Валовый внешний долг Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание

Целью исследования является определение процесса формирования, проблемы регулирования, перспектив и тенденций привлечения внешних заимствований в экономику Казахстана, выработка рекомендации по их регулированию и развитию. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи, определившие логику диссертационного исследования и его структуру:
* изучение теоретических аспектов и особенностей современного процесса валового внешнего долга;
* исследование проблемы формирования и состояния валового внешнего долга Казахстана;
* анализ состава, структуры и динамики валового внешнего долга Казахстана;
* характеристика причин и особенностей формирования внешней задолженности казахстанскими коммерческими банками;
* исследование влияния финансового кризиса на внешние заимствования Казахстана: выявление причин и последствий кризиса;
* предложение рекомендаций по управлению внешними заимствованиями с учетом особенностей развития казахстанской экономики;
* определение перспектив заимствований Казахстана на мировом рынке капиталов и развития долгосрочной политики государства в области обслуживания внешнего долга.

Содержание

Введение………………………………………………………………....2
I. Понятие валового внешнего долга…………………………………..5
1.1 Процесс формирования……………………………………………..5
1.2 Современное состояние валового внешнего долга в Республике Казахстан……………………………………………………………………....6
II. Анализ состава и структуры валового внешнего долга Республики Казахстан……………………………………………………………………….9
2.1 Причины внешних заимствований…………………………….......9
2.2 Проблемы регулирования……………………………………….....16
2.3 Методы управления внешними заимствованиями……………….17
Заключение……………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 81.44 Кб (Скачать документ)

     Другим  результатом влияния мирового кризиса  стала практика увеличения внешних  заимствований  у международных  финансовых организаций для реализации государственных и инвестиционных программ национальных компаний. Это является положительным фактом для банковской системы страны, так как финансирование проектов происходит не за счет депозитов казахстанских компаний в банках страны, а за счет внешних займов, что не приводит к сокращению активов банковской системы.

     Для определения перспектив заимствования  Казахстаном представляется целесообразным определить размер оптимально допустимого  уровня внешней задолженности. С  этой целью в работе сделан расчет с использованием показателя отношения  валового внешнего долга к валовому внутреннему продукту страны. В таблице 4 показан расчет допустимого уровня валового внешнего долга для прогнозируемых значений валового внутреннего продукта Казахстана на 2011-2013 годы.[5]

     При базовом сценарии развития экономики  и с целью нахождения Казахстана в зоне умеренной задолженности  необходимо, чтобы размер валового внешнего долга не превышал величин, указанных в таблице 4.

     Таблица 4 - Прогноз валового внешнего долга  Казахстана  в диапазоне умеренной  задолженности

Показатель 2010 г.  2011 г. прогноз 2012 г. прогноз 2013 г. прогноз
ВВД- млрд. тенге 15442,9 16970,64 18619,2 20389,12
ВВП –  млрд. тенге 19303,6 21213,3 23274 25486,4
     %
Показатель 2010 г.  2011 г. прогноз 2012 г. прогноз 2013 г. прогноз
ВВД/ВВП  80 80 80 80
Норма для умеренной задолженности 132-220 132-220 132-220 132-220

         При сопоставлении полученных данных, берем самые минимальные показатели в диапазоне умеренной задолженности. Полученные показатели валового внешнего долга можно считать оптимальными и наиболее реальными для анализа  будущего трехлетнего периода (рисунок 2).[8]

     

     Рисунок 2 – Соотношение спрогнозированных  данных по ВВП и ВВД на период 2011 – 2013 годы

     Внешние заимствования всегда будут иметь  место в экономике любой страны, но главным условием их наличия является «пороговое значение», не превышающее  суммарных масс всех заимствований. Соблюдение данных показателей позволит стране уйти от проблемы долгового  навеса и обеспечить привлекательные  условия займа для последующих  внешних заимствований. Радикальным  решением данного вопроса долгов является их максимальное снижение, но для этого необходима стабильно  развивающаяся экономика и устойчивое положительное сальдо (профицит) бюджета. На данный период времени можно говорить о стабилизации внешнего долга, при  котором размер новых внешних  заимствований уравновешивался  бы выплатой такой же суммы предыдущих долгов. Стратегия политики внешних  заимствований будущего года для  государства заключается в недопущении  выхода внешнего долга за пределы  платежеспособности.[10]

     В конце текущего года, а также в 2011 году ожидается выход на внешние  долговые рынки некоторых казахстанских  компаний с государственным участием, в стране начинают реализацию новые  государственные программы, требующие  долгосрочного финансирования. Новые государственные программы по развитию минерально-сырьевого комплекса и увеличения объемов золотодобычи начнут свою реализацию в скором времени. Первая программа обеспечит сырьем все новые предприятия, построенные в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития. Вторая программа направлена на удвоение добычи и переработки золота таким образом, чтобы к 2015 году войти в десятку мировых лидеров в этой области.

     Одним из уроков мирового финансово-экономического кризиса стала выработка более  реалистического отношения к  привлечению заемных ресурсов отечественными хозяйствующими субъектами. Если ранее  основной целью для частных компаний было увеличение массы получаемых кредитов, займов, то сейчас, главным стали  качественные составляющие - возможности  компаний по погашению приобретаемых  заимствований и риски кредитных  ресурсов. 

     В докризисный период государство  не  вмешивалось в деятельность банков, не интересовалось, из каких  источников происходит фондирование банков. Мировой финансово-экономический  кризис показал, что подобная практика не приемлема. Без государственного регулирования экономика и финансовый сектор не смогут стабильно развиваться. Только при тесном взаимодействии государства  с частным бизнесом, используя  механизм государственного - частного партнерства, можно преодолеть последствия  долгового кризиса и не допустить  его развития в дальнейшем.

     Ситуация  с внешними заимствованиями Казахстана, а именнр: технические дефолты  по внешним займам ряда коммерческих банков, превышение валового внешнего долга над валовым внутренним продуктом в 2009 году, огромные суммы  по обслуживанию долга, лежащие бременем на бюджете страны, отсутствие притока  инвестиций в республику и удорожание заемных финансовых средств, по причине  недоверия иностранных инвесторов и кредиторов, ухудшение экономической  ситуации и снижение темпов роста  экономики – все это требует  оптимизации внешних заимствований. [8]

На рисунке 3 представлена  модель внешних заимствований  Казахстана: пути и методы оптимизации.

     2.2 Проблемы регулирования

     Процесс урегулирования проблемы международной  задолженности привел к тому, что  развитые страны впервые оказались  в зависимости от финансовой политики развивающихся государств. Кредиторы  были вынуждены пойти на массовую реструктуризацию долгов, хотя и добились выполнения должниками ряда поставленных перед ними условий. Таким образом  возник еще один важный, на наш взгляд, фактор влияния на развитие мирового хозяйства, требующий экономического сотрудничества стран на многосторонней основе.

     В решение обострившейся проблемы внешней задолженности все больше вовлекаются не только сами кредиторы  и должники, но и многие международные  финансовые институты, а также организации  нового типа, функционирующие вне  рамок международного права и  в режиме строгой конфиденциальности.

     Накопленный мировой опыт регулирования международных  долговых отношений в период между  двумя мировыми войнами у развитых стран, в послевоенные годы у развивающихся  стран и в последнее десятилетие  у государств переходной экономики, дает разносторонний материал для совершенствования  управления внешним долгом, включая  уяснение рациональных и безопасных его объемов, целесообразности сокращения или увеличения задолженности в  интересах сбалансирования финансового  положения реципиента. В этой связи  важное практическое значение имеет  как отрицательный опыт многих развивающихся  стран, включающий неоправданное наращивание  задолженности и затяжное уменьшение долгового бремени, так и, особенно, положительный опыт сокращения и  регулирования внешней задолженности  стран Центральной и Восточной  Европы, большинство которых вошло  в группу беспроблемных должников.[7] 

     2.3 Методы управления  внешними заимствованиями

           На наш взгляд, применительно  к казахстанской экономике существуют  следующие пути и методы оптимизации  внешних заимствований:

     1. Необходимость концентрации управления  внешним долгом в едином исполнительном  и координирующем органе. Для  эффективного управления внешним  долгом в оперативном режиме  и координации усилий других  государственных органов в этой  области целесообразно создание  единого исполнительного органа - Долгового агентства. 

     Создание  Долгового агентства будет способствовать:

     - преодолению несогласованности  действий и целей ведомств, реализующих  внешнедолговую политику Казахстана;

     - централизации учета долговых  обязательств, который в значительной  мере разобщен, созданию единой  базы данных государственных,  квазигосударственных, банковских, частных  внешних заимствований страны;

     - усилению финансового контроля  и комплексной методики его  проведения, как в период использования,  так и в период погашения  внешних заимствований;

     - определению структуры портфеля  заимствований с минимальными  характеристиками финансовых рисков  и фондирования на базе мониторинга  существующих внешних заимствований  различных секторов экономики  и прогнозных данных;

     - планированию, анализу, прогнозу, мониторингу,  оценке  валового внешнего долга  по секторам экономики, 

     - выработке рекомендаций по выпуску  долговых обязательств, выбору инструментов, альтернативных источников финансовых  средств для компаний и банков,

     

     

     

     

     Рисунок 3 - Внешние заимствования Казахстана: пути и методы оптимизации

     - рациональному подходу к внешним  заимствованиям в интересах государства,  вплоть до одобрения заимствований  по согласованию с НБ РК  на основе текущих и прогнозных  макроэкономических показателей,  вплоть до использования метода  прямых указаний представителям  государства и независимым директорам  о регулировании внешних заимствований.

     2. Учитывая риски в сфере внешних  заимствований, возросшие в условиях  глобализации экономики и мирового  финансово-экономического кризиса,  целесообразно сконцентрировать  внимание на совершенствование  риск-менеджмента, в том числе  антикризисного. Поскольку риски  в сфере внешних заимствований  увеличивают расходы на их  обслуживание и погашение, то  требуется методологическая разработка  проблем  управления этими  рисками.   3. Рассмотреть возможность государственного страхования заемщиков в форме контракта при реализации инновационных проектов с привлечением внешних заимствований, что позволит поддержать реализацию проекта на начальной стадии развития. На более поздних стадиях реализации проекта контракт может быть перепродан частному инвестору, в том числе и зарубежному. Таким образом,  можно реализовать механизм государственно-частного партнерства, при котором государство создает условия для реализации приоритетных проектов, а частный бизнес получает ресурсы для развития на приемлемых условиях.[9]

     4. Необходимо расширить горизонт  прогнозирования внешнего долга.  Современный кризис свидетельствует  о необходимости более тщательного  планирования внешних заимствований.  Главным критерием этого прогнозирования  должна стать целевая мотивация  внешних заимствований, направленная  на  модернизацию экономики и  ее эффективность. В противном  случае от них лучше отказаться, либо лимитировать. Такой подход  считаем более рациональным и  реальным в отличие от односторонней  позиции сторонников и противников  увеличения внешних заимствований.

     5. Целесообразен пересмотр либо  корректировка политики внешних  заимствований страны. Очевидна  необходимость разумной, консервативной  долгосрочной политики государства  в области управления внешним  долгом, проведение которой способствовало  бы осуществлению сбалансированной  долговой политики, осуществлению  выплат по долгу без существенных  нагрузок на имеющие ресурсы  и уходу от зависимости экономики  государства от внешних заимствований.  Поскольку внешние заимствования  играют двоякую роль, необходима  четкая целевая установка долговой  политики, направленной на стимулирование  использования заемных средств,  на реализацию главной задачи  – индустриально – инновационного  развития страны.

Информация о работе Валовый внешний долг Казахстана