Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 19:38, курсовая работа
Целью исследования является определение процесса формирования, проблемы регулирования, перспектив и тенденций привлечения внешних заимствований в экономику Казахстана, выработка рекомендации по их регулированию и развитию. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи, определившие логику диссертационного исследования и его структуру:
* изучение теоретических аспектов и особенностей современного процесса валового внешнего долга;
* исследование проблемы формирования и состояния валового внешнего долга Казахстана;
* анализ состава, структуры и динамики валового внешнего долга Казахстана;
* характеристика причин и особенностей формирования внешней задолженности казахстанскими коммерческими банками;
* исследование влияния финансового кризиса на внешние заимствования Казахстана: выявление причин и последствий кризиса;
* предложение рекомендаций по управлению внешними заимствованиями с учетом особенностей развития казахстанской экономики;
* определение перспектив заимствований Казахстана на мировом рынке капиталов и развития долгосрочной политики государства в области обслуживания внешнего долга.
Введение………………………………………………………………....2
I. Понятие валового внешнего долга…………………………………..5
1.1 Процесс формирования……………………………………………..5
1.2 Современное состояние валового внешнего долга в Республике Казахстан……………………………………………………………………....6
II. Анализ состава и структуры валового внешнего долга Республики Казахстан……………………………………………………………………….9
2.1 Причины внешних заимствований…………………………….......9
2.2 Проблемы регулирования……………………………………….....16
2.3 Методы управления внешними заимствованиями……………….17
Заключение……………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………..27
2.Еврооблигации Правительства РК: В соответствии с Руководством только те долговые ценные бумаги резидентов, которые реально находятся у нерезидентов, следует включать в валовой внешний долг. Однако оценка внешнего государственного долга, которую формирует Министерство финансов и которую НБК включает в оценку валового внешнего долга, учитывает еврооблигации Правительства РК по первоначальной эмиссии, включая часть еврооблигаций, принадлежащих резидентам. В этой части обязательства по долговым ценным бумагам в составе валового внешнего долга, расходятся с позицией по аналогичным обязательствам в международной инвестиционной позиции.
3.Ссуды и займы банков второго уровня: Помимо ссуд и займов в оценку внешнего долга банков второго уровня включаются также долгосрочные депозиты нерезидентских предприятий специального назначения (ПСН), по которым ведется отдельный учет.
4.Другие
долговые обязательства:
подлежащие к оплате, но неоплаченные
платежи по основному долгу, вознаграждению,
комиссионным и др. (просроченная задолженность).
[7]
II. Анализ состава и структуры валового внешнего долга Республики Казахстан
2.1 Причины внешних заимствований
Анализ внешней задолженности
Казахстана в части
Таблица
1 - Динамика государственного и
гарантированного государством внешнего
долга РК
Наименование | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | на 01.04.10 |
Государственный долг, из них: | 1,6 | 2,6 | 1,6 | 1,65 | 3,2 | 3,6 |
- правительства | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,4 | 2,2 | 2,3 |
- Национального банка | 0,1 | 1,1 | 0,1 | 0,25 | 1 | 1,3 |
Гарантированный государством внешний долг | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Всего | 2,2 | 3,1 | 2,1 | 2,15 | 3,7 | 4,1 |
Примечание - Таблица составлена по данным Национального банка РК |
Как видно из приведенных данных в таблице 1, лишь за 1 квартал 2010 года произошло незначительное увеличение сектора государственного управления на 46 млн. долл. за счет курсовых колебаний по займам, привлеченным правительством от мировых банков на реализацию проектов развития автомобильных дорог – международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Долг Национального банка на 01.04.2010 года вырос до 1,3 млрд. долларов США за счет увеличения нот у нерезидентов. [10]
За
анализируемые пять лет ситуация
в структуре заимствований
Как видно из данных таблицы 2, начиная с 2008 года ситуация становится аналогичной ситуации 2005 года. Доля правительства и Национального банка мала, их суммарное максимальное значение, за анализируемый период, достигает всего 3,6 % (3,4 и 0,2) в 2005 году. [10]
Таблица 2 - Динамика структуры валового внешнего долга
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |||||
% | млн.
долл. |
% | млн.
долл. |
% | млн.
долл. |
% | млн.
долл. |
% | млн.
долл. | |
Всего валовой внешний долг | 100 | 43428,5 | 100 | 74014,1 | 100 | 96893 | 100 | 107712,6 | 100 | 111729,8 |
Госуправления | 3,4 | 1478,9 | 2 | 1495,2 | 1,5 | 1491,5 | 1,5 | 1641,9 | 1,99 | 2218,1 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 0,2 | 103,5 | 1,5 | 1076,8 | 0,1 | 106,9 | 0.01 | 12,1 | 0,91 | 1017,7 |
Банки | 35 | 15316,3 | 45 | 33323,4 | 47 | 45946 | 36 | 39221,1 | 26,9 | 30073,9 |
Межфирменная задолженность | 44,3 | 19228 | 34,5 | 25513 | 31 | 30081 | 37 | 40115 | 43,5 | 48644,9 |
Другие сектора | 16,8 | 7302 | 17 | 12606 | 20 | 19268 | 24,8 | 26723 | 26,6 | 29775,2 |
Примечание – Таблица составлена автором по данным Национального банка. |
Анализ состава и структуры валового внешнего долга выявил следующие тенденции в его динамике:
1)
Размер валового внешнего
2)
В составе валового внешнего
долга в анализируемом периоде
преобладает доля долгосрочных
ссуд. Их размер колеблется от
71,3 % до 84,6 % от общей суммы валового
внешнего долга страны. Другие
инструменты заимствования
Особенностью
привлечения внешних
Показатели | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | на 01.04.10 |
Всего внешние долги банков -млн.долл. | 3519,3 | 7681,5 | 15316,3 | 33323,4 | 45946,2 | 39221,1 | 30073,9 | 26203,2 |
Темп роста -% | 250,6 | 218,3 | 199,4 | 217,6 | 137,9 | 85,3 | 76,7 | 87,1 |
Краткосрочные займы -млн.долл. | 1354,7 | 2290,2 | 6297,2 | 7465,5 | 6102,8 | 3093,3 | 3938,4 | 3488,4 |
Удельный вес в общей сумме - % | 38,5 | 29,8 | 41,1 | 22,4 | 13,3 | 7,9 | 13 | 13,3 |
Долгосрочные займы -млн.долл. | 2164,6 | 5391,3 | 9019,1 | 25857,9 | 39843,4 | 36127,8 | 26135,5 | 22714,8 |
Удельный вес в общей сумме - % | 61,5 | 70,2 | 58,9 | 77,6 | 86,7 | 92,1 | 87 | 86,7 |
Примечание - Составлено автором по данным Национального банка РК |
Внешний
долг страны в 2007 году составлял всего
около 93% валового внутреннего продукта,
при этом 47 % приходилось на банковский
сектор страны.[8]
Проблема внешнего заимствования банков значительно обострилась с наступлением мирового финансового кризиса. Как известно, банковская система Казахстана столкнулась с большими проблемами: кризисом ликвидности, угрозой дефолта по внешним заимствованиям, потерей доверия общественности и инвесторов. Внешняя задолженность системообразующих банков на начало кризиса (2007 г.) достигала половины их пассивов. В экономических публикациях, посвященных проблемам внешних займов, зачастую банки обвиняют в необоснованном привлечении средств иностранных кредиторов. По нашему мнению, проблема внешних заимствований Казахстана заключалась не столько в ошибках привлечения внешних займов, сколько в их неэффективном использовании.[5]
Таблица 3 – Динамика валового внешнего долга банков Казахстана
Изучив и обобщив мнения различных отечественных и зарубежных специалистов, можно выделить следующие причины неэффективности внешних заимствований:
-слабо диверсифицированная экономика страны и ослабленная диверсификация кредитных портфелей банков;
-
отсутствие должного контроля
за использованием внешних
-нерациональная структура займов;
-ухудшение качества ссудного портфеля банков;
-спекулятивное финансирование экономики, заключающееся в перепродаже дешевых кредитов западных финансовых институтов по спекулятивным ставкам заемщикам, которые априори не были в состоянии их вернуть с выплатой необоснованных процентных ставок и обращались к новым заимствованиям для рефинансирования предыдущих;
-неравномерное распределение привлеченных средств в экономику Казахстана;
-большая доля вложений в рискованные сектора экономики: строительный сектор, рынок недвижимости, торговли.
Преодолевая трудности, связанные с кризисом, коммерческие банки были вынуждены активно применять методы реструктуризации кредитов. Так, в 2009 г. было реструктуризировано порядка 12% банковских займов, 13.7% займов населения и 12.3% корпоративных займов. Снижение доходности банковского бизнеса привело к формированию отрицательного капитала в целом по системе.[8]
Развитие кризиса в банковской системе обусловило необходимость государственного вмешательства Фонда Национального благосостояния «Сумрук-Кызана». В 2009 году было предоставлено дополнительное фондирование банковскому сектору в размере свыше 922,7 млрд. тенге, из которых 308 млрд. тенге были направлены на вхождение государства в капитал трех системообразующих банков (ОА «БТА Банк», АО «Народный Банк Казахстана», АО «Казкоммерцбанк») и еще 24 млрд. тенге были размещены на депозит в АО «Альянс Банк» под залог его акций. Кроме того, АО «Народный банк Казахстана» и АО «Казкоммерцбанк» в рамках подписанных дополнительных соглашений выделено 144 млрд. тенге для кредитования реального сектора экономики. Став основным собственником АО «БТА Банка», государство выкупило за 212,1 млрд. тенге 75,1% акций данного банка. От разрушения банковскую систему спасают антикризисные меры, проводимые по программе выхода из финансово-экономического кризиса и стабилизации экономики, разработанные и реализуемые правительством, Национальным банком РК, Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. В общей сложности на антикризисные меры, как известно, направлено 19 млрд. долл. Денежных средств, или 14 % ВВП страны.[4]
Рост
иностранных заимствований на протяжении
последнего времени являлся основной
движущей силой развития казахстанской
банковской системы. Сравнительно высокие
рейтинги казахстанских банков, а
также избыточная ликвидность, наблюдавшаяся
на мировых рынках, позволили обеспечить
внешнее финансирование роста объемов
кредитования в среднем на 75% в
год. Мировой финансово-
В настоящее время при отсутствии доступа к источникам внешних заимствований и сохранении высокого уровня внешней задолженности, большинство казахстанских банков было вынуждено сильно сократить свою целевую активность, оптимизировать направления деятельности по привлечению внешних займов, что вызвало сокращение кредитования экономики и населения с соответствующими последствиями. Сокращение объемов внешнего фондирования негативно повлияло на способность банков предоставлять новые кредиты заемщикам и способствовало снижению темпов кредитования экономики. Необходимость выплаты и рефинансирования крупных внешних долгов фактически вынудили банки с высокой степенью задолженности к переориентации своей деятельности на обслуживание внешнего долга.