Виды финансовых планов, их роль в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание

Основной целью моей курсовой работы является изучение финансового планирования, его методов, видов финансовых планов и их роль в управлении предприятием.
Для более полного раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие вопросы в моей работе:
понятие и сущность финансового планирования, его основные цели и задачи, понятие «бизнес-план»;
раскрыть сущность финансового плана как составной части бизнес-плана;
методы и этапы финансового планирования;

Содержание

Введение 2
Глава 1 Финансовый план как составная часть бизнес-плана 4
1.1 Понятие, значение и задачи финансового планирования. 4
1.2 Бизнес-план, этапы его разработки. 5
1.3 Финансовый план как составная часть бизнес-плана. 8
Глава 2 Методы финансового планирования 10
2.1 Методы финансового планирования. 10
2.2 Этапы финансового планирования. 13
Глава 3 Виды финансовых планов, их роль в управлении предприятием 14
3.1 Перспективное планирование 14
3.2 Текущее планирование . 17
3.3 Оперативное планирование. 20
Финансовое планирование на примере ООО «ТРЭК» 23
Приложение………………………………………………………...…………25
Расчетная часть 28
Подведение итогов 46
Заключение 49
Список использованной литературы 52

Работа состоит из  1 файл

Курсовая моя.docx

— 541.21 Кб (Скачать документ)

     в) Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители.

     г) Существо предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.

     д) Производственный план: содержание технологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.

     е) План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.

     ж) Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.

     з) Финансовый план: план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.

     и) Оценка риска: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.

     к) Приложения: перечень основных документов.

               5. Сбор информации для подготовки  каждого из намеченных разделов  бизнес-плана (привлечение к работе  специалистов, имеющих соответствующие  знания и опыт для составления  бизнес-плана).

              6. Непосредственное написание бизнес-плана  (специалистами предприятия или  фирмы с привлечением соответствующего  программного обеспечения;     консалтинговыми фирмами, специализирующимися на оказании подобных услуг и обладающих необходимыми возможностями и специалистами;            инвесторами: коммерческими банками, фондами).

               7. Анализ бизнес-плана незаинтересованным  лицом. На основании высказанных  замечаний производится окончательная  доработка и усовершенствование  документа.

          Бизнес-план представляет собой  результат исследований и организационной  работы, имеющей целью изучение  конкретного направления деятельности  фирмы (продукта или услуг)  на определенном рынке в сложившихся  организационно-экономических условиях[13].

    1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана

     Финансовый  план - это важнейшая часть бизнес-плана, в которой обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. 

     Финансовый  план бизнес-плана включает следующие  разрабатываемые документы:

          1. Прогнозный расчет объема реализации продукции. Основная задача  - дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Такой прогноз составляется на три года вперед с разбивкой по годам (помесячно, поквартально, за 12 месяцев).

          2. План доходов и расходов, который  включает следующие показатели. Основная задача – выявить доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли, прибыль после уплаты налогов.

          3. План движения денежных средств  – оценка потребности в денежных  средствах для нормального функционирования  предприятия, организации, проверки  синхронности денежных поступлений  и выплат, ликвидности предприятия. 

          4. Прогноз бухгалтерского баланса  организации. Предназначен для  специалистов коммерческих банков  в оценке тех сумм, которые  намечается вложить в активы  разных типов и за счет каких  пассивов предприниматель собирается  финансировать создание или приобретение  этих активов. Рекомендуется составлять  на начало и конец первого  года реализации продукции.

          5. График достижения безубыточности - это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки). С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции [3]. 
 
 
 
 
 

     Глава 2 Методы финансового планирования

     2.1 Методы финансового  планирования

     Методы  планирования – это конкретные способы  и приемы плановых расчетов.

     К методам, используемым в практике финансового  планирования, относятся: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математическое моделирование.

     В практике финансового планирования  применяются следующие методы:

  1. Метод экономического анализа - используется для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.
  2. Нормативный метод - заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов (ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений) рассчитывается потребность хозяйствующего субъёкта в финансовых ресурсах и их источниках. Существуют также нормативы самого хозяйствующего субъёкта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.
  3. Метод балансовых расчетов – служит для определения будущей потребности в финансовых средствах, основываясь на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.
  4. Метод денежных потоков - служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов.
  5. Метод многовариантности расчетов - состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный.
  6. Методы экономико-математического моделирования - позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

                Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Этот метод применяется при изучении динамики различных показателей за определенный период времени (несколько месяцев, лет).

     Содержание  нормативного метода финансового планирования заключается в том, что на основе заранее установленных  норм и  нормативов определяется потребность  предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. Такими нормативами являются ставки налогов  и сборов, тарифы отчислений в государственные  социальные фонды, нормы амортизационных  отчислений, учетная ставка банковского  процента и т.д. Нормы и нормативы  бывают разные: федеральные, региональные, местные, отраслевые, нормативы самого предприятия. Федеральные нормативы  являются обязательными для всей территории России. К ним относятся: ставки федеральных налогов, нормы  амортизации по отдельным группам  основных средств, минимальная месячная оплата труда, тарифные ставки на государственное  пенсионное обеспечение и социальное страхование, нормативы отчислений от чистой прибыли в резервные  фонды акционерных обществ и  т.д.[9].

     Региональные  и местные нормативы действуют  в отдельных субъектах Российской Федерации и утверждаются и представительными, и исполнительными органами власти. К ним относятся, как правило, ставки региональных налогов и сборов. Отраслевые нормативы применяются  в рамках отдельных отраслей или  по группам организационно-правовых форм предприятий (малые предприятия, акционерные общества, предприятия  с иностранными инвестициями). Нормативы  предприятия разрабатывают сами хозяйствующие субъекты и используют их для контроля за эффективностью использования ресурсов и урегулирования внутрихозяйственных процессов. К  этим нормативам относятся: нормативы  плановой потребности в оборотных  активах; нормы запасов материалов, заделов незавершенного производства, запасов готовой продукции на складе; нормативы распределения чистой прибыли на потребление, накопление и в резервные фонды и ряд других.

     Нормативный метод финансового планирования является одним из наиболее используемых. Поэтому актуальной проблемой каждого  предприятия является разработка экономически обоснованных норм и нормативов для  формирования и использования денежных ресурсов и организация контроля за их соблюдением всеми подразделениями  предприятия.

     Использование метода балансовых расчетов для определения  будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Балансовый метод  применяется при прогнозе поступлений  и выплат из денежных фондов, квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и т.д.

     Метод денежных потоков носит универсальный  характер. Этот метод помогает при составлений финансовых планов, так же при   прогнозировании сроков и размеров поступления необходимых финансовых ресурсов. Он основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и применении к этому всех расходов и издержек. Метод денежных потоков дает более полную информацию, чем метод балансовых расчетов.

     Метод многовариантности состоит в  разработке нескольких взаимозаменяющих вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них оптимальный. При этом критерии выбора  могут  быть разными[7].

     Содержание  экономико-математического моделирования  в финансовом планировании заключается  в том, что оно позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Эта взаимосвязь выражается через  экономико-математическую модель, которая  представляет собой точное математическое описание экономических процессов  с помощью графиков, таблиц, уравнений  и неравенств. В модель включают только основа определяющие факторы. При использовании экономико-математического моделирования следует иметь в виду, что небольшой период исследования (месяц, квартал) не позволит выявить  общие закономерности. Также нельзя брать и слишком большой период, так как любые экономические закономерности нестабильны и могут изменяться в течение длительного времени. На практике целесообразно использовать для перспективного планирования годовые финансовые показатели за прошедшие 3-5 лет, а для текущего планирования – квартальные данные за 1-2 года.

     Цель  каждой фирмы подобрать такие  методы финансового планирования, чтобы  конечный результат оказывался как  можно ближе к прогнозу[9].

     2.2 Этапы финансового  планирования

     Процесс финансового планирования состоит из следующих  этапов:

  1. Анализ финансовых показателей за предыдущий период с использованием информации из основных финансовых отчетов предприятий: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств.
  2. Составление основных прогнозных документов (прогноз баланса, отчеты о прибылях и убытках, движения денежных средств), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.
  3. Уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
  4. Оперативное финансовое планирование.
  5. Практическое внедрение планов и следствие их выполнения[7].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3 Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

     Финансовое  планирование можно классифицировать на: перспективное (стратегическое); текущее (административное); оперативное.

     Все виды финансового планирования на фирме  связаны друг с другом и осуществляются в определенной последовательности.

     Исходной  точкой планирования является прогнозирование  основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое  определяет задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь основа для разработки оперативных  финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.

     Очень важно осознавать тесную взаимосвязь  всех видов финансового планирования. И то, что с переходом от одного вида планирования к другому цели, задачи, этапы осуществления и  показатели более конкретизируются, становятся более четкими.

     3.1 Перспективное (стратегическое) планирование

       В современных условиях перспективное  финансовое планирование охватывает  период от одного года до  трех лет. Перспективное планирование  состоит из разработки  финансовой  стратегии предприятия и прогнозирования  финансовой деятельности. Финансовая  стратегия предприятия представляет  собой определение долгосрочных  целей финансовой деятельности  фирмы и выбор наиболее эффективных  способов их достижения. Финансовая  стратегия должна также согласовываться  с общей стратегией фирмы, хотя  она тоже оказывает на общую стратегию определенное влияние.

Информация о работе Виды финансовых планов, их роль в управлении предприятием