Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:31, курсовая работа
Целью курсовой работы – наметить перспективы развития рынка ценных бумаг.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть экономическое значение рынка ценных бумаг в экономике Республики Казахстан, его становление и развитие;
- изучить государственное регулирование финансового рынка;
- проанализировать рынок государственных ценных бумаг и деятельность инвестиционных фондов;
- рассмотреть и исследовать приоритетные направления развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан.
Основной
целью реформы государственного
регулирования и надзора
Важным фактором развития финансового сектора страны стало начало деятельности с 1 января 2004 года Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК), которому были переданы соответствующие функции и полномочия от Национального Банка.
Законом
Республики Казахстан «О государственном
регулировании и надзоре
1) обеспечение
финансовой стабильности
2) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;
3) создание
равноправных условий для
Законодательно
определенными задачами государственного
регулирования и надзора
1) установление
стандартов деятельности
2) мониторинг
финансового рынка и
3) сосредоточение
ресурсов надзора на областях
финансового рынка, наиболее
4) стимулирование
внедрения современных
В своей
деятельности Агентство сохранило
преемственность политики и практики
регулирования и надзора
Указом
Президента Республики Казахстан №1270
от 31.12.2003 года было утверждено Положение
об Агентстве Республики Казахстан
по регулированию и надзору
Взаимоотношение АФН и банков второго уровня
Динамичное развитие Казахстанской банковской системы и быстрый рост кредитования вызывают некоторое опасение со стороны надзорного органа и экспертов из международных финансовых институтов. Основной причиной этого является опасение по поводу возможных потерь по кредитам в результате роста объемов кредитования, что может негативно отразиться на финансовой устойчивости, качестве кредитного портфеля и работе банков. Для снижения подверженности банков второго уровня кредитному риску Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) разработало и использует методику (Правила классификации активов, условных обязательств и создания провизий против них) обязательного резервирования или создания провизий против активов, в частности против кредитов. Создаваемые резервы призваны покрывать убытки банков по сомнительным кредитам, тем самым должны обеспечивать устойчивость банков при реализации кредитного риска. Учитывая тот факт, что настоящие правила классификации довольно консервативны (следует отметить, что консерватизм подхода, предлагаемого АФН, связан с тем, что главной целью надзорного органа является поддержание стабильности всей банковской системы, а не отдельного банка, при этом далеко не все банки второго уровня готовы сегодня перейти к более передовым методикам риск-менеджмента), можно предположить, что цель минимизации кредитного риска достигнута с позиции регулятора. Тем не менее остается открытым вопрос об эффективной оценке кредитного риска. Речь идет именно об эффективной оценке по той причине, что консерватизм существующих правил не отвечает на поставленный выше вопрос и этот аспект является основной слабостью методики АФН. Создаваемые резервы не отражают реальной картины, и следующий простой пример четко это демонстрирует. Представим, что против кредита суммой 100 млн тенге необходимо создать резерв в размере 20% от суммы кредита согласно методике АФН, то есть 20 млн тенге. И если по оценке банка компания может объявить дефолт в течение года с вероятностью 10%, а кредит обеспечен на 90%, то сумма ожидаемых потерь составляет всего 9 млн тенге. Пример показывает, что банки могут создавать меньше резервов, но при этом все же эффективно управлять кредитным риском. Предлагаемая агентством методика направлена на сдерживание роста объемов кредитования. Однако меры, направленные на замедление темпов кредитования, не решают проблемы уменьшения кредитного риска.
2.2 Анализ рынка государственных ценных бумаг
В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно, становится государство. Как говорилось в предыдущей главе, во всём мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объёмом денежной массы, средство не эмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых гособязательств, отвечающих потребностям и запросам различных инвесторов – потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги.
На рынке ценных бумаг инвестирование средств осуществляют институциональные и индивидуальные инвесторы. К основным институциональным инвесторам национального рынка относятся накопительные пенсионные фонды, аккумулирующие пенсионные активы и размещающие их в финансовые инструменты, а также инвестиционные фонды, банки второго уровня, страховые (перестраховочные) организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые ввиду установленных требований пруденциального регулирования размещают часть средств в ликвидные активы (таблица 2).
Основным
индикатором состояния
За 2009 год
капитализация рынка акций
По состоянию на 1 января 2010 года общая капитализация рынка государственных ценных бумаг, включенных в официальный список KASE, составила 11 650,9 млрд тенге (78,48 млрд долларов США), увеличившись по облигациям за 2009 год в 2 раза (с 1 520,8 млрд тенге на 1 января 2009 года до 3 141,7 млрд тенге на 1 января 2010 года), по акциям – в 2,3 раза (с 3 756,2 млрд тенге на 1 января 2009 года до 8 506,2 млрд тенге на 1 января 2010 года).
Общая капитализация рынка по негосударственным ценным бумагам, включенным в официальный список KASE, по состоянию на 1 января 2010 года в сравнении с аналогичным периодом 2009 года увеличилась в 2,2 раза (рис. 1).
Рост капитализации фондового рынка в абсолютном выражении повлиял на увеличение отношения названного показателя к ВВП (рис. 2).
Основной удельный вес ценных бумаг, допущенных к обращению на KASE, приходится на долговые ценные бумаги – 71,5 % (249 выпусков), по секторам акции и ценные бумаги инвестиционных фондов – 28,2 % (98 выпусков) и 0,3 % (1 выпуск) соответственно.
За 2009 год зарегистрировано 444 выпусков акций (включая регистрацию внесенных изменений в проспекты выпусков), в результате общее количество АО на 1 января 2010 года с действующими выпусками акций составило 2 196 организаций(таблица 4)
Всего по состоянию на 1 января 2010 года количество действующих выпусков облигаций составило 395 с суммарной номинальной стоимостью 5 216,3 млрд тенге (35,14 млрд долларов США), из которых 30 выпусков включено в категорию «долговые ценные бумаги с рейтинговой оценкой» официального списка KASE, 177 выпусков – в категорию «долговые ценные бумаги без рейтинговой оценки первой подкатегории», 30 выпусков – в категорию «долговые ценные бумаги без рейтинговой оценки второй подкатегории» и 78 выпусков – в категорию «буферная категория». Вместе с тем за отчетный год зарегистрировано 7 облигационных программ с объемом выпуска в 1 563,4 млрд тенге (10,53 млрд долларов США).
На рис. 3 показана динамика изменения количества и объема действующих выпусков облигаций.
Наблюдается тенденция уменьшения действующих выпусков паев, количество которых по состоянию на 1 января 2010 года достигло 182. При этом за 2009 год было зарегистрировано 32 выпуска паев и утверждено 195 отчетов об итогах выпуска и размещения(таблица 5)
На 1 января
2010 года на рынке ценных бумаг Республики
Казахстан действовало 177 профессиональных
участников, сократившись за год на
39 (18 %). (таблица 6)
В IV квартале 2009 года была выдана 1 лицензия на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя. Также за отчетный период прекращено действие 8 лицензий, в том числе 4 лицензий на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя и 3 лицензий на управление инвестиционным портфелем. В отчетном периоде лишены лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционным портфелем 2 организации.
В совокупности в течение 2009 года было выдано 4 лицензии, в том числе 1 лицензия на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя, 3 лицензии на управление инвестиционным портфелем. За 2009 год прекращено действие 37 лицензий, в том числе 21 лицензии на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя, 13 лицензий на управление инвестиционным портфелем, 3 лицензий на осуществление деятельности по ведению системы реестров держателей ценных бумаг и 1 лицензии на трансферагентскую деятельность. Также за 2009 год 7 организаций лишены лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционным портфелем и 2 организации – на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя.
В целом в 2009 году по всем категориям профессиональных участников рынка ценных бумаг наблюдается повышение финансовых показателей, кроме брокеров и (или) дилеров (участников РФЦА) и инвестиционных компаний, что обусловлено сокращением количества данных участников рынка ценных бумаг в связи с прекращением действия лицензий, выданных Агентством на осуществление указанных видов деятельности.(таблица 7)
Одно из условий эффективного развития государственного рынка ценных бумаг – организация устойчивого первичного рынка ценных бумаг. Поэтому необходимо расширять круг держателей государственных ценных бумаг, регулировать операции по продаже, диверсифицировать инструменты государственного долга. Однако на увеличение объемов первичного рынка государственных ценных бумаг влияет не только привлекательность его инструментов, но и степень учета интересов отдельных его участников. Предпринимаемые усилия привлечь население к финансированию государственного долга не дают заметных результатов.
2.3 Анализ деятельности инвестиционных фондов
Наряду с другими элементами инвестиционной структуры в Республике Казахстан может быть создан и инвестиционный фонд.
Седьмого
июля 2004 был принят Закон Республики
Казахстан «Об инвестиционных фондах»,
устанавливающий введение понятия
и определения условий
ПИФ –
это уникальная форма инвестирования,
которая имеет множество
потенциально высокая доходность на вложенные деньги, определяемая выбором фонда,
инвестиционные стратегии как для консервативных, так и агрессивных инвесторов,
профессиональное управление активами,
минимизация рисков за счет инвестирования средств в разные отрасли,
льготное налогообложение доходов ПИФов и пайщиков,
многоуровневая система защиты инвесторов через государственное регулирование деятельности фондов,
абсолютно
прозрачный инвестиционный процесс.
Вкладывая средства в ПИФ, инвестор становится
владельцем паев, цена которых меняется.
При удачном управлении активами фонда
со стороны управляющей компании и при
благоприятной ситуации на финансовом
рынке и в экономике в целом, цена пая растет.
Ваш доход зависит от прироста стоимости
пая.
ПИФ не является юридическим лицом. Управляющая
компания создает паевый фонд. Сложенные
вместе средства пайщиков инвестируются
в финансовые инструменты или другие активы,
разрешенные казахстанским законодательством
об инвестиционных фондах. Важно знать,
что собственниками всего имущества ПИФ
являются держатели его паев на праве
общей долевой собственности, а управляющая
компания лишь осуществляет доверительное
управление исключительно в интересах
пайщиков и в строгом соответствии с требованиями
Закона Республики Казахстан "Об инвестиционных
фондах" и нормативных правовых актов
уполномоченного органа.