Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 19:38, курсовая работа
Целью исследования является определение процесса формирования, проблемы регулирования, перспектив и тенденций привлечения внешних заимствований в экономику Казахстана, выработка рекомендации по их регулированию и развитию. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи, определившие логику диссертационного исследования и его структуру:
* изучение теоретических аспектов и особенностей современного процесса валового внешнего долга;
* исследование проблемы формирования и состояния валового внешнего долга Казахстана;
* анализ состава, структуры и динамики валового внешнего долга Казахстана;
* характеристика причин и особенностей формирования внешней задолженности казахстанскими коммерческими банками;
* исследование влияния финансового кризиса на внешние заимствования Казахстана: выявление причин и последствий кризиса;
* предложение рекомендаций по управлению внешними заимствованиями с учетом особенностей развития казахстанской экономики;
* определение перспектив заимствований Казахстана на мировом рынке капиталов и развития долгосрочной политики государства в области обслуживания внешнего долга.
Введение………………………………………………………………....2
I. Понятие валового внешнего долга…………………………………..5
1.1 Процесс формирования……………………………………………..5
1.2 Современное состояние валового внешнего долга в Республике Казахстан……………………………………………………………………....6
II. Анализ состава и структуры валового внешнего долга Республики Казахстан……………………………………………………………………….9
2.1 Причины внешних заимствований…………………………….......9
2.2 Проблемы регулирования……………………………………….....16
2.3 Методы управления внешними заимствованиями……………….17
Заключение……………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………..27
Другим
результатом влияния мирового кризиса
стала практика увеличения внешних
заимствований у международных
финансовых организаций для реализации
государственных и
Для определения перспектив заимствования Казахстаном представляется целесообразным определить размер оптимально допустимого уровня внешней задолженности. С этой целью в работе сделан расчет с использованием показателя отношения валового внешнего долга к валовому внутреннему продукту страны. В таблице 4 показан расчет допустимого уровня валового внешнего долга для прогнозируемых значений валового внутреннего продукта Казахстана на 2011-2013 годы.[5]
При базовом сценарии развития экономики и с целью нахождения Казахстана в зоне умеренной задолженности необходимо, чтобы размер валового внешнего долга не превышал величин, указанных в таблице 4.
Таблица 4 - Прогноз валового внешнего долга Казахстана в диапазоне умеренной задолженности
Показатель | 2010 г. | 2011 г. прогноз | 2012 г. прогноз | 2013 г. прогноз |
ВВД- млрд. тенге | 15442,9 | 16970,64 | 18619,2 | 20389,12 |
ВВП – млрд. тенге | 19303,6 | 21213,3 | 23274 | 25486,4 |
% | ||||
Показатель | 2010 г. | 2011 г. прогноз | 2012 г. прогноз | 2013 г. прогноз |
ВВД/ВВП | 80 | 80 | 80 | 80 |
Норма для умеренной задолженности | 132-220 | 132-220 | 132-220 | 132-220 |
При сопоставлении полученных данных, берем самые минимальные показатели в диапазоне умеренной задолженности. Полученные показатели валового внешнего долга можно считать оптимальными и наиболее реальными для анализа будущего трехлетнего периода (рисунок 2).[8]
Рисунок
2 – Соотношение
Внешние
заимствования всегда будут иметь
место в экономике любой
В конце текущего года, а также в 2011 году ожидается выход на внешние долговые рынки некоторых казахстанских компаний с государственным участием, в стране начинают реализацию новые государственные программы, требующие долгосрочного финансирования. Новые государственные программы по развитию минерально-сырьевого комплекса и увеличения объемов золотодобычи начнут свою реализацию в скором времени. Первая программа обеспечит сырьем все новые предприятия, построенные в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития. Вторая программа направлена на удвоение добычи и переработки золота таким образом, чтобы к 2015 году войти в десятку мировых лидеров в этой области.
Одним
из уроков мирового финансово-экономического
кризиса стала выработка более
реалистического отношения к
привлечению заемных ресурсов отечественными
хозяйствующими субъектами. Если ранее
основной целью для частных компаний
было увеличение массы получаемых кредитов,
займов, то сейчас, главным стали
качественные составляющие - возможности
компаний по погашению приобретаемых
заимствований и риски
В
докризисный период государство
не вмешивалось в деятельность
банков, не интересовалось, из каких
источников происходит фондирование банков.
Мировой финансово-
Ситуация
с внешними заимствованиями Казахстана,
а именнр: технические дефолты
по внешним займам ряда коммерческих
банков, превышение валового внешнего
долга над валовым внутренним
продуктом в 2009 году, огромные суммы
по обслуживанию долга, лежащие бременем
на бюджете страны, отсутствие притока
инвестиций в республику и удорожание
заемных финансовых средств, по причине
недоверия иностранных
На рисунке 3 представлена модель внешних заимствований Казахстана: пути и методы оптимизации.
2.2 Проблемы регулирования
Процесс урегулирования проблемы международной задолженности привел к тому, что развитые страны впервые оказались в зависимости от финансовой политики развивающихся государств. Кредиторы были вынуждены пойти на массовую реструктуризацию долгов, хотя и добились выполнения должниками ряда поставленных перед ними условий. Таким образом возник еще один важный, на наш взгляд, фактор влияния на развитие мирового хозяйства, требующий экономического сотрудничества стран на многосторонней основе.
В
решение обострившейся проблемы
внешней задолженности все
Накопленный
мировой опыт регулирования международных
долговых отношений в период между
двумя мировыми войнами у развитых
стран, в послевоенные годы у развивающихся
стран и в последнее
2.3 Методы управления внешними заимствованиями
На наш взгляд, применительно
к казахстанской экономике
1.
Необходимость концентрации
Создание
Долгового агентства будет
-
преодолению несогласованности
действий и целей ведомств, реализующих
внешнедолговую политику
- централизации учета долговых обязательств, который в значительной мере разобщен, созданию единой базы данных государственных, квазигосударственных, банковских, частных внешних заимствований страны;
- усилению финансового контроля и комплексной методики его проведения, как в период использования, так и в период погашения внешних заимствований;
-
определению структуры
- планированию, анализу, прогнозу, мониторингу, оценке валового внешнего долга по секторам экономики,
-
выработке рекомендаций по
Рисунок
3 - Внешние заимствования
-
рациональному подходу к
2.
Учитывая риски в сфере
4.
Необходимо расширить горизонт
прогнозирования внешнего
5.
Целесообразен пересмотр либо
корректировка политики