Валютные операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы – наметить перспективы развития рынка ценных бумаг.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть экономическое значение рынка ценных бумаг в экономике Республики Казахстан, его становление и развитие;
- изучить государственное регулирование финансового рынка;
- проанализировать рынок государственных ценных бумаг и деятельность инвестиционных фондов;
- рассмотреть и исследовать приоритетные направления развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансам.docx

— 147.53 Кб (Скачать документ)

Биржевые сделки – это взаимосогласованные  действия участников торгов, направленные на установление, прекращение или  изменение их прав и обязанностей в отношении биржевых товаров. Эти  сделки заключаются на товары и фондовые активы, допущенные к котировке и  обращению на бирже. Различают правовую, экономическую, организационную и  этическую сторону биржевых сделок. Сформировалось четыре их типа:

    • Сделки с предъявлением товара;
    • Индивидуальные форвардные сделки;
    • Фьючерсные (стандартные) сделки;
    • Опционные сделки

Регламент заключения сделки определяется биржей. К общим требованиям регламента биржевых сделок относится требование заключения сделок в письменной форме. В заявке на биржевую операцию должно быть указано:

    • Точное наименование товара
    • Род сделки
    • Количество товара
    • Цена сделки
    • Срок сделки
    • Вид сделки

Различают кассовые и срочные сделки. Кассовые сделки – это требующие  немедленного исполнения. Они могут  быть простыми или сделками с маржей. На казахстанском фондовом рынке кассовой считается сделка, расчет по которой производится в день ее заключения или в период двух  банковских дней. По обычной сделке расчеты производятся не позднее 90 дней со дня заключения договора. Срочные сделки – имеют фиксированные сроки расчета, заключения и установления цены.

Таким образом, развитие биржевой торговли возможно на основе использования нетрадиционных форм и методов. Например, система  терминалов обслуживания способна заменить фондовые магазины, выступая посредником  между частным инвестором и фондовой биржей. Новейшие банкоматы позволяют  получать информацию об общем состоянии  рынка, котировках тех или иных ценных бумаг. А также на месте оформить сделку. Опыт западных банков и бирж показывает, что формы взаимоотношений  между ними и клиентами кардинально  меняются. Необходимо вводить новые  формы обслуживания клиентов (по телефону, через компьютерную сеть) и в Казахстане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. АНАЛИЗ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

         2.1 Государственное регулирование финансового рынка

         Становление фондового рынка во многом зависит от выбора правильной стратегии развития и модели рынка ценных бумаг, учитывающих все особенности социального, политического, регионального, экономического и финансового характера развития страны.

Исходя  из анализа исследований, посвященных  моделям рынков ценных бумаг и  их роли в обеспечении экономического развития, предлагается классифицировать рынки ценных бумаг как:

  • развитый рынок ценных бумаг;
  • относительно развитый рынок ценных бумаг;
  • формирующиеся рынки ценных бумаг переходных экономик;
  • рынок ценных бумаг с исламскими традициями;
  • абсолютно неразвитый рынок ценных бумаг.

Критерии  выделения относительно развитого  рынка ценных бумаг заключаются  в следующем:

  • капитализация рынка ценных бумаг до 80% ВВП/ВНП;
  • для некоторых рынков показатель ниже 60% от ВВП.

Количество  национальных и иностранных эмитентов  на относительно развитом рынке ценных бумаг составляет 240–1 100.

Формирующиеся рынки ценных бумаг характеризуются  капитализацией рынка ценных бумаг  ниже 40–60% ВВП/ВНП. В соответствии с  классификацией Международной финансовой корпорации IFС к категории формирующихся рынков относятся в основном рынки ценных бумаг, находящиеся в экономиках с низким и средним доходами на душу населения. Мировой банк определяет в качестве таких экономик страны с ВНД меньше 10 066 долларов. Однако рынки ценных бумаг развивающихся стран и стран с переходной экономикой имеют отличия по уровню развития и ряду показателей. Поэтому необходимо выделить два вида формирующихся рынков ценных бумаг:

  • формирующиеся рынки ценных бумаг НИС;
  • формирующиеся рынки ценных бумаг переходных экономик.

Модель  абсолютно неразвитого рынка  ценных бумаг характеризуется тем, что практически отсутствуют  национальные инвестиционные ресурсы, национальное производство не может  эффективно потребить иностранные  инвестиции. Такая модель характерна и для наименее развитых экономик.

Таким образом, на фоне нехватки инвестиционных ресурсов существует неспособность экономических  субъектов и экономического механизма распределять финансовые ресурсы.

Итак, формирующиеся  рынки, к которым относится рынок  Казахстана, обладают рядом особенностей в сравнении с развитыми рынками:

– указанные  рынки находятся на начальной  стадии развития, низка их ликвидность  и насыщенность ценными бумагами, упрощена продуктовая структура, сужен  денежный спрос на ценные бумаги при  более высоких рисках;

– для  этих рынков характерны сверхконцентрации в структуре собственности, в структуре рынка; эти рынки фрагментарны;

– формирующиеся  рынки отличаются меньшей прозрачностью  и степенью эффективности в сравнении  с развитыми рынками индустриальных стран, большей распространенностью  инсайдерской торговли, манипулирования  и других нарушений честного и  справедливого механизма ценообразования.

Формирующиеся рынки постоянно находятся в  состоянии высокой волатильности. Они нуждаются в развитии каждого  своего компонента, в инвестициях  в инфраструктуру рынков, в заполнении пустоты технологиями, финансовыми  продуктами, квалифицированным персоналом, институтами рынка. Каждый из формирующихся  рынков должен еще пройти долгий путь к тому, чтобы стать более прозрачным и эффективным, чтобы механизм ценообразования  в большей мере отвечал критериям  честности и справедливости. В  этой связи огромна регулирующая роль государства, чтобы его роль в процессе формирующихся рынков была более значимой, чем на рынках индустриальных стран. «Самоформирование» рынка, не поддержанное государством, как показывает практика, связано с масштабными потерями и кризисами, медленными темпами развития, массовыми нарушениями прав инвесторов. В этой связи, роль государства может проявляться в следующих формах:

– ускоренное создание регулятивной инфраструктуры и, на этой основе, перенос на рынок  лучших обычаев и правил делового оборота из зарубежной практики –  предписывание рынку, находящемуся на этапе становления, структуры  финансовых продуктов, форм и технологий профессиональной деятельности, правил организации фондового бизнеса, управления конфликтами интересов.

– определение  стратегии и программирования развития рынка, непосредственное участие в  строительстве новых рынков и  изменении архитектуры отрасли  в тех элементах, которые создают  повышенные системные рынки; оказание финансовой поддержки в создании инфраструктуры рынка; разумный протекционизм, позволяющий, с одной стороны, создать  отечественную отрасль ценных бумаг, а с другой – использовать операционную способность иностранных инвестиционных институтов и фондовых рынков; формирование системы экономических стимулов, создающих интерес всех классов инвесторов к вложению средств в ценные бумаги;

– демонстрация действенности надзора за честностью и справедливостью механизма  ценообразования, неотвратимости санкций  за нарушения прав инвесторов и, на этой основе, содействие во введении деловых  обычаев и формированию общепринятой рыночной культуры и этики, обеспечивающей становление эффективного и справедливого  рынка.

Однако  для достижения оптимального экономически и социально приемлемого соотношения  между уровнем инфляции и степенью занятости населения также важна  роль государства. Экономика сама по себе не может обеспечить полную занятость  работоспособного населения и стабильность цен. Рыночные механизмы должны быть дополнены государственными стабилизирующими мероприятиями, важными из которых являются сбор налогов) и кредитно-денежные мероприятия. При этом полностью исключить экономические колебания невозможно, однако можно ослабить резкие колебания цен и занятости. Роль государства в странах с развитыми рыночными отношениями заключается в том, что оно воздействует на экономику, оптимизируя уровень инфляции и обеспечивая наиболее полную занятость. При достижении этих целей государство использует следующие инструменты:

1) фискальную  политику;

2) кредитно-денежную  политику, которая включает в  себя:

  • операции на рынке государственных ценных бумаг;
  • ставку рефинансирования;
  • величину обязательного банковского резервирования.

Фискальная  политика. Политика государственных расходов и налоги изменяет уровень равновесия дохода. При этом повышение налогов приводит к понижению чистого дохода населения. Сокращение доходов приводит к сокращению потребительских расходов, сбережений и в конечном итоге инвестиций, осуществляемых населением.

Ставка  рефинансирования. В руках государства есть еще один эффективный механизм воздействия на экономику. Этим механизмом является процентная ставка, под которую Центральный банк предоставляет кредит коммерческим банкам. При инфляционных тенденциях в экономике учетная ставка повышается. В этом случае кредит, получаемый коммерческими банками, становится дорогам. Это вызывает увеличение стоимости кредитов, которые коммерческие банки предоставляют субъектам экономических отношений. В результате происходит снижение привлечения инвестиционных ресурсов, что замедляет увеличение объемов производства и, следовательно, уменьшает инфляционные тенденции в экономике.

В случае экономического застоя ставка рефинансирования снижается. Кредит становится более  дешевым, что вызывает возрастание  спроса на него. При этом возрастает объем инвестиционных средств, обеспечивая  расширение производства.

Выпуск  государственных ценных бумаг. Операции на открытом рынке. Рынок государственных ценных бумаг, выполняя функции по обслуживанию государственного долга, играет, кроме того, роль регулирующего финансового инструмента. При нарастании в стране инфляционных тенденций государство в лице уполномоченного института выпускает государственные ценные бумаги. При этом часть денег связывается и изымается из оборота, что снижает инфляционное давление на финансовую систему. В случае экономического застоя, сокращения производства государство выкупает государственные ценные бумаги. При этом денежные средства высвобождаются, обеспечивая увеличение инвестиционных ресурсов.

Государственные ценные бумаги, почти  безрисковые, поскольку государство гарантирует своевременное выполнение своих обязательств. При этом государство старается в меру возможностей обеспечить конкурентоспособную доходность по сравнению с другими финансовыми инструментами, которая частично обеспечивается льготным налогообложением и высокой степенью ликвидности государственных ценных бумаг.

История создания Агентства Республики Казахстан  по регулированию и надзору финансового  рынка и финансовых организаций.

Составной частью политики Республики Казахстан в  сфере регулирования и надзора  национального финансового рынка  были приоритеты создания новой системы  государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающей, с учётом положительной международной  практики по этому вопросу, объединение  всех надзорных и регуляторных функций  в рамках одного специализированного  органа.

В связи  с этим в конце 90-х годов в  республике начали формироваться элементы новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, на основе практики и общей  методологической базы надзора, сформированной Национальным Банком Республики Казахстан. В течение нескольких лет Национальному Банку были переданы функции и полномочия Департамента страхового надзора Министерства финансов Республики Казахстан по надзору страхового рынка (1998г.), Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам – по регулированию рынка ценных бумаг (2001г.), Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан – по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов (2002г.).

В 2003 году Национальный Банк Республики занимал  ключевую позицию в регулировании  финансового рынка страны. Такая  концентрация регуляторных и надзорных  функций в центральном банке  страны была промежуточным шагом  к созданию самостоятельного государственного органа надзора, путем его выделения  из Национального Банка Республики Казахстан.

Информация о работе Валютные операции