольку  

    валютное  регулирование отнесено к ведению  Федерации (п. «ж» стю71 Конституции  РФ), оно требует законодательного установления соответствующих норм с соблюдением процедуры рассмотрения закона в Совете Федерации (п. «в» ст.106 Конституции РФ).

      Таким образом, очевидно, что воздействие  норм Конституции РФ на формирование валютного законодательства незначительно. Приходится контролировать, что в  основном законе государства не нашли отражения такие принципиальные моменты, как важнейшие задачи валютной политике государства, разграничение компетенции государственных органов в валютной сфере, гарантии прав лиц, совершающих операции с валютой. Между тем прямое конституционное закрепление этих положений послужило бы установлению стабильности валютной политики РФ. Практика Конституционного Суда РФ показывает, что нормы Конституции РФ достаточно тесно связаны с областью валютного регулирования. Так, именно на уровне правовой позиции КС РФ решен вопрос о недопустимости взыскания в бесспорном порядке штрафов за нарушение валютного законодательства (Определение Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. №50-О// Вестник Конституционного Суда РФ-1999-№3).

      Международными  соглашениями, участницей которых является РФ, непосредственно правила валютного контроля не устанавливаются. Если применительно к порядку проведения валютных операций международные соглашения выступает подчас непосредственным источником правового регулирования, то на валютный контроль они воздействуют лишь опосредованно.

      Поясним сказанное на примере. Международные  обязательства России, влияющие на ее валютное законодательство, связанны с ее членством в Международном  валютном фонде (МВФ). Решение о вступление в МВФ было закреплено Постановлением Верховного Совета РФ от 22 мая 1992 г. №2815-I «О вступлении РФ в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития». Тем самым Россия приняла на себя обязательства, вытекающие из статей Соглашения Международного Валютного Фонда, принятых на конференции ООН 22 июля 1944 г. в г. Бреттон - Вудс, США. Исходя из положений ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах РФ» нормы Соглашения МВФ следует рассматривать как составную часть российской правовой системы. Поскольку в России в период присоединения к Соглашению только совершался переход от режима валютной монополии государства к режиму валютного регулирования, международные обязательства, вытекающие из членства в МВФ, Россия приняла на себя не в полном объеме. Такой порядок допускается условиями Соглашения МВФ (ст. XIV «Переходные меры» ). Как следует из п. 6 Постановления ВС РФ о вступлении в МВФ, Россия первоначально не принимала на себя обязательств, установленных разд. 2(а) ст. VIII Соглашения МВФ, предусматривающего отказ государств – членов от введения ограничений на платежи и переводы по текущим валютным операциям.

      Полное  принятие положений, закрепленных ст. VIII Соглашения Фонда, последовало за изданием Указа Президента РФ от 16 мая 1996 г. №721 «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля». Впрочем, это мероприятие никак не отразилось на внутреннем законодательстве России, хотя составной  

    частью  института валютного регулирования  стали нормы, устанавливающие такие принципиальные положения, как отказ от ограничений на текущие платежи, отказ от «дискриминационной валютной практики» (т.е. от множественности курсов для разных покупателей валюты), конвертируемость валюты (разд. 2-4 ст.VIII Соглашения МВФ).

      Что касается валютного курса, от Соглашения МВФ прямых предписаний на данный счет не содержит. Но при создании системы  валютного контроля нормы Соглашения должны влиять на внутреннее законодательство страны – участницы.

      Во  – первых, введение таких мер, как контроль за импортом или экспортом товара (работ, услуг), предполагающих ряд формальностей при совершении внешнеторговых операций с целью государственного контроля за обоснованностью платежей и переводов по текущим валютным операциям. Строго говоря, система формальностей (ведение паспортов сделок, требование проведении расчетов исключительно через уполномоченный банк, ведущий паспорт сделки) должна быть разумной и достаточно гибкой, чтобы не послужить препятствием к совершению текущих валютных платежей добросовестными участниками внешнеторговых отношений. Как уже отмечалось, контрольные мероприятия не должны перерастать в фактические валютные ограничения.

      Во  – вторых, при осуществлении валютного  контроля государство – участник МВФ должно ориентироваться на цели Соглашения Фонда, стремясь к проведению валютной политики без их нарушения. Статья 1 Соглашения закрепляет следующие цели создания МВФ, влияющие на политику стран – членов в области, как валютного регулирования, так и валютного контроля:

  • стимулирование международного сотрудничества;
  • содействие расширению и сбалансированному росту мировой торговли;
  • достижение валютной стабильности;
  • отмена валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;
  • устранение диспропорций в платежных балансах государств без обращения к ограничительным мерам;
  • сокращение продолжительности международных расчетов.

      Таким образом, международно – правовой документ, Соглашение МВФ, косвенно влияет на нормативное  регулирование валютного контроля в России и, что само важное, может служить ориентиром при толковании норм внутреннего законодательства о валютном контроле.

      Как правило, международно- правовые соглашения очерчивают только исходные положения, которые должны конкретизироваться на уровне национального законодательства. Однако следует выделить круг международных соглашений, непосредственно затрагивающих сферу валютного контроля. Речь идет о межправительственных соглашениях, о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля. Так, подобное Соглашение было заключено 22 октября 1996 г. между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан. В развитии этого Соглашения между Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан был подписан Протокол от 12 марта 1997 г. о сотрудничестве и взаимные обязательства сторон по обмену информацией, исполнению запросов, обмену опытом, оказанию помощи в     

    подготовке  кадров, а также по содействию в  установлении контактов с иными органами договаривающихся сторон, наделенными полномочиями в области валютного и экспортного контроля. Аналогичное соглашение подписано с Азербайджанской Республикой.

      Тем самым нормы международного права  выполняют две основные функции  применительно к регулированию валютных отношений и валютного контроля: во – первых, нормы международных соглашений закрепляют принципиальные подходы к формированию валютной политики государств; во – вторых, они могут непосредственно воздействовать на контрольные правоотношения, как это имеет место в случае с международными договорами о правовой помощи в сфере валютного контроля.

      Основные  компоненты системы валютного контроля находят свое отражение в законах  и подзаконных актах, издаваемых по валютным вопросам. 

      2.2 Валютные операции – предмет валютного контроля 

      Согласно  ст. 10 Закона РФ « О валютном регулировании  и валютном контроле» валютный контроль обеспечивает соблюдение «валютного законодательства при осуществлении валютных операций».

      Таким образом, чтобы четко определить область действия валютного контроля, нужно, установить смысл термина «валютные операции».

      В Законе о валютном регулировании  и валютном контроле, основном российском нормативном акте в валютной сфере, для отнесения тех или иных действий к валютным операциям используется формальный метод: в п. 7 ст. 1 Закона дается перечень юридических действий, образующих валютные операции:

      1. « операции, связанные с переходом  права собственности и иных  прав на валютные ценности»,  иначе говоря, совершение юридических действий – сделок с валютой;

      2. Использование валюты в качестве  средства платежа, пользование  платежных документов, т.е. совершение  сделок, в которых переход прав  на валюту является следствием, а не целью (например, поставка  товаров с оплатой в иностранной валюте);

      3. Ввоз, вывоз, пересылка в РФ  и из РФ валютных ценностей,  международные денежные переводы, т.е. действия фактического характера,  которые могут быть даже не  связаны с какими – либо  сделками и иными юридическими  действиями (права и обязанности лиц в отношении валютных средств не изменяются, например, гражданин, возвращаясь из-за рубежа, переводит или перевозит собственные накопления).

      При всей универсальности приведенных  в Законе формулировок практика использования  нормативного определения валютных операций затрудняется отсутствием указания на общие критерий, который может быть использован для нестандартных ситуаций. Необходимость дополнения формального критерия критерием материальным можно проиллюстрировать несколькими примерами.

      При совершении форвардных сделок с валютой, предусматривающих куплю – продажу  валюты по фиксированной цене с требованием  «поставки» валюты в будущем, приобретающая  сторона вправе отказаться реализовать  свое право на  

    покупку валюты, уплатив продавцу «премию». В итоге перехода права собственности на валютные ценности по таким сделкам, как правило, не происходит. Является ли совершение такой сделки «валютной операцией» в соответствии со ст.1 Закона о валютном регулировании, до конца неясно. В Законе используется неопределенный термин «операции, связанные с переходом права собственности», но степень такой связи не конкретизируется.

      Затруднения влечет толкование формулировки «переход иных прав» на валютные ценности. Так, в отношениях по договорам комиссии, поручения, агентирования одно лицо может дать указание другому лицу приобрести за рубежом партию товаров и предоставить сумму средств в иностранной валюте, необходимую для исполнения поручения. Возникает проблема: имеет ли место валютная операция в отношениях между посредником, учитывая, что права собственности у посредника на полученные валютные средства не возникает? Данный вопрос встретился в практике Высшего Арбитражного Суда РФ по конкретному делу. Суд счел, что валютная операция между сторонами по договору комиссии имела место в виде расчетов в иностранной валюте на территории РФ между комитентом и комиссионером, признав такую операцию неправомерной (Постановление Президиума ВАС РФ от 20 января 1998 г. №4580/97).

Информация о работе Валютная система РФ. Валютное регулирование и валютный контроль