Валовый внешний долг Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание

Целью исследования является определение процесса формирования, проблемы регулирования, перспектив и тенденций привлечения внешних заимствований в экономику Казахстана, выработка рекомендации по их регулированию и развитию. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи, определившие логику диссертационного исследования и его структуру:
* изучение теоретических аспектов и особенностей современного процесса валового внешнего долга;
* исследование проблемы формирования и состояния валового внешнего долга Казахстана;
* анализ состава, структуры и динамики валового внешнего долга Казахстана;
* характеристика причин и особенностей формирования внешней задолженности казахстанскими коммерческими банками;
* исследование влияния финансового кризиса на внешние заимствования Казахстана: выявление причин и последствий кризиса;
* предложение рекомендаций по управлению внешними заимствованиями с учетом особенностей развития казахстанской экономики;
* определение перспектив заимствований Казахстана на мировом рынке капиталов и развития долгосрочной политики государства в области обслуживания внешнего долга.

Содержание

Введение………………………………………………………………....2
I. Понятие валового внешнего долга…………………………………..5
1.1 Процесс формирования……………………………………………..5
1.2 Современное состояние валового внешнего долга в Республике Казахстан……………………………………………………………………....6
II. Анализ состава и структуры валового внешнего долга Республики Казахстан……………………………………………………………………….9
2.1 Причины внешних заимствований…………………………….......9
2.2 Проблемы регулирования……………………………………….....16
2.3 Методы управления внешними заимствованиями……………….17
Заключение……………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 81.44 Кб (Скачать документ)

     2.Еврооблигации  Правительства РК: В соответствии с Руководством только те долговые ценные бумаги резидентов, которые реально находятся у нерезидентов, следует включать в валовой внешний долг. Однако оценка внешнего государственного долга, которую формирует Министерство финансов и которую НБК включает в оценку валового внешнего долга, учитывает еврооблигации Правительства РК по первоначальной эмиссии, включая часть еврооблигаций, принадлежащих резидентам. В этой части обязательства по долговым ценным бумагам в составе валового внешнего долга, расходятся с позицией по аналогичным обязательствам в международной инвестиционной позиции.

     3.Ссуды  и займы банков  второго уровня: Помимо ссуд и займов в оценку внешнего долга банков второго уровня включаются также долгосрочные депозиты нерезидентских предприятий специального назначения (ПСН), по которым ведется отдельный учет.

     4.Другие  долговые обязательства:  подлежащие к оплате, но неоплаченные платежи по основному долгу, вознаграждению, комиссионным и др. (просроченная задолженность). [7] 
 
 
 

     II. Анализ состава и структуры валового внешнего долга Республики Казахстан

     2.1 Причины внешних  заимствований

             Анализ внешней задолженности  Казахстана в части государственного  сектора заемщиков, показывает, что  объем государственного долга  за последние пять лет не  подвергался особым изменениям, т.е. был стабильно минимальным  (таблица 1).

     Таблица 1 -  Динамика государственного и  гарантированного государством внешнего долга РК                                                                                   млрд. долл.

    Наименование 2005 2006 2007 2008 2009 на 01.04.10
    Государственный долг, из них: 1,6 2,6 1,6 1,65 3,2 3,6
    - правительства 1,5 1,5 1,5 1,4 2,2 2,3
    - Национального банка 0,1 1,1 0,1 0,25 1 1,3
    Гарантированный государством внешний долг 0,6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
         Всего 2,2 3,1 2,1 2,15 3,7 4,1
    Примечание -  Таблица составлена по данным Национального  банка РК
 

     Как видно из приведенных данных в  таблице 1, лишь за 1 квартал 2010 года произошло  незначительное увеличение сектора  государственного управления на 46 млн. долл. за счет курсовых колебаний по займам, привлеченным правительством от мировых банков на реализацию проектов развития автомобильных дорог –  международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Долг Национального банка  на 01.04.2010 года вырос до 1,3 млрд. долларов США  за счет увеличения нот у нерезидентов. [10]

     За  анализируемые пять лет ситуация в структуре заимствований изменилась: если, в 2005 первое место по доле занимала межфирменная задолженность, второе –  банки, третье – другие сектора экономики, то уже в период 2006-2007гг. лидирующие позиции принадлежат банкам, далее  следует межфирменная задолженность  и  другие сектора экономики.

     Как видно из данных таблицы 2, начиная  с 2008 года ситуация становится  аналогичной  ситуации  2005 года. Доля правительства  и Национального банка мала, их суммарное максимальное значение, за анализируемый период, достигает  всего 3,6 %  (3,4 и 0,2) в 2005 году. [10]

     Таблица 2 - Динамика  структуры валового внешнего долга

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009
% млн.

долл.

% млн.

долл.

% млн.

долл.

% млн.

долл.

% млн.

долл.

Всего валовой внешний долг 100 43428,5 100 74014,1 100 96893 100 107712,6 100 111729,8
Госуправления 3,4 1478,9 2 1495,2 1,5 1491,5 1,5 1641,9 1,99 2218,1
Органы  денежно-кредитного регулирования 0,2 103,5 1,5 1076,8 0,1 106,9 0.01 12,1 0,91 1017,7
Банки 35 15316,3 45 33323,4 47 45946 36 39221,1 26,9 30073,9
Межфирменная  задолженность 44,3 19228 34,5 25513 31 30081 37 40115 43,5 48644,9
Другие  сектора 16,8 7302 17 12606 20 19268 24,8 26723 26,6 29775,2
Примечание  – Таблица составлена автором  по данным Национального банка.
 

     Анализ  состава и структуры валового внешнего долга выявил следующие  тенденции в его динамике:

     1) Размер валового внешнего долга  на душу населения государства  имеет постоянную тенденцию к  увеличению. максимальный прирост  валового внешнего долга на  душу населения наблюдался в  2006 году, когда он составлял порядка  2000 долларов (в 2005 году – 2853,8 долларов, а в 2006 году – 4807,8 долларов), минимальный прирост в 2009 году  – 233,4 доллара (реальный размер  ВВД на душу населения в  2009 году 7060,8 долларов США).

     2) В составе валового внешнего  долга в анализируемом периоде  преобладает доля долгосрочных  ссуд. Их размер колеблется от 71,3 % до 84,6 % от общей суммы валового  внешнего долга страны. Другие  инструменты заимствования занимают  значительно меньшую долю и  не подвержены значительным изменениям.

     Особенностью  привлечения внешних заимствований  Казахстаном в предкризисный  период явилась агрессивная политика субъектов финансового сектора  страны, а именно банков. Темпы роста  банковских внешних заимствований  в период 2003-2007 годов составляли более 200% (таблица 3).

     
Показатели 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 на 01.04.10
Всего внешние долги банков -млн.долл. 3519,3 7681,5 15316,3 33323,4 45946,2 39221,1 30073,9 26203,2
Темп  роста -% 250,6 218,3 199,4 217,6 137,9 85,3 76,7 87,1
Краткосрочные займы -млн.долл. 1354,7 2290,2 6297,2 7465,5 6102,8 3093,3 3938,4 3488,4
Удельный  вес в общей сумме - % 38,5 29,8 41,1 22,4 13,3 7,9 13 13,3
Долгосрочные займы -млн.долл. 2164,6 5391,3 9019,1 25857,9 39843,4 36127,8 26135,5 22714,8
Удельный  вес в общей сумме - % 61,5 70,2 58,9 77,6 86,7 92,1 87 86,7
     Примечание - Составлено автором по данным Национального  банка РК
     

     Внешний долг страны в 2007 году составлял всего  около 93% валового внутреннего продукта,  при  этом  47 % приходилось  на банковский сектор страны.[8] 

     Проблема  внешнего заимствования банков значительно  обострилась с наступлением мирового финансового кризиса. Как известно,  банковская система Казахстана столкнулась  с большими проблемами: кризисом ликвидности, угрозой дефолта по внешним заимствованиям, потерей доверия общественности и инвесторов. Внешняя задолженность  системообразующих банков на начало кризиса (2007 г.) достигала половины их пассивов. В экономических публикациях, посвященных проблемам внешних займов, зачастую банки обвиняют в необоснованном привлечении средств иностранных кредиторов.  По нашему мнению, проблема внешних заимствований Казахстана заключалась не столько в ошибках привлечения внешних займов, сколько в их неэффективном использовании.[5]

     Таблица 3 – Динамика валового внешнего долга  банков Казахстана

         Изучив и обобщив мнения различных отечественных и зарубежных специалистов, можно выделить следующие причины неэффективности внешних заимствований:

     -слабо диверсифицированная экономика страны и ослабленная диверсификация кредитных портфелей банков;

     - отсутствие должного контроля  за использованием внешних займов  со стороны государственных органов;

     -нерациональная структура займов;

     -ухудшение качества ссудного портфеля банков;

     -спекулятивное финансирование экономики, заключающееся в перепродаже дешевых кредитов западных финансовых институтов по спекулятивным ставкам заемщикам, которые априори не были в состоянии их вернуть с выплатой необоснованных процентных ставок и обращались к новым заимствованиям для рефинансирования предыдущих;

     -неравномерное распределение привлеченных средств в экономику Казахстана;

     -большая доля вложений в рискованные сектора экономики: строительный сектор, рынок недвижимости, торговли.

     Преодолевая трудности, связанные с кризисом,  коммерческие банки были вынуждены  активно применять методы реструктуризации кредитов. Так, в 2009 г. было реструктуризировано порядка 12%  банковских займов, 13.7% займов населения и 12.3% корпоративных займов. Снижение доходности банковского бизнеса привело к формированию отрицательного капитала в целом по системе.[8]

     Развитие  кризиса в банковской системе обусловило необходимость государственного вмешательства Фонда Национального благосостояния «Сумрук-Кызана». В 2009 году было предоставлено дополнительное фондирование банковскому сектору в размере свыше 922,7 млрд. тенге, из которых 308 млрд. тенге были направлены на вхождение государства в капитал трех системообразующих банков (ОА «БТА Банк», АО «Народный Банк Казахстана», АО «Казкоммерцбанк») и еще 24 млрд. тенге были размещены на депозит в АО «Альянс Банк» под залог его акций. Кроме того, АО «Народный банк Казахстана» и АО «Казкоммерцбанк» в рамках подписанных дополнительных соглашений выделено 144 млрд. тенге для кредитования реального сектора экономики. Став основным собственником АО «БТА Банка», государство выкупило за 212,1 млрд. тенге 75,1% акций данного банка. От разрушения банковскую систему спасают антикризисные меры, проводимые по программе выхода из финансово-экономического кризиса и стабилизации экономики, разработанные и реализуемые правительством, Национальным банком РК, Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. В общей сложности на антикризисные меры, как известно, направлено 19 млрд. долл. Денежных средств, или 14 % ВВП страны.[4]

     Рост  иностранных заимствований на протяжении последнего времени являлся основной движущей силой развития казахстанской  банковской системы. Сравнительно высокие  рейтинги казахстанских банков, а  также избыточная ликвидность, наблюдавшаяся  на мировых рынках, позволили обеспечить внешнее финансирование роста объемов  кредитования в среднем на 75% в  год. Мировой финансово-экономический  кризис положил этому конец: произошедшее беспрецедентное замедление темпов роста мировой экономики, падение цен на сырьевые ресурсы, снижение деловой активности, повышение стоимости финансовых ресурсов на международных рынках – все это в совокупности сделало невозможным выход на мировой рынок капитала отечественных хозяйствующих субъектов.

     В настоящее время при отсутствии доступа к источникам внешних  заимствований и сохранении высокого уровня внешней задолженности, большинство  казахстанских банков было вынуждено  сильно сократить свою целевую активность, оптимизировать направления деятельности по привлечению внешних займов, что  вызвало сокращение кредитования экономики  и населения с соответствующими последствиями. Сокращение объемов  внешнего фондирования негативно повлияло на способность банков предоставлять  новые кредиты заемщикам и  способствовало снижению темпов кредитования экономики. Необходимость выплаты  и рефинансирования крупных внешних  долгов фактически вынудили банки с  высокой степенью задолженности  к переориентации своей деятельности на обслуживание внешнего долга. 

Информация о работе Валовый внешний долг Казахстана